Темы эссе к Модулю 2 (ПР-3)

Тема 6: Развитие отраслей психологии.

Тема 5: Зарождение психологии как науки.

Модуль 2. Развитие психологии как науки и методологический кризис

Цель модуля: Сформировать у студентов научные представления о возникновении и динамике развития научных психологических знаний и развитии отраслей психологии.

Немецкая эмпирическая психология первой половины XIX в. Учение И-Ф. Гербарта и его развитие в трудах Т.Вайтца, М.Лацаруса, Г. Штейнталя. Развитие английской ассоциативной психологии в XIX в. (Т. Браун, Д. Милль, Д.С.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).

Особенности социально-культурного развития России в XIX в. Различные течения общественной мысли и их влияние на формирование картины мира человека: славянофильство и западничество, революционно-демократическое движение, академические Философские направления. Первый в русской науке опыт систематизации наук и целостного описания психического мира человека в работах А.И. Галича. А.И.Герцен о "деянии" как факторе духовного развития человека.

Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки (физиология органов чувств и мозга, взаимодействие локализационных и антилокализационных тенденций, развитие учения о рефлексе, концепция Ч.Дарвина и ее влияние на становление научных представлений о психике, накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т.д.).

Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология органов чувств (Г.Гельмгольц), психофизика (Э. Вебер и Г. Фехнер), психометрия (Дондерс). Создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа в развитии психологии. Развитие экспериментальной психологии в Европе и в Америке в конце ХIХ - начале XX в. Экспериментальные методы, приборы и оборудование.

Экспериментальная психология: «Сертификат» на независимость. Э.Вебер: зарождение психофизики. Г.Т.Фехнер: основы психофизики. Ф.Дондерс: время реакции

Г.Л.Гельмгольц: основоположник психофизиологии. Э. Пфлюгер: сенсорные функции. Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов. В.Вундт: «отец» экспериментальной психологи. Г.Эббингауз: метод бессмысленных слогов. Изучение навыков. Дифференциальная психология: Проблема индивидуальных различий. Ф.Гальтон: наследственность гения. Развитие метода тестов. А.Бине: диагностика умственного развития. Психология развития: Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область. С. Холл: рождение педологии.

Дж.Семи: ассоцианизм в детской психологии. Э.Мейман: педагогическая психология. Э.Клапаред: идея саморазвития. А.Гезелл: нормальное детство. Дж. М. Болдуин: культурное развитие ребенка. К.Бюлер: стадии психического развития. М.Мид: этнопсихология детства. Зоопсихология: Дарвин и подъем сравнительной психологии. Психика животных и психика человека. «Закон экономии» Ллойд-Моргана. Дискуссия о вариативности поведения. Ж. Леб: теория тропизмов. Познаваемасть психических актов

Социальная и культурно-историческая психология: «Психология народов». Коллективный организм». Вклад психоневрологов. Внушение и подражание. Э.Дюркгейм: коллективные представления. Концепция ценностей. Концепция инстинктов. Психотехника.

Студентам предлагается написать эссе на следующие темы (по выбору):

  1. Положительное и отрицательное влияние позитивизма на развитие психологии.
  2. Поиски объективного метода исследования психики во второй половине XIX в.
  3. Роль эволюционной теории Дарвина в развитии психологии.
  4. Основные особенности немецкой психологической школы.
  5. Значение теории Вундта в развитии ассоциативной психологии.
  6. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.
  7. Американский и европейский функционализм - общее и различия.
  8. Особенности подхода к изучению психики в Чикагской и Колумбийской школах.
  9. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе.
  10. Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма.
  11. Описательная и объяснительная психология - достоинства и недостатки.
  12. Педология и возрастная психология - взаимосвязь и взаимовлияние.
  13. Теория персонализма Штерна и ее связь с современными теориями личности.
  14. Сравнительный анализ подхода к проблеме развития интеллекта в теориях Штерна и Бюлера.
  15. Роль культуры в развитии национального характера (по работам Вундта, Лацаруса, Штейнталя, Шпета).
  16. Сравнительный анализ подхода к этнопсихологическому исследованию в релятивизме, абсолютизме и универсализме.
  17. Роль Гальтона в развитии дифференциальной психологии.
  18. Тесты как универсальный метод исследования индивидуальных различий.
  19. Сравнительный анализ подхода ведущих зарубежных психологов к проблеме личности и общества.

Тест рубежного контроля к Модулю 2 (ПР-1)

1) Укажите имя арабского ученого, который изучал такие феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д., и подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности

2) Укажите, кто из названных авторов представил работу души в виде следующей схемы: сначала душа совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность

а) Ф.Аквинский

б) А.Августин

в) Аристотель

г) Ибн Рошд

3) Определите ученого, который не разделял гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь

а) Х.В.Вивес

б) Л. да Винчи

в) Ф.Аквинский

г) Х.Уарте

4) Укажите автора, который создал схему, согласно которой внешний импульс приводит в движение "животные духи" и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам, т.о. объяснив рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе.

а) У.Гарвей

б) Р.Декарт

в) И.П.Павлов

г) Б.Спиноза

5) Укажите ученого, который доказывал, что врожденных идей нет, и утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена.

а) Т.Гоббс

б) Р.Декарт

в) Д.Локк

г) Г.Гартли

6) Определите, какое из указанных утверждений противоречит воззрениям Г.В.Лейбница

а) основе единства телесного и психического лежит духовное начало

б) мир состоит из бесчисленного множества монад

в) не существует первичных или вторичных качеств предметов

г) не существует области бессознательных явлений

7) Укажите ученого, который считал, понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, а душа есть нечто вроде театральных подмостков, где проходят чередой сцеп ленные между собой сцены.

а) Д.Юм

б) Д.Локк

в) Г.Гартли

г) Д.Беркли

8 ) Укажите имя автора, развивавшего учение о "ментальной (психической) химии", т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания

а) И.Ф.Гербарт

б) Г.Спенсер

в) Д.С.Милль

г) А.Бен

9) Укажите ученого, который выдвигал идею о целостности системы головного мозга, согласно которой при удалении определенных участков коры их функция может быть восстановлена за счет работы других отделов мозга:

а) И.Павлов

б) Ф.Галль

в) К.Бернар

г) П.Флуранс

10) Установите соответствие между автором (ассоцианисты XVIII-XIX в.) и определяемым им предметом психологии

1. В.Вундт 2. А.Бен 3. И.Гербарт 4. Д.С.Милль   а) Сознание б) Перцепция и апперцепция в) Связь сознания и поведения г) Элементы психики, их связи и законы, психология народа

Ключ к тестовому заданию:

№ пункта Правильный ответ
  Ибн-Аль-Хайсам
  а
  в
  б
  в
  г
  а
  в
  г
  1 – г, 2 – в, 3 – б, 4 – а

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: