Семинарские занятия

Содержание разделов дисциплины

Требования Государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы.

Содержание дисциплины

Пояснительная записка

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Директор филиала

УТВЕРЖДАЮ

_________ А.Н. Макаров

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Цикл ГСЭ - общегуманитарные и социально-экономические дисциплины

Специальность: 080504.65.- «Государственное и муниципальное управление»

Принята на заседании кафедры социальных и гуманитарных дисциплин

(протокол № _____ от «_____» _____________ 200__ г.)

Заведующий кафедрой

___________________________ (­­Бессонова Т.В.__________)

Утверждена Учебно-методической комиссией экономического факультета филиала КГУ

(протокол № _____ от «____»____________ 2008 г.)

Председатель комиссии

_____________________________ (___________________)

Рабочая программа дисциплины «История международных отношений» предназначена для студентов 5 курса специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Автор: Липартелиани Гоги Бавчиевич, кандидат исторических наук

Краткая аннотация:

Преподавание учебной дисциплины призвано обеспечить достижение следующих учебных целей:

· Формирование общего уровня образованности, характерного для специалиста с высшим образованием.

· Создание соответствующей теоретической базы для успешного усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, изучение которых предполагает активное использование основ исторических знаний в области международных отношений.

· Овладение студентами на примере исторических явлений навыками аналитической работы: установление причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, обобщение, прогнозирование.

· Умение сопоставлять наиболее сложные исторические факты и события в области международных отношений и проводить исторические параллели.

В рамках преподавания учебной дисциплины, для достижения указанных целей и в соответствии с требованиями к содержанию и уровню подготовки специалиста предполагается решение следующих учебных задач:

· Введение обучающихся в область исторической науки в целом, изучение основных исторических понятий и категорий.

· Усвоение студентами основных закономерностей наиболее важных этапов и событий истории международных отношений второй половины ХХ века

· Формирование представления о вариативности исторического процесса, о влиянии системы международных отношений на внутренние процессы развития стран мира.

· Отработка практических навыков аналитической работы с историческими фактами и явлениями.

Решение указанных задач осуществляется путем установления причинно-следственных связей и применения принципа историзма к содержанию учебной дисциплины. В ходе изучения курса рассматриваются основные этапы развития новой системы международных отношений, сложившейся в результате Второй мировой войны. В программе отдельное внимание уделяется переломным моментам в истории мира, вариантам альтернативного развития государств и мирового сообществ, что позволяет студентам по завершению курса иметь представление об основных событиях и процессах в системе международных отношений и о их роли и месте в мировой цивилизации. Применительно к отечественной действительности рассматриваются основные закономерности общественно-исторического развития.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение курса «История международных отношений»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- обладать теоретическими знаниями об основных этапах и закономерностях исторического развития в области международных отношений во второй половине ХХ в.;

- понимать основные исторические понятия и категории;

- иметь представление о вариативности исторического процесса, о месте и роли России в мировом историческом процессе;

- приобрести навыки аналитической работы на примере изучения исторического процесса: установление причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, обобщение, прогнозирование.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах):

Форма обучения – очная.

Количество семестров – 1

Форма контроля: 9 семестр – зачет

№ п/п Виды учебных занятий Кол-во часов 9 семестр  
1. Всего часов по дисциплине  
  Самостоятельная работа  
2. Аудиторных занятий  
3. в том числе: лекций  
4. семинарских занятий  
Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
  -  
Название темы и ее содержание Количество часов
Лекции Семинарские занятия
1. Вводная тема. Зарождение характерных особенностей современных международных отношений. Всемирно-историческое значение победы СССР во второй мировой войне. Превращение социализма в мировую систему и ослабление позиций империализма. Парижская мирная конфе­ренция 1946 г. и условия мирных договоров с бывшими союз­никами Германии.      
2. Раздел I Основные тенденции в международной политике в период «Холодной войны». Тема 1 Складывание и основные противоречия биполярного мира. Усиление влияния реакционных, милитаристских кругов в политике США, Англии и Франции. Переход империалистиче­ских держав к «холодной войне» и притязания американского империализма на мировое господство. «Доктрина Трумэна». «План Маршалла». Атомная дипломатия. Империалистическая политика с «позиции силы». Агрессивный блок НАТО. Курс на раскол Германии и образование ФРГ. Вступление ФРГ в НАТО. Всемирные конгрессы борцов за мир. Стокгольмское воззвание, обращение о Пакте мира, Венское воззвание 1955 г. против подготовки атомной войны.        
3. Тема 2. Зарождение очагов напряженности в системе международных отношений. Укрепление дружбы и сотрудничества между СССР и дру­гими социалистическими странами. Создание и деятельность Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Предложения СССР и других социалистических стран по вопросу о разору­жении. Крушение расчетов США на атомную монополию. Вар­шавский Договор и его значение. Влияние побед социализма на подъем национально-освобо­дительного движения. Провал империалистической интервенции в Китае и агрессии США в Корее. Конференция 1951 г. в Сан-Франциско. Женевское совещание министров иностранных дел 1954 г. Военные блоки АНЗЮС и СЕАТО. Бандунгская конфе­ренция 1955 г. Багдадский пакт. Суэцкий кризис 1956 г. СЕНТО. Поддержка СССР и другими социалистическими странами антиимпериалистической борьбы народов Азии и Африки.      
4. Тема 3. Переход к разрядке международной обстановки в мире Изменение соотношения сил на международной арене. Рост оборонной мощи СССР и других стран социализма. Новый тип взаимоотношений между социалистическими странами. Суве­ренность и равноправие государств социалистического содруже­ства. Империалистические планы подрыва социалистического содружества изнутри. Международное значение экономической интеграции социалистических стран.      
5. Раздел II Складывание новой геополитической ситуации на международной арене. Тема 1. Зарождение региональных проблем в системе международных отношений. Начало третьего этапа общего кризиса капитализма (меж­дународные отношения во второй половине 50-60-е гг.). «Общий рынок» и ЕАСТ. Сущность империалистической интеграции. Выход Франции из военной организации НАТО.          
6. Тема 2. Взаимоотношения со странами третьего мира. Суэцкий кризис Провал англо-американского вмешательства в дела иракской революции 1958 г. Карибский кризис 1962 г. «Тонкин­ский инцидент» 1964 г. и начало агрессивной войны США во Вьетнаме. Агрессия Израиля 1967 г. и поддержка ее американ­ским империализмом.      
7. Тема 3. Эволюция подходов к международным конфликтам в конце 70-х-нач. 80-х гг. ХХ в. НТР в военном деле. Глобальный характер энергетической, I сырьевой и продовольственной проблем. Западная Европа как I «центр силы». Расширение «Общего рынка» в 1973 г. Переход от «холодной войны» к разрядке напряженности. Договоры 1970—1973 гг. между социалистическими стра­тами и ФРГ, урегулирование проблемы Западного Берлина. Укрепление сотрудничества СССР с Францией и другими евро­пейскими государствами. Советско-американские соглашения 1972—1974 гг. Успешное завершение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Борьба СССР и социалистиче­ских стран за материализацию разрядки. Кризис капиталистической экономики 1974—1975 гг. и обо­стрение энергетической, сырьевой и валютно-финансовой проблем.      
8. Тема 4. Новые очаги напряженности на Ближнем Востоке и в Европе. Развитие национально-освободительного движения. Пораже­ние США в Индокитае. Провозглашение Лаосской Народно-Де­мократической Республики, Социалистической Республики Вьет­нам. Победа народно-демократической революции в Кампучии. Крах блоков СЕАТО и СЕНТО. Агрессия Израиля в октябре 1973 г. Палестинская проблема. Роль международного сионизма в нагнетании напряженности на Ближнем Востоке. США и сепаратный израильско-египетский «мирный договор». Позиция арабских государств. Вторже­ние Израиля в Ливан. XXVI съезд КПСС о путях урегулирова­ния ближневосточного кризиса. Народно-демократическая ре­волюция в Афганистане. Антишахская, антиимпериалистичес­кая революция в Иране. Курс США на поддержку контррево­люции в Иране. Ирано-иракская война. Антисоветская кампа­ния западных стран в связи с событиями в Афганистане. Советские предложения о нормализации обстановки в районе Персидского залива.      
9. Итоговое занятие. Международные отношения в 70-нач. 80-х гг. ХХ в. Укрепление дружбы и сотрудничества между СССР и дру­гими социалистическими странами. Влияние побед социализма на подъем национально-освобо­дительного движения. Начало третьего этапа общего кризиса капитализма (меж­дународные отношения во второй половине 50-х-—60-е гг.). Советские предложения о разоружении. Рост оборонной мощи СССР и других стран социализма. Новый тип взаимоотношений между социалистическими странами. Антивоенное движение начала 80-х гг. Развитие национально-освободительного движения. Крах блоков СЕАТО и СЕНТО. Антисоветская кампа­ния западных стран в связи с событиями в Афганистане. Кризис мировой экономики 1974—1975 гг. и обо­стрение энергетической, сырьевой и валютно-финансовой проблем.      
  ВСЕГО:      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: