Стих 3. Успокоение народа

Комментарий

Стих 2. Самовоспитание

Комментарий

Стих 1. Воплощение Пути.

Вопросы для изучения документов №3

Сначала упадок, а потом радость.

Низвергнутый упадок.

Будешь полон стыда.

На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть не только приостановлен, … но и низвергнут…

Наверху сильная черта

1) Когда появилась «Книга перемен»? Каково было её первоначальное предназначение?

2) Каковы основные философские идеи «Книги…»?

3) Каково было понимание роли и места человека в эпоху создания «Книги…»?

4) Каковы источники движения, развития согласно «Книге…»?

5) Какое значение имеет осмысление образов и символов «Книги перемен» для понимания менталитета китайцев?

6) Проанализируйте основные педагогические идеи «Книги перемен».

«Дао дэ Цзин»

4. Лао Цзы. «Книга Пути и благодати», 4 – 3 вв. до н. э.

«Книга Пути и благодати» – главная книга даосизма. Печатается по кн.: Лао Цзы. Книга Пути и благодати. Перевод И.С.Лисевича.– М.: ООО»АиФ-Принт», 2002.

Путь, о котором можно поведать,–

То не предвечный Путь;

Имя, которое можно восславить,

То не Предвечное Имя.

Что было без Имени –

Стало началом Небес и Земли,

Обретшее Имя –

Сделалось матерью всех вещей.

Вечно бесстрастный

Зри недоступное,

Кто же вечно во власти страстей –

Зрит лишь предельное.

То и другое имеет один исток,

Но их различает Имя;

Мы же равно наречем их «тайной».

Тайна из тайн –

Вот врата ко всему недоступному!

Тот путь, о котором идет речь, – не дорога в обычном понимании, хотя он, за неимением лучшего, обозначается все тем же иероглифом – извилистой линией пути и головой вола, бредущего по дороге. Это путь незримый, необозначенный, подобный полету птицы в небе. … Этот Путь – предначертание, и в то же самое время – механизм, движущий Вселенную, её пружина. В конечном счёте, все сущее идет от него и из него. Дао словно гигантское информационное поле, внутри которого заложено все то, что уже свершилось и что еще свершится, бескрайний океан мысли, тотчас материализующийся в нашем мире, перед которым меркнет любой Солярис.

Вслед за Вечным Путем названо Вечное Имя – его Имя. Рождая Небо и Землю, т.е. переходя из изначального состояния небытия и Хаоса в состояние Космоса и существу уже в «великом пределе», Дао обретает Имя, которое отныне неуничтожимо…

Стоит лишь всем в Поднебесной познать,

Что прекрасное прекрасно – и оно уже зло!

Стоит познать, что добро есть добро –

И оно уже не добро!

Ибо существующее и несуществующее

Одно другое порождает,

Трудное и легкое

Одно другое образует,

Длинное с коротким дают друг другу тело,

Высокое с низким друг к другу тянутся,

Звук и напев друг с другом согласуются,

«Дао» и «после» друг за другом следуют …

оттого-то мудрец, пребывая в недеянии, творит безмолвное поучение.

Созидает легионы вещей – и их не отвергает.

Рождает, но не владеет,

Творит, но не гордится.

Заслуги растут, но ими он не живет.

А коль скоро ими он не живет,

Они его не покинут …

Что есть Добро, и что, Зло, что такое, наконец, Красота? – все эти вопросы в глазах Лао Цзы излишены смысла, ибо каждое понятие таит в себе свою противоположность и даже справедливостью можно навредить.

Мудрец делает мир лучше не делом и даже не словом – ведь его поучение идет безгласно, «от сердца к сердцу», коль скоро то готово его принять. Уже само существование мудреца как бы осветляет мир..

Не возвеличивай мудрых –

И в народе не станет борьбы;

Не дорожи тем, что трудно добыть,–

И в народе не станет воров!

А не будет желанного –

И в сердцах у людей не станет смятения.

Вот целительство мудрого:

Опустошить их сердца,

Внутренности наполнить,

Смягчить устремления

Сделать крепким костяк,

Чтобы люди всегда оставались без знания

И без желаний,

Чтоб даже знающий действовать не посмел.

Твори недеяние – Тогда любой исцелится!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: