Список источников, использованных при составлении хрестоматии
Меры веса
Меры объема сыпучих тел
Меры жидкостей
Меры длины
Приложение
стадий олимпийский 192, 28 м
дельфийский 177, 55 м
плетр 29, 6 м
фут 29, 62 см
локоть 44, 4 см
метрет 39, 46 л
хой 3, 28 л
медимн 52, 5 л
хойникс 1, 09 л
талант эгинский 37, 44 кг
эвбейский[174] 26, 2 кг
мина (1/60 таланта) 436, 6 г
Греческие монеты [175]
халк (греч. “медь”) 0, 095 г
обол (“прут”) серебряный
или медный 0, 73 г
драхма (“горсть”) 4, 36 г
статер 2 драхмы
тетрадрахма 4 драхмы
Кроме того, в Греции был известен дарик – золотая монета, чеканившаяся в Персии:
дарик 2 драхмы, или статер
Талант и мина были единицами не монетными, а расчетными:
мина название суммы в 60 драхм
талант название суммы в 100 мин
Античная лирика. БВЛ. М., 1968.
Афинская демократия в свидетельствах современников. Изд-е подгот. Л.П. Маринович, Г. А. Кошеленко. М., 1996.
Аристотель. Политика. Пер. С. А. Жебелева. Соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1983.
Аристофан. Комедии в двух томах. Общая редакция переводов Ф. А. Петровского и В. Н. Ярхо. М., 1954.
|
|
Арриан. Поход Александра. Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1993.
Геродот. История в 9 книгах. Пер. Г. А. Стратановского. М., 1993.
Гомер. Илиада. Пер. Н. И. Гнедича. М., 1986.
Гомер. Одиссея. Пер. В. А. Жуковского. М., 1985.
Демосфен. Речи. Т. 1-3. Отв. ред. Е. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. М., 1994 - 1996.
Еврипид. Трагедии. Пер. И. Анненского и С. Шервинского. Т. 1-2. М., 1999.
Ксенофонт. Греческая история. Пер. С. Я. Лурье. СПб., 1993.
Ксенофонт. Сократические сочинения. Пер. С. И. Соболевского. СПб., 1993.
Лисий. Речи. Пер. С. И. Соболевского. М., 1994.
О происхождении богов. Составление и вступит. статья И. В. Шталь. М., 1990.
Павсаний. Описание Эллады. Пер. С. П. Кондратьева. СПб., 1996.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах. М., 1961 - 1964.
Страбон. География. Пер. Г. А. Стратановского. М., 1994.
Феофраст. Характеры. Пер. Г. А. Стратановского. М., 1993.
Фукидид. История. Пер. Г. А. Стратановского. М., 1993.
Эсхил. Трагедии. Пер. С. Апта. М., 1971. Пер. Вяч. Иванова. М., 1989
Жаринов Д. А., Никольский Н. М., Радциг С. И., Стерлигов В. Н. Древний мир в памятниках его письменности. Ч. II (Греция). М., 1921.
Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В. В. Струве. Т. 2 (Греция и эллинизм). М., 1951.
Хрестоматия по истории Древней Греции. Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964.
[1] Ахейцы – одно из греческих племен, переселившееся на Балканы еще в начале II тыс. до н.э. Крит ахейцы покорили примерно в начале XIV в. до н.э.
[2] Киконы – фракийское племя, о котором часто упоминается в греческих преданиях.
[3] Архаизм: греческое племя дорийцев появилось в Греции и на островах Эгеиды лишь в конце II тыс. до н.э. (“дорийское нашествие”).
|
|
[4] Догреческое население Эгеиды.
[5] Гомеровский царь (басилевс, или басилей).
[6] Т. е. с острова Лемнос.
[7] Агамемнон, царь Микен, верховный предводитель греков в троянском походе, был сыном Атрея.
[8] Многомудрый Нестор, сын Нелея, царь Пилоса, был старейшим и авторитетнейшим среди греческих вождей.
[9] Т. е. греков. Данайцы – одно из греческих племен из Арголиды – названы так по имени мифического царя Аргоса Даная. Это же слово Гомер использует для обозначения всего греческого народа или войска (наряду с ахейцами, аргивянами и т. д.)
[10] Т.е. Ахилла, сына Пелея.
[11] Геликон – гора в Беотии.
[12] Во времена Гесиода царей в Беотии не было. “Царями” он называл представителей семи аристократических родов, правивших в городе Феспиях, к области которого принадлежала и родная деревня поэта Аскра.
[13] Буквально “стряхивание бремени”.
[14] С 670 по 570 г. до н.э.
[15] С 657 по 582 г. до н.э.
[16] Писистрат впервые захватил власть в Афинах в 560 г. до н.э. и потом правил с перерывами до своей смерти в 527 г.
[17] Очевидная полемика с Геродотом.
[18] Исмар – город на фракийском побережье неподалеку от Фасоса.
[19] Локры делились на несколько округов – демов.
[20] Т. е. членами рода, фратрии или филы, к которым принадлежал ранее этот колонист.
[21] Колонисты не должны были платить никакой подати в пользу метрополии, но наравне с жителями других городов Западной Локриды они обязаны были вносить подать в казну союза городов Локров Озольских.
[22] Т. е. покровителя, который защищал бы интересы своего подопечного.
[23] В греческих мифах рассказывается о неких островах Блаженных или райской стране Элизиуме, где обитают души героев и праведников. Среди прочих наслаждаются там безмятежной жизнью и герои Троянской войны Ахилл с Диомедом Тидидом (т.е. сыном Тидея).
[24] Т. е. 508/507 гг. до н.э. В Афинах счет лет велся по архонтам-эпонимам. (Архонт-эпоним – один из 9 архонтов, высших должностных лиц афинского полиса).
[25] Демарх – старшина дема.
[26] В 490/489 г. до н.э.
[27] 487/486 г. до н.э.
[28] Имеются в виду греки-ионийцы, чьи корабли входили в состав персидского флота, так как область Иония (Малая Азия), населенная греками, находилась под властью персов.
[29] Афинские метеки.
[30] Т.е. списки граждан по демам.
[31] Судя по этому тексту, план сражения у Саламина у афинского командования зародился еще до гибели отряда Леонида у Фермопил и одновременно происходящего сражения у Артемисия. Очевидно, Фемистокл предвидел прорыв Ксеркса в Среднюю Грецию и необходимую в связи с этим эвакуацию Аттики.
[32] Т. е. изгнанные остракизмом, “судом черепков”.
[33] Греческие авторы часто называли персов и персидское войско “мидянами”. Мидийцы – одно из иранских племен, родственное персам. Мидия была первой областью, завоеванной Киром, основателем Персидской державы Ахеменидов.
[34] Раб Фемистокла, специально подосланный к Ксерксу.
[35] На правом фланге находились афинские корабли.
[36] Большинство кораблей в персидском войске принадлежало финикийцам.
[37] Спартанский полководец, командующий объединенными силами греков, победитель персов в битве при Платеи (479 г. до н.э.).
[38] Афиняне, как и многие греки, населявшие острова средней части Эгеиды и западное побережье Малой Азии, принадлежали к племени ионийцев.
[39] Т. е. Пелопоннесской войной.
[40] Восстание на Наксосе было в 469 г. до н.э.; через некоторое время (465 г.) попытался выйти из союза Фасос. Самым крупным было восстание на Самосе в 440 г. Все выступления союзников жестоко подавлялись афинянами.
[41] Так обычно назывались греко-персидские войны.
[42] Имеются в виде стены вокруг Афин и “Длинные стены”, соединившие Афины с Пирейским портом.
[43] В 478/477 г. до н.э.
[44] Смысл этого ритуала в том, что договор останется нерушимым, пока куски металла не всплывут на поверхность моря.
|
|
[45] Эти полисы выставляли корабли в качестве взноса в союзную казну.
[46] В 462/461 г. до н.э.
[47] Т. е. Народному собранию.
[48] В 457/456 г. до н.э.
[49] По законам Солона архонтами можно было избирать только представителей первого имущественного класса, т.е. пентакосиомедимнов; позже доступ к этой должности получили и граждане второго класса – всадники. Теперь архонтами могли становиться и зевгиты. Для четвертого класса (фетов) доступ формально был закрыт всегда.
[50] В 451/450 г. до н.э.
[51] Известный афинский полководец Кимон, сын Мильтиада, был лидером консервативной аристократической группировки и политическим противником таких вождей демократии, как Эфиальт и Перикл.
[52] Пелопоннесская война началась в 431 г. до н.э.
[53] С 444 по 429 г. до н.э.
[54] Т. е. граждан.
[55] В случае их нарушения.
[56] В 445 г. до н.э.
[57] План военных действий Перикла подразумевал то, что население Аттики, оставив свои земли, укроется в Афинах под защитой стен, а флот будет совершать набеги на Пелопоннес, разоряя территорию спартанцев и их союзников в ответ на опустошение Аттики.
[58] Лисандр – честолюбивый спартанский наварх, уничтоживший в 405 г. до н.э. афинский флот на его стоянке у Эгоспотамов (Фракия), после чего судьба Афин была предрешена: город, осажденный с моря и с суши, сдался. Лисандр способствовал уничтожению демократии и установлению в Афинах власти Тридцати тиранов.
[59] Т. е. аристократических товариществ – гетерий.
[60] Т. е. Александр Македонский.
[61] Имеется в виду Филократов мир 346 г. до н.э. между Филиппом и Афинами. По его условиям афиняне лишались всех своих владений на фракийском побережье, сохранив за собой лишь Херсонес Фракийский.
[62] Очевидный намек на ораторов из промакедонской партии мира.
[63] Имеется в виду персидский царь. Право на Херсонес было признано за Афинами на съезде греческих городов в 371 г. до н.э.
[64] В 343 г. до н.э. Филипп, опираясь на своих сторонников в городе, предпринял неудачную попытку захватить Мегары.
[65] В 348 г. Филиппу удалось установить тиранию в эвбейских городах Эретрии и Орее.
|
|
[66] Поход во Фракию состоялся в 342 г. до н.э.
[67] В Пелопоннесе Филипп привлек на свою сторону Аргос, Аркадию и Мессению.
[68] Фокиду Филипп захватил через три недели после заключения мира в 346 г.
[69] Речь идет о главенстве Афин в Греции с момента создания Первого Афинского морского союза и до поражения в Пелопоннесской войне (478 – 404 гг.)
[70] Гегемония Спарты продолжалась с 404 г. до 376 г. до н.э., когда в битве при Наксосе афинский полководец Хабрий разбил спартанцев.
[71] Фиванская гегемония длилась с 371 г. (победа при Левктрах) до 362 г. (битва при Мантинее, гибель Эпаминонда).
[72] Филипп стал вмешиваться в греческие дела начиная с 354 г. до н.э.
[73] Агонофеты – устроители состязаний. В 342 г. Филипп вместо себя послал в Дельфы на Пифийские игры кого-то из помощников – Пармениона или Антипатра, – однако, по мнению греков, в монархических государствах все рабы, кроме царя.
[74] Т. е. Фермопилами. Филипп захватил их в 346 г. во время Священной войны с Фокидой. После поражения фокидян Филиппу досталось два голоса в дельфийской амфиктионии, принадлежащие прежде Фокиде. Амфиктиония – союз греческих полисов, находящихся по соседству с Дельфами, созданный для защиты святилища.
[75] Это пассаж в речи Демосфена направлен против сторонников Филиппа, многие из которых были подкуплены. Открыто признавался в получении взятки, например, Филократ.
[76] К царю Персии. Действительно посольства были отправлены на Родос, Хиос и в Персию. Сам Демосфен ездил в Византий и Пелопоннес.
[77] Т. е. Филиппа.
[78] Электра – дочь микенского царя Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ифигении и Ореста. Она побудила брата отомстить убийцам их отца – своей матери Клитемнестре и ее возлюбленному Эгисфу. Позже стала женой Пилада.
[79] Сын Фиеста, двоюродный брат Агамемнона. Вражда между Фиестом и его братом Атреем отмечена супружескими изменами, кровосмешением, детоубийствами и прочими ужасами. Эгисф убил Атрея, а после возвращения из-под Трои Агамемнона в сговоре с женой последнего погубил и его, сына Атрея и своего соперника, после чего женился на Клитемнестре и сделался царем Микен.
[80] Орест – сын Агамемнона и Клитемнестры, на восьмой год после убийства отца тайно вернулся в Микены вместе с верным другом Пиладом и отомстил убийцам Агамемнона, собственноручно расправившись со своей матерью и ее соучастником в преступлении и Эгисфом. За матереубийство его преследовали отвратительные богини мщения Эринии. Миф, в котором рассказывается о трагедии в семье Агамемнона, послужил материалом для всех трех великих греческих трагедиографов – Эсхила (“Орестея”), Софокла (“Электра”) и Еврипида (“Электра”, “Орест”)
[81] Клитемнестра была дочерью спартанского царя Тиндарея.
[82] Аграф – металлическая застежка.
[83] По внутренностям жертвенных животных, особенно печени, гадатели предсказывали будущее.
[84] Праздник Кувшинов (или кружек) – второй день весеннего праздника Анфестерий, посвященного поминовению усопших.
[85] Ритуальное омовение рук и окропление “святой” водой были необходимы для очищения от скверны при соприкосновении с душами умерших.
[86] Лавр, по верованиям греков, мог играть роль оберега.
[87] Ласка у греков играла роль нашей кошки (последняя была завезена в Элладу из Египта позднее, в эпоху эллинизма).
[88] Сабазий – фригийское божество, впоследствии отождествленное с греческим Дионисом. В его культе важное место занимала змея, в образе которой почитали самого бога.
[89] Чтобы умилостивить змею – воплощение героя.
[90] Геката – богиня мрака, ночных кошмаров и чародейства. Страшная богиня с пылающим факелом в руках и змеями в волосах бродит среди могил и призраков в сопровождении своры собак.
[91] До 40-го дня после родов роженица считалась “нечистой”.
[92] Эти дни считались несчастливыми. Мирт, ладан, жертвенные лепешки – способ умилостивить разгневанных божеств.
[93] Лакиады – родной дем Кимона.
[94] Это тот самый Анит, который впоследствии был обвинителем Сократа. Во время Пелопоннеской войны афиняне захватили гавань Пилос на западе Пелопоннеса (425 г.) и удерживали до 409 г., когда ее отбили спартанцы. Тогда-то и был послан на выручку Анит.
[95] Охлос – (греч.) чернь, толпа, народ.
[96] Речь произносится во время шуточного состязания.
[97] Знаменитый трагический актер.
[98] Клеон – известный афинский демагог, после смерти Перикла – самый влиятельный политик в Афинах, лидер радикальной демократической группировки. Аристофан высмеял его в комедии “Всадники” в образе Кожевника (Клеон был владельцем кожевенной мастерской).
[99] В афинском суде право обвинения предоставлялось не только за потерпевшем лицом, но и за любым гражданином. Злоупотребление этим правилом привело со временем к тому, что донос и шантаж превратились в специальное и прибыльное ремесло, которым занимались сикофанты.
[100] Логографы – первые греческие писатели-прозаики, писавшие на исторические темы, некая промежуточная ступень между поэтами-мимографами и собственно историками Геродотом и Фукидидом. Основным содержанием их сочинений были древнейшая легендарная или местная история, генеалогия героев, прозаическое переложение поэтических сказаний и т. п., поэтому их повествование приобретало нередко сказочный характер. Однако, судя по дошедшим до нас отрывкам, в творчестве наиболее выдающихся логографов (Гекатея Милетского, Гелланика Лесбосского) есть элементы рационалистического истолкования мифа, интерес к современной истории; наряду с древними сказаниями привлекаются документы.
[101] Геродот может быть с полным правом назван не только “отцом истории”, но и “отцом” исторической географии и этнографии.
[102] Клисфен (около 600 – 565 гг. до н.э.) – тиран, правивший в Сикионе.
[103] Река в Спарте.
[104] Горная цепь, отделяющая Лаконию от Мессении.
[105] Артемида-Ортия (“Восходящая”) – богиня охоты, особо почитающаяся в Спарте. Порка юношей у ее алтаря имела сакральный смысл.
[106] Знаменитый г. Олимпия, где проводились Олимпийские состязания, находился в области Элида (Пелопоннес). Судьями на состязаниях были представители этого полиса.
[107] Песня религиозного содержания, исполняемая в сопровождении кифары, которая исполнялась перед битвой, при совершении некоторых обрядов, на праздниках, во время пира и т.д.
[108] Афинский демагог, часто высмеиваемый в комедии за свою трусость.
[109] Т. е. флейтистка.
[110] Наркотическое растение.
[111] Разнузданное пьянство скифов и других северных народов в Элладе всегда осуждалось и считалось признаком варварства.
[112] Т. е. Афродиты: в малоазийском Книде находилось знаменитое святилище богини любви.
[113] Дионисии – один из главных праздников Афин. Диониса чествовали в течение 5 дней в марте на Великих, или Городских Дионисиях.
[114] Элевсинские мистерии справлялись в честь богини плодородия и земледелия Деметры и ее дочери Персефоны в месяце боэдромионе (конец сентября – начало октября).
[115] Одеон – крытый зал для музыкальных представлений – был построен при Перикле.
[116] Апатурии – древний общеионийский мужской праздник родовых союзов (фратрий) – справлялся в месяце пианепсионе (октябрь – ноябрь).
[117] Сельские, или Малые Дионисии в месяце посидеоне (декабрь – январь) – веселый праздник карнавального характера, существенной частью которого была помпа – праздничное шествие.
[118] Стрижка волос и посвящение их Аполлону – остатки древнего обряда инициаций, совершаемого при переходе юношей к возмужалости. Особенно престижным считалось подношение своих волос Аполлону в его дельфийском храме.
[119] Мелитская порода собак была вывезена с о-ва Мелиты (совр. Мальта) и напоминала наших болонок.
[120] Асклепию, богу врачевания, в благодарность за исцеление приносили посвятительные дары, часто весьма дорогие, из золота и серебра. Украшение столь незначительного дара, как медный палец, должно было выглядеть комично.
[121] Пританы – 50 членов Совета 500, представлявшие по жребию одну из 10 фил, дежурившую одну десятую часть года (пританею). Пританы председательствовали в Совете и Народном собрании и управляли текущими делами.
[122] Великая матерь, или Матерь богов, по-видимому малоазийская богиня Кибела, отождествленная с греческой Деметрой. Галаксии – праздник в честь богини.
[123] Несмотря на демократическое устройство афинского полиса, в городе было всегда известное количество сторонников олигархии – как правило, выходцев из аристократических семейств и лаконофилов. Вся история классических Афин отмечена политической борьбой между сторонниками демократии и олигархами.
[124] Комитет из 10 человек, избираемых в помощь архонту, состоял из богатых граждан, оплачивавших расходы на проведение праздников из собственного кармана. В конце классической эпохи комитет выбирали по жребию, а деньги на устройство праздника выдавали из казны.
[125] Центром общественной жизни в Афинах была агора – рынок, издревле место народных собраний и рассадник демократических настроений.
[126] В это время (сиесты) улицы и рынок Афин пустели.
[127] Общественные повинности (литургии) несли богатые граждане.
[128] Традиция приписывала синойкизм (объединение) 12 аттических городов в один полис Тесею. По одному из вариантов мифа, впоследствии Тесей был изгнан из родного города.
[129] В IV в. до н.э. здание театра сдавалось в аренду съемщикам, они содержали его в порядке и взимали входную плату в свою пользу. Плата эта была незначительной – 2 обола с человека, а беднейшие граждане деньги на уплату за вход в театр получали из казны.
[130] Имя бога Гермеса – покровителя профессий, где требуются такие качества как ловкость, изворотливость, хитрость, предприимчивость, т. е. воров, купцов, атлетов, ораторов, – связывали также с представлением об удаче, счастливой находке. Отсюда известная античная поговорка: “Гермесовы дары (т. е. случайная находка) принадлежат всем”.
[131] Т. е. скудной меркой. Здесь – игра слов с намеком на меры веса, придуманные аргосском царем Фидоном, а главное – на греческий глагол jeidomai – “быть бережливым, скупиться”.
[132] Рабы, занимающиеся ремеслом, платили своим хозяевам специальный оброк – апофору.
[133] Т. е. принадлежащих к той же фратрии (родовому сообществу).
[134] “Поэтика” написана в стиле конспекта, т. е. записей “для себя”, с приписками, вставками, пропусками всего само собой подразумевающегося. Поэтому в переводе скомканные фразы развернуты, а слова, добавленные переводчиками, отмечены скобками.
[135] Хор в трагедии архонт поручал набирать и содержать хорегу с конца VI в. до н.э., а в комедии – с середины V в. до н.э.
[136] Эпихарм (втор. пол. VI – V вв. до н.э.) жил в Сиракузах и первым превратил народный фарс, или мим, в драматическое представление, где, как правило, в пародийном духе обыгрывались сказания о богах и героях. Формий – его малоизвестный последователь.
[137] Кратет – афинский комический поэт середины V в. до н.э., предшественник Аристофана; от его пьес дошли лишь отрывки.
[138] Метеки – переселенцы из других полисов. На своем новом местожительстве они не имели гражданских прав, но были лично свободными и пользовались покровительством государства, за что платили ему особый налог. Большинство метеков занимались ремеслом или торговлей.
[139] Праздник в честь Аполлона и Артемиды; справлялся в мае.
[140] Главный праздник Афинского полиса в честь богини Афины. Великие Панафинеи справлялись раз в четыре года с особой пышностью, ежегодно отмечались Малые Панафинеи (вторая половина июля). Первые дни были заполнены всевозможными состязаниями. 28 июля торжественная и красочная процессия (помпа) сопровождала на Акрополь новый плащ (пеплос), сотканный для Афины афинскими мастерицами. На следующий день состязанием триер в Пирее завершался праздник.
[141] Пирриха – военный танец.
[142] По обычаю награды за победу в состязаниях посвящались божествам.
[143] В музыкальных состязаниях хор выстраивался кругом (греч. “киклос”). Напротив, в драматических состязаниях хоревты образовывали четырехугольник.
[144] Триерархия – снаряжение военного корабля – в демократических Афинах была одной из литургий, возлагаемой на богатых граждан.
[145] Гимнасиархия – устройство гимнастических состязаний – также относилась к литургиям. Промефеи – праздник в честь Прометея.
[146] Кефисидор – афинский комедиограф; его сочинения не сохранились. Хорег должен был набрать певцов для хора, содержать их, платить жалованье хоревтам и их учителю, заготовить костюмы и реквизит. В случае победы хорег посвящал богам костюмы.
[147] Пропилеи (от греч. ta propulaia – преддверие, вход к храму) – вход на Акрополь, построенный при Перикле архитектором Мнесиклом.
[148] Знаменитая Пинакотека – картинная галерея.
[149] Афина Парфенос великого Фидия.
[150] Эрихтоний – часто отождествляемый с Эрехтеем мифический царь Афин, сын Гефеста, который ввел в городе культ Афины.
[151] Ниоба – дочь Тантала, жена фиванского царя Амфиона. Гордясь своими семью сыновьями и семью дочерьми, Ниоба насмехалась над богиней Лето, у которой было только двое детей – Аполлон и Артемида. Разгневанные боги наказали фиванскую царицу за самонадеянность: Аполлон и Артемида поразили стрелами всех детей Ниобы. От горя Ниоба окаменела.
[152] Город в Лаконике (Пелопоннес).
[153] Перифой (Пирифой) – друг Тесея, похитивший вместе с ним царицу амазонок Антиопу и дочь Зевса Елену Прекрасную. Вместе с Тесеем Пирифой попытался украсть у Аида для себя его жену Персефону, но был жестоко наказан и оставлен в Тартаре терпеть адские муки.
[154] Символ великой победы греческого флота над персидским в сражении у о-ва Саламин в 480 г. до н.э.
[155] Аякс, сын локридского царя Оилея, во время взятия Трои совершил насилие над вещей Кассандрой, дочерью троянского царя Приама, хотя она просила защиты у алтаря богини Афины и по греческим неписаным законам была неприкосновенна. За это святотатство Афина поразила молнией корабль Аякса, возвращающегося домой.
[156] Дочь царя Писы (область Элида) Эномая, который заставлял всех ее женихов участвовать в гонках колесниц; проигравшие предавались казни. Эномай был побежден Пелопсом, который и женился на Гипподамии. От этого союза родились Атрей и Фиест.
[157] Дочь бога войны Ареса, прекрасная царица амазонок. Помогала троянцам и была убита в единоборстве Ахиллом. Сняв с нее шлем, греческий герой был поражен красотой девушки и влюбился в умирающую амазонку.
[158] На далеком Западе дочери Атланта Геспериды вместе с драконом охраняли сад с золотыми яблоками, подаренными богиней земли Геей к свадьбе ее сына Зевса и дочери Геры.
[159] Знаменитая Stoa Poikilh – Пестрая Стоя, расписанная художниками Полигнотом (троянские картины), Миконом (битва с амазонками) и Панэном (Марафонская битва).
[160] Афинский скульптор изваял статую Афродиты по заказу жителей малоазийского города Книда. Моделью была гетера Фрина, возлюбленная Праксителя.
[161] В гомеровском гимне (VI) богиня появляется из морской пены вблизи Кипра, отсюда прозвище Афродиты – Киприда, “кипророжденная”. На Кипре находился один из известнейших храмов в честь богини любви и красоты.
[162] По одному из вариантов мифа об Афродите ее возлюбленным был бог войны Арес, от которого она родила шаловливого проказника Эрота (римск. Купидона).
[163] Беотийский город, где жила гетера Фрина.
[164] Лисипп (IV в. до н.э.), древнегреческий скульптор из Сикиона (Пелопоннес), автор знаменитого “Апоксиомена” (“Атлет, соскребающий с себя песок”), был придворным скульптором Александра Македонского.
[165] Морское божество Протей считался хозяином острова Фарос.
[166] Тавров Рог – один из трех каналов между морем и Александрией.
[167] Египетские мусоны – ветры, дующие все лето с северо-запада.
[168] Плащ, надеваемый поверх хитона, излюбленная одежда воинов и путешественников.
[169] Крытая галерея с сиденьями; в данном случае – нечто вроде зала заседаний.
[170] Т. е. римским императором.
[171] Птолемей, сын Лага (будущий царь Египта Птолемей I Сотер) и Пердикка – полководцы Александра Македонского.
[172] Гавань Александрии.
[173] Мол между Александрией и Фаросом.
[174] Принятый после реформ Солона в Аттике.
[175] При всех изменениях в весе монеты в различных полисах и в разные эпохи сохранялись следующие пропорции: 1 мина = 100 драхм = 600 оболов; 1 талант = 60 мин = 6000 драхм = 3600 оболов.