Политико-правовые идеи Дж. Локка

Другим выдающимся мыслителем Англии в рассматриваемую эпоху был Джон Локк (1632-1704гг.). Свое политико-юридическое учение Дж. Локк из­ложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Эта работа появилась как ответ на идеи Т. Гоббса о неограни­ченном характере государственной власти.

Социально-политическая доктрина Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой мысли и так­же основывалась на идеях естественного права и общественно­го договора, получивших у него существенно иное воплоще­ние. До возникновения государства люди, полагал Локк, пре­бывали в естественном состоянии, но не «войны всех против всех» (как у Т. Гоббса), а, наоборот, в состоянии полной свобо­ды и равенства.

По Локку, состояние полной свободы означает свободу дей­ствий и распоряжения своим имуществом и собой как личностью в соответствии с тем, что он считает подходящим для себя в гра­ницах закона природы, не спрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли. Состояние равенства означает, что все люди от рождения имеют одинаковые права, по­лучают одинаковые природные преимущества, должны быть рав­ны между собой без какого-либо подчинения или подавления. Тем самым Локк обосновывает идею прав и свобод человека, суще­ствующих в догосударственном, естественном состоянии.

Но в естественном состоянии, рассуждал Локк, отсутству­ют органы, гарантирующие соблюдение прав и свобод, обла­дающие властью охранять законы, обуздывая нарушителей, способные беспристрастно разрешать споры между людьми. Чтобы создать такой орган и с его помощью обеспечить есте­ственные права, равенство и свободу, защиту личности и соб­ственности, люди соглашаются образовать политическое сооб­щество, учредить государство.

Локк определяет государство как совокупность людей, со­единившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебные инстанции, правомочные улаживать споры и наказывать преступников. Отличие госу­дарства от других организаций состоит именно в полноте его публичной власти (у Локка – политической власти), в праве дей­ствовать во имя общего блага и с этой целью издавать законы, применять силу сообщества для исполнения этих законов и за­щиты государства от нападения извне.

Добровольно создавая государство, люди определяют тот объем прав и полномочий, который они затем передают госу­дарству. Но о каком-либо полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу госу­дарства (что имело место в учении Т. Гоббса) Локк речи не ве­дет. Государство, по Локку, имеет столько власти, сколько ему нужно, чтобы обеспечить основные права граждан (вытекаю­щие из сущности естественного права) и политические свобо­ды подданных: право на жизнь, свободу, собственность и др. Но чтобы государство не вышло за отведенные ему рамки, оно должно быть организовано так, чтобы носитель власти тоже был под властью закона, ибо главная опасность для естествен­ных прав и законов проистекает прежде всего из привилегий носителей властных полномочий.

В качестве механизма, препятствующего узурпации власти и предотвращающего возможность её деспотического использо­вания, Локк высказал мысль о проведении разделения властей. Это было новаторство в политической мировой практике. Локк предложил разграничить прерогативы между разными ветвями власти. Верховная, законодательная власть должна была при­надлежать парламенту, который решает все вопросы по воле большинства. Законодательная власть должна стоять на страже буржуазных свобод и частной собственности и сама подчинять­ся созданным ею законам. Исполнительная власть (Локк вклю­чал сюда также судебную, военную и федеративную, т.е. сноше­ния с другими государствами) передавалась кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определя­лись и регулировались законами и строго контролировались парламентом. Ни один министр или сам король не имели права преступить законные рамки. Народ при этом сохраняет за собой право на сопротивление, ибо суверенитет народа выше сувере­нитета государства. Такие условия, считал Локк, наилучшим образом достигаются в конституционной монархии.

Представления Локка о принципах распределения, связи и взаимодействия отдельных слагаемых единой государственной власти составили основу рождавшейся в XVII веке доктрины буржуазного конституционализма и парламентаризма.

Обоснование Локком естественных прав – права на жизнь, свободу и собственность – принесло ему славу основателя ли­берализма. Его тройственная правовая формула вошла во мно­гие раннебуржуазные конституции, из нее развилось более диф­ференцированное содержание «прав и свобод человека», сфор­мировался новый политико-юридический идеал: идеал обще­ства, в котором каждый человек с самого начала признается в качестве труженика-собственника. А стремление Локка огра­ничить деятельность государства охранительными функциями положило начало идеям правового государства.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Г. Греции – основоположник рационалистической докт­рины естественного права и науки международного права.

2. Учение Т. Гоббса о государстве и праве.

3. Политико-правовые воззрения Дж. Локка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: