Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1–С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво. |
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. |
«Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику только мероприятиями в русле консервативного реформизма и чисто охранительными функциями… Политика Бунге и его преемников (таможенный протекционизм, привлечение иностранного капитала, упорядочивание государственного долга и денежного обращения) способствовала завершению промышленной революции в России, утверждению крупного машинного производства, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма. Это опровергает традиционное представление о царствовании […] как… «периоде регресса». Но, как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне и не предполагавший каких-либо изменений в системе общинного землевладения и патриархальном укладе крестьянской жизни, порождал глобальные диспропорции, неизбежно ведущие в будущем к социально-политическому кризису».
|
|
С1 |
Определите, о правлении какого императора идет речь. Каким термином историки определяют его правление? Каково отношение автора к политике монарха?
С2 |
На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений его внутренней политики, стимулирующих развитие промышленности.
С3 |
Укажите не менее трех положений, свидетельствующих о попытках сохранить общинно-крепостнические порядки на селе.
Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. |
С4 |
Назовите не менее трех общественных классов или групп, слоев, принимавших участие в революции 1905-1907 гг. Приведите не менее одного требования от каждого такого общественного класса (слоя, группы, выбранных вами), выдвигавшегося ими к государственной власти.
С5 |
Ниже приведены две точки зрения на начало Гражданской войны:
1. Гражданская война в России началась сразу после установления советской власти.
2. Гражданская война в России началась летом 1918 г.
|
|
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6 |
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В ноябре 1917 г. большевики пошли на создание коалиционного правительства с левыми эсерами. Однако в марте 1918 г. коалиция распалась.
Почему это произошло? (Укажите не менее двух причин).
Каковы были последствия распада коалиции? (Укажите не менее двух последствий).
С7 |
Сравните проекты конституций, разработанных членами Северного и Южного тайных обществ в начале 20-х гг. XIX в.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее • …………………………………………………………………. • …………………………………………………………………. | |
Различия | |
… | … |
• …………………………… | • …………………………… |
• …………………………… | • …………………………… |
• …………………………… | ––––– |
––––– | • …………………………… |