Последствия и значение феодальной раздробленности

Русский город в домонгольский период.

Город (славянск.) – укрепленное место.

Возникновение городов – одна из предпосылок возникновения государства.

Городище – это место, где возникает какое-то селение, которое может превратиться в город. Там есть какое-либо укрепление типа вала или частокола, живут ремесленники. Расположено на берегу реки или озера. Таких городищ – сотни, но не все стали городами.

В период с IX по XI век – 23 города.

Киев – без даты, Новгород – 862 год. Муром, Псков, Полоцк, Ростов (Великий), Смоленск, Чернигов – впервые упомянуты в IX-XI веках.

В XI веке – 58 названий; XII век – 134; первая треть XIII века – 47.

С XI по XIII век – более 250 городов.

Город: на высокой горе – детинец или княжеский замок (впоследствии называемый кремлем). Внизу, на подоле – простой люд (ремесленники, обыватели). Посад – то, что окружает детинец.

В. О. Ключевский считал, что города это результат торговли; города возникали на пересечении торговых путей.

Большинство городов – на реках.

Население города: ремесленники, бояре, купцы, дружинники, пролетарии, голытьба; а вокруг – на 10, 20, максимум 30 км – земледельческая округа, которая кормит город.

Город – администативно-хозяйственный центр, в котором происходил обмен сельскохозяйственной продукции на вещи, изготовленные ремесленниками.

Древнее государство не могло быть единым, потому что не было хозяйственных связей в масштабах всей страны.

Ремесленники – кузнецы, златокузнецы, оружейники, кожемяки, плотники, портные, каменщики и т. д. 64 специальности. Ремесленники делали на торг, на заказ, на обмен.

Стена хорошего города строилась так: возводился вал, забивались сваи, на сваи ставились клети, которые заполнялись землей, насыпался земляной скат на внешнюю сторону. Зимой такой скат преодолеть невозможно.

К XIII веку стены обветшали, их не берегли; горожанам не хотелось проливать кровь за очередного князя. Когда пришли татары, ремонтировать оказалось поздно. Хорошая стена была дубовой. Каменные стены были большой редкостью.

В городе в домонгольский период были монастыри, а после нашествия монголов монастыри стали ставить на неосвоенных землях. В Новгороде и в Киеве было по 17 монастырей, в других городах – меньше. Из Киево-Печерского монастыря вышло 15 епископов.

В Киеве не было вечевой традиции, там правили князья; в Новгороде – наоборот.

В городе было правление князя, посадника, тысяцкого и епископа. Князь не имел права покупать в частное владение новгородские земли. Возникает местная аристократия, так как должность тысяцкого переходила от отца к сыну.

Население города росло за счет беглых холопов, которые ушли от своих хозяев. Город с его жесткой структурой, лучше организованный, чем деревня, лучше управляемый, с более разработанной законодательной базой, представлял оппозицию сельской местности.

Этнический состав города: норманны, немцы, поляки, греки, евреи, арабы, русские. Северные города более однородны.

Город управлялся так, что его законы обеспечивали равные права тем, кто в нем поселялся, при условии уплаты налогов.

Натуральное хозяйство, господствовавшее в период феодальной раздробленности, приводило к ослаблению капитала, денежный отношений. Феодальная раздробленность, наиболее полное развитие получившая в удельном порядке северо-восточной Суздальской Руси, приводит к тому, что служилый класс, формировавшийся из княжеских дружин Киевской Руси, все более приобретает землевладельческие интересы, землевладение все больше становится для бояр, ратных людей и вольных слуг основой общественного значения этого класса. Вместе с тем из строя общественных сил выбывает класс, преимущественно работавший торговым капиталом, класс состоявший из промышленных обывателей больших вольных городов того времени.

Главные следствия удельного порядка таковы: под действием удельного порядка северная Русь политически дробилась все мельче, теряя и прежние слабые связи политического единства; вследствие этого дробления князья все более беднели, замыкаясь в своих вотчинах, и превращались по своим понятиям и интересам в частных сельских хозяев, теряли значение блюстителей общественного блага, а с этой потерей падало в них и земское сознание. Все эти последствия подготовляли благоприятные условия для дальнейшего политического объединения Руси, т.к. когда из среды обедневших и измельчавших удельных князей поднялся один сильный владелец, он не встретил со стороны удельных князей дружного отпора своим объединительным стремлениям.

Всем этим определяется значение удельного порядка в нашей политической истории: он своими последствиями облегчил собственное разрушение.

Старая Киевская Русь не устроила прочного политического единства, но завязала прочные связи единства земского. В удельной Руси эти связи окрепли; перемешанные колонизацией местные особенности слились в единое великорусское племя. Удельный порядок стал переходной политической формой, посредством которой Русская земля перешла от единства национального к единству политическому. М.Н. Воробьев в своих лекциях говорит о культурно-историческом аспекте, о том, что в период феодальной раздробленности расцветает древнерусская культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: