Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 1

К ВАРИАНТУ 1.

ОТВЕТЫ

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А1   А10   А19  
А2   А11   А20  
А3   А12   А21  
А4   А13   А22  
А5   А14   А23  
А6   А15   А24  
А7   А16   А25  
А8   А17   А26  
А9   А18   А27  

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр.

За полный правильный ответ на задания В3, В7, В10, В13 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Правильно выполненные задания В1, В2, В4, В5, В6, В8, В9, В11, В12, В14, В15 оцениваются 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

№ задания Ответ
В1 ВАБГ
В2  
В3  
В4 Годуновы
В5 БГАВ
В6  
В7  
В8 АлександрТретий
В9  
В10  
В11 перваямировая; ПерваяМировая
В12  
В13  
В14 Брежнев; ЛеонидБрежнев;ЛИБрежнев; БрежневЛИ
В15 ВАГБ
Внимание!При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует(нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью <...> Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня <...> слёзы радости текли из глаз...

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что <...> выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях <…> разгромить <...> В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы <...> бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов <...> В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев <...> Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

С1

Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Может быть указано, что: - война – Великая Отечественная; - битва – Московская; - воспоминания относятся к декабрю 1941 г.    
Указаны война, битва и дата воспоминаний.  
Указаны 2 любых элемента ответа.  
Указан 1 любой элемент ответа. ИЛИ Все элементы названы неверно.  
Максимальный балл  
С2

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин победы в указанной битве.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть указаны следующие причины победы: - беспримерное мужество и жертвенность, массовый героизм советских солдат и офицеров; - активная помощь фронту со стороны гражданского населения; - переброска свежих дивизий с Дальнего Востока; - сопротивление врагу на оккупированных территориях, развитие партизанского движения; - действия Г.К. Жукова и других советских военачальников по организации отпора врагу и контрнаступления; - суровая зима, помешавшая противнику использовать в полной мере своё техническое преимущество (создававшая при этом проблемы и для обороняющихся); - поступление в Красную армию первой техники по ленд-лизу.  
Указаны 3 причины.  
Указаны 1–2 причины.  
Все элементы ответа названы неверно.  
Максимальный балл  
С3

Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трех положений.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены следующие положения о значении победы под Москвой с точки зрения, выраженной в воспоминаниях: - это была первая крупная победа Красной Армии с начала войны; - враг был отброшен от столицы; - были освобождены от врага первые населенные пункты; - враг понёс значительные потери; - возродилась (укрепилась) надежда на победу в войне.  
Приведены 3 положения.  
Приведены 2 положения.  
Приведено 1 положение. ИЛИ Все элементы названы неверно.  
Максимальный балл  
С4

Назовите не менее двух основных проблем экономического развития СССР к середине 1980-х гг.

Приведите не менее трех примеров конкретных мер, предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. для решения этих проблем.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1. Могут быть названы следующие проблемы экономического развития СССР к середине 1980-х гг.: - снижение темпов экономического роста; - хронический дефицит продовольствия и товаров народного потребления; - растущее научно-техническое отставание СССР от западных стран; - исчерпание возможностей экстенсивной экономики; - зависимость экономики от экспорта энергоносителей и цен на них на мировом рынке; - чрезмерная милитаризация экономики; - низкое качество и дефицит товаров на потребительском рынке; - низкая производительность труда и слабая трудовая дисциплина; - чрезмерная централизация экономики; - отставание ряда важных отраслей (сельское хозяйство и др.); - рост теневой экономики.
2. Могут быть приведены следующие примеры предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. конкретных мер для решения проблем экономического развития: - провозглашение курса на ускорение; - антиалкогольная кампания; - введение государственной приёмки; - принятие закона «О государственном предприятии»; - борьба с коррупцией и нетрудовыми доходами; - борьба за повышение трудовой дисциплины, внимание к материальному стимулированию труда; - предоставление бόльшей хозяйственной самостоятельности предприятиям; - принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности; - поощрение подсобных хозяйств, аренды и т.п.; - создание совместных предприятий; - принятие закона «О кооперации в СССР», развитие кооперативного сектора экономики.
Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 проблемы в экономике СССР середины 1980-х гг. и приведены 3 примера действий, предпринятых для решения этих проблем во второй половине 1980-х гг.  
Названы 2 проблемы и 2 примера. ИЛИ Названы 1 проблема и 3 примера.  
Названы 2 проблемы, приведен 1 пример. ИЛИ Названы 1 проблема и 2 примера. ИЛИ Проблемы не названы, приведены 3 примера.  
Названы 2 проблемы, примеры не приведены. ИЛИ Названа 1 проблема, приведен 1 пример. ИЛИ Проблемы не названы, приведены 2 примера.  
Назван 1 любой элемент ответа. ИЛИ Все элементы названы неверно.  
Максимальный балл  
С5

Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.:

1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования («Союз 17 октября»).

2. Первая российская революция осталась незавершённой (РСДРП).

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе первой точки зрения: - в ходе революции было создано народное представительство - Государственная Дума; - законодательная власть царя была ограничена Государственной Думой и Государственным Советом; - было создано объединённое правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ; - были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых были зафиксированы произошедшие изменения; - населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября 1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.); - были отменены выкупные платежи; - с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа, дававшая надежду на решение аграрного вопроса; - рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращён рабочий день. При выборе второй точки зрения: - сохранилась монархия; - за императором сохранилась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах; - за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы; - император имел право распускать Государственную Думу; - император мог принимать законы в период роспуска Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов); - все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении; - в Основных законах было сохранено определение императорской власти как самодержавной; - власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы Государственной думы, обеспечивая преимущество для своих сторонников; - 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы (третьеиюньский переворот); - не был решён аграрный вопрос (не было значительно увеличено крестьянское землепользование, не были возвращены отрезки); - рабочие не добились 8-часового рабочего дня; - сохранялось национальное неравенство; - не произошло значительного расширения прав самоуправления.
Указания к оцениванию Баллы
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения.  
Приведены 2 аргумента.  
Приведен 1 аргумент.  
Все элементы ответа названы неверно.  
Максимальный балл  
С6

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Реформы 50-х гг. XVI в., проведённые Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чём заключались причины её введения (не менее двух причин) и каковы были её последствия (не менее трёх последствий).

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
1. Может быть указано, что: - политика называлась «опричнина»; - переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана IV; - отношения монарха и боярской аристократии были очень напряжёнными; - активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса. Личные мотивы Ивана IV: - в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время тяжёлой болезни царя в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру; - в 1557–1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашёл он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады; - в 1560 г. произошёл его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем отправлены в ссылку; - после побега князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.) гонения на бояр были ужесточены. 2. Могут быть названы последствия опричной политики: - кризис власти, ослабление государства, угроза распада России; - кризис хозяйственной жизни, гибель массы людей, бегство населения из центра страны на окраины); - усиление возможностей для установления крепостнических отношений (конец XVI в. – прикрепление крестьян к земле).  
Указания к оцениванию  
Дано определение политики, названы 2 причины и 3 последствия.  
Дано определение политики, названа 1 причина и 3 последствия ИЛИ Название политики не дано, названы 2 причины и 2 последствия.  
Названы только 2 причины и 1 последствие. ИЛИ Названы 1 причина и 2 последствия.  
Названы только 1 причина и 1 последствие. ИЛИ Названы 2 причины, последствия не названы. ИЛИ Названы только 2 последствия, причины не названы.  
Названы только 1–2 элемента ответа. ИЛИ Все элементы названы неверно.  
Максимальный балл  
С7

Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России.

Укажите, что было общим (не менее двух итогов, результатов для России), а что – различным (не менее двух итогов, результатов для России).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее • …………………………………………………………………. • ………………………………………………………………….
Различия
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… –––––
––––– • ……………………………

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
С7.1 В качестве общих положений могут быть приведены: итоги, результаты войн для России: - опасность дипломатической изоляции России; - ослабление экономики России; - истощение финансов России; - недовольство представителей русского общества (И.С. Аксакова, Ф.М. Достоевского и др.) итогами войны.  
Названы 2 элемента ответа.  
Назван 1 любой элемент ответа.  
Все элементы ответа названы неверно.  
Максимальный балл  
С7.2 Различия:  
итоги, результаты для России Крымской войны 1853 – 1856 гг.   итоги, результаты для России русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.  
военное поражение России победа России в войне  
нейтральный статус (нейтрализация) Чёрного моря (запрещение России иметь военный флот, крепостные сооружения и арсеналы на Чёрном море) Берлинский трактат подтверждал отмену нейтрализации Чёрного моря (в соответствии с Лондонской конвенцией 1871 г.)
на международной арене сложилась расстановка сил, получившая название Крымской системы (имевшей антироссийскую направленность) итоги русско-турецкой войны нанесли ущерб «Союзу трёх императоров»
ослаблена позиция России на Балканском полуострове (Россия была лишена права единоличного покровительства Сербии и Дунайским княжествам) усилился авторитет России среди народов Балканского полуострова
–– контроль России над управлением Болгарией (и выработкой её конституции)  
Карс переходил под власть Турции Карс (Ардаган, Батум) закреплялись за Россией  
условия Парижского мира (1856 г.) не отражали всей глубины военного и дипломатического поражения России (благодаря дипломатии А.Ф. Орлова) решения Берлинского конгресса 1878 г. уменьшили значение военных побед России  
поражение России вынудило Александра II приступить к реформам Александр II отказался от реформаторской политики (в конце 1870-х гг.)  
Названы 2 различия  
Названы 1 любое различие  
Все различия названы неверно  
Максимальный балл  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: