Структура бытия и онтологический статус культуры

Культура есть культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.

Человек является природным существом – особого вида животным. Но система его бытия

Культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.

Начинается этот человекотворческий акт с того, что наш предок встал на ноги. Потом все дети будут повторять это, но уже с помощью мамы. Этот факт обнаруживает свою внегенетическую, человечески-самостоятельную, т.е. – культурную сущность.

Изменение анатомии человеческого тела имело решающее значение на развитие мозга, а именно асимметрию полушарий.

Деятельность левого полушария привела к возможности абстрактного мышления и его словесному выражению. Т.е. произошло «овнешнение» мысли. Интеллектуальная информация опредмечивалась в речи. Это послужило условием её обобществления – т.е. передачи другим людям в ходе совместной коллективной деятельности.

Таким образом, первичная форма существования культуры – физическая культура. Это физическая форма культуры, фундамент всей вырастающей на нём сложнейшей духовной и художественной культуры.

не одномерно-биологична (позитивисты),

не одномерно-социальна (вульгарные социологи),

не одномерно-духовна (теологи и религиозные философы),

не одномерно-культурна (антропологи-рационалисты от К.Линнея, автора выражения

человек разумный, до Й.Хёйзинги),

не двухмерна – биосоциальна (zoon politikon – по Аристотелю,

общественное животное – по К.Марксу),

а трёхмерна – биосоциокультурна.

Т.е человек есть животное, творящее культуру и творимое культурой, живущее в обществе и по законам общества.

Сложность системы человеческого бытия объясняется рядом факторов:

  1. деятельность человека управляется программами, которые и в онтогенезе, и в филогенезе транслируются не биогенетическим путём, а социокультурной генетикой. Эта трансляция обеспечивается механизмом опредмечивания и распредмечивания:
  2. деятельность человека (а тем самым и сущность культуры) определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически неопределённого поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур.
  3. ширина спектра индивидуального разброса человеческих качеств, которой не было в природе, и которая конституировала неповторимость индивида как уникального системного объекта.
  4. превращение психической активности, которая присуща животным, в специфически культурную духовную деятельность человека. Это оказалось необходимым для собственно культурной (т.е. для генетически не программируемой) деятельности человека и стало возможным благодаря работе человеческого мозга.

Благодаря этому ансамблю качеств культура становится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.

(конспект)

Человек, общество, культура являются системными объектами, но несравненно более сложными, чем природные системы.

Система – взаимосвязанное множество.

Бытие – это система (или метасистема, от гр. meta – после, за, через).

Основные формы бытия:

  • природа – непосредственная, стихийная форма существования материи, охватывающая неорганические и органические её структуры; это наличное бытие материи, реальность её конкретного существования;
  • общество (людей) – внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности;
  • человек – воплощённое единство природы и общества.
  • культура, охватывающая

1)человека как субъекта деятельности (творец культуры);

2)способы деятельности, которые не врождены человеку;

3)многообразие материальных, духовных и художественных предметов

(опредмечивание);

4)вторичные способы деятельности (распредмечивание);

5)человека как продукта культуры (творение культуры);

6)общение – способ реализации потребности человека в человеке как субъекта в

субъекте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: