Основные принципы и идеи консерватизма

В первой половине XIX в.

Глава ΙΧ. Политико-правовые концепции в Европе

Реакция политической и правовой мысли, политических силна французскую революцию.

Английский консерватизм. Э. Берк. Консервативная политико-правовая мысль во Франции. Ж. Местр. Л. Бональд. Историческая школа права (Германия). Научная и политическая оценка исторической школы права.

Английский, французский, немецкий либерализм. Основные идеи И. Бентама, Ц. С. Милля, Б. Констана, В. Гумбольдта о государстве и праве.

Политико-правовые теории французских и английских социалистов. Идеи и проекты А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Проблемы государства и права в социологии О. Копта.

§1. Первая половина XIX столетия – период чёткого

обособления основных современных идеологий

В Западной Европе первая половина XIX столетия – это время дальнейшего утверждения и упрочения во многих стра­нах буржуазного, капиталистического уклада жизни. Отноше­ние к этому историческому процессу различных социально-политических сил было неоднозначным. Дворянско-аристократическим, феодально-монархическим кругам слишком ра­дикальным казался отказ от прежних социальных порядков и ценностей, и они желали восстановить былые привилегии и старые добуржуазные порядки. Промышленно-торговую бур­жуазию, наоборот, не устраивали остатки феодальных усто­ев, поэтому, стремясь покончить с сословным неравноправи­ем, они способствовали активизации радикальных, демокра­тических перемен. Разорившиеся крестьяне, ремесленники и мелкие собственники обвиняли капиталистическую систему, ввергнувшую значительные слои населения в бедственное по­ложение. Все эти умонастроения получили отражение и в по­литико-правовой мысли.

В начале XIX в. сложились три группы мыслителей: кон­серваторы-традиционалисты, либералы и социалисты.

Консерватизм (лат. conservare – охранять, сохранять) возник как реакция феодальной аристократии на события Великой француз­ской революции, которая рассматривалась ею как причина общественного хаоса и раз­рушения.

Родоначальниками европейской консервативной мысли считают британского философа и государственного деятеля Эд­мундаБерка (1829-1891гг.), французского публициста и обществен­ного деятеля Жозефа де Местра (1754-1821гг.), немецкого исто­рика-правоведа Фридриха фон Савинъи (1779-1861гг.).

Основные положения консервативной идеологии возник­ли как противопоставление взглядам просветителей, идеям пе­риода Французской революции. Наступательному, гуманисти­ческому лозунгу революции «Свобода, равенство, братство» де Местр в конце XVIII в. противопоставит свой девиз-триаду: «папа – король – палач».

Но в целом консерватизм этого времени не был последова­тельно реакционным течением, он близок традиционализму, который ориентируется на сохранение и поддержание истори­чески сформировавшихся форм государственной и обществен­ной жизни, в первую очередь морально-правовых её оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, т.е. во всем том, что, на взгляд консерваторов, сплачивает об­щество, обеспечивает его единство и преемственность в разви­тии. Он выражен в понятии порядка, существовавшего изна­чально, с которым следует соотносить всякий возникающий во времени порядок.

Наибольший интерес представляет учение консерватизма о природе государства и общества. Консерваторы-традицио­налисты отвергали основную идею просвещения о возможнос­ти рассмотрения общества исключительно с позиций разума и естественно-правовой теории. По их убеждению, государство и общество – это не изобретение человека, а продукт существу­ющей изначально, подобно органической природе, естествен­ной эволюции, это сложное органическое целое, все части ко­торого так взаимосвязаны, что изменение любой из них под­рывает устойчивость всего общественного целого.

Органичность и целостность общественной жизни предпо­лагает естественность жесткого иерархического порядка, функциональное и соответственно политическое деление лю­дей. Из всего этого вытекает естественный характер их нера­венства и противоестественность всякого изменения. Тем самым навязывается мысль, что революция, беспорядки не принесут ничего, кроме вреда.

Консерватизму свойствен пессимизм. Оптимистическому взгляду просветителей на природу человека, разум и воля ко­торого в состоянии перестроить государство на рациональных началах, они противопоставили идею о прирожденном несо­вершенстве человека. Берк, к примеру, высмеивал мысль, что общество или государство можно создавать и изменять по же­ланию людей, по заранее намеченной программе или какой-либо социальной теории. Все попытки на этот счет, по его мне­нию, «приводили лишь к новым бедам или усиливали старые». Нужно опираться только на опыт. Общество само постепенно совершенствуется по внутренним законам, коренящимся в про­шлом. Решающее значение в жизни, утверждали консервато­ры, имеют привычки, вкусы, традиции людей. Поэтому основ­ным критерием общественного развития они считали измене­ние обычаев и характера народа. Одно из самых тяжких обви­нений, выдвинутых ими против революции, сводилось к тому, что революция разбила все традиции, в которых проявлялась мудрость народного быта, выработанная в ходе длительного опыта.

Характерным для системы взглядов консерваторов было также отрицательное отношение к естественно-правовой тео­рии. Де Местр, к примеру, считал, что права человека (свобо­да, равенство и др.), вытекающие из природы, – это всего лишь фикция ума. Начало всякого института, в том числе и права, по его мнению, во тьме истории, причем гораздо большую роль при этом играли инстинкты и импульсы, нежели разум.

В трактовке природы права у Берка также преобладают принципы историзма. Право каждой страны, утверждал он, складывается в результате длительного исторического процес­са. Конституциональный строй, по Берку, не дело законов или разума, а порождение национального духа и традиций. При этом он ссылался на конституцию Англии, которая создавалась несколько веков. Кроме того, консерваторы не были сторон­никами идеи всеобщего равенства, лежащей в основе концеп­ции прав человека. Люди, полагал Берк, по природе своей неравны, и всякое общество это признает. Существование стро­гих границ между классами и сословиями необходимо для со­циальной стабильности, заявлял Берк. Сохранение неравенства равнозначно сохранению самого общества. Столь же последо­вательно неравенство отстаивалось и в политической сфере.

Искусственной фикцией считали идеологи консерватизма волю большинства, народное верховенство. Человек, как пи­сал де Местр, не может создать даже насекомое или былинку, но вообразил, что он источник верховной власти, и стал тво­рить конституции. Берк утверждал, что народный суверенитет – это «самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная док­трина, которая когда-либо проповедовалась народу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: