Комментарий
Стих 2. Самовоспитание
Комментарий
Стих 1. Воплощение Пути.
Вопросы для изучения документов №3
Сначала упадок, а потом радость.
Низвергнутый упадок.
Будешь полон стыда.
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть не только приостановлен, … но и низвергнут…
Наверху сильная черта
1) Когда появилась «Книга перемен»? Каково было её первоначальное предназначение?
2) Каковы основные философские идеи «Книги…»?
3) Каково было понимание роли и места человека в эпоху создания «Книги…»?
4) Каковы источники движения, развития согласно «Книге…»?
5) Какое значение имеет осмысление образов и символов «Книги перемен» для понимания менталитета китайцев?
6) Проанализируйте основные педагогические идеи «Книги перемен».
«Дао дэ Цзин»
4. Лао Цзы. «Книга Пути и благодати», 4 – 3 вв. до н. э.
«Книга Пути и благодати» – главная книга даосизма. Печатается по кн.: Лао Цзы. Книга Пути и благодати. Перевод И.С.Лисевича.– М.: ООО»АиФ-Принт», 2002.
Путь, о котором можно поведать,–
То не предвечный Путь;
Имя, которое можно восславить,
То не Предвечное Имя.
Что было без Имени –
Стало началом Небес и Земли,
Обретшее Имя –
Сделалось матерью всех вещей.
Вечно бесстрастный
Зри недоступное,
Кто же вечно во власти страстей –
Зрит лишь предельное.
То и другое имеет один исток,
Но их различает Имя;
Мы же равно наречем их «тайной».
Тайна из тайн –
Вот врата ко всему недоступному!
Тот путь, о котором идет речь, – не дорога в обычном понимании, хотя он, за неимением лучшего, обозначается все тем же иероглифом – извилистой линией пути и головой вола, бредущего по дороге. Это путь незримый, необозначенный, подобный полету птицы в небе. … Этот Путь – предначертание, и в то же самое время – механизм, движущий Вселенную, её пружина. В конечном счёте, все сущее идет от него и из него. Дао словно гигантское информационное поле, внутри которого заложено все то, что уже свершилось и что еще свершится, бескрайний океан мысли, тотчас материализующийся в нашем мире, перед которым меркнет любой Солярис.
Вслед за Вечным Путем названо Вечное Имя – его Имя. Рождая Небо и Землю, т.е. переходя из изначального состояния небытия и Хаоса в состояние Космоса и существу уже в «великом пределе», Дао обретает Имя, которое отныне неуничтожимо…
Стоит лишь всем в Поднебесной познать,
Что прекрасное прекрасно – и оно уже зло!
Стоит познать, что добро есть добро –
И оно уже не добро!
Ибо существующее и несуществующее
Одно другое порождает,
Трудное и легкое
Одно другое образует,
Длинное с коротким дают друг другу тело,
Высокое с низким друг к другу тянутся,
Звук и напев друг с другом согласуются,
«Дао» и «после» друг за другом следуют …
оттого-то мудрец, пребывая в недеянии, творит безмолвное поучение.
Созидает легионы вещей – и их не отвергает.
Рождает, но не владеет,
Творит, но не гордится.
Заслуги растут, но ими он не живет.
А коль скоро ими он не живет,
Они его не покинут …
Что есть Добро, и что, Зло, что такое, наконец, Красота? – все эти вопросы в глазах Лао Цзы излишены смысла, ибо каждое понятие таит в себе свою противоположность и даже справедливостью можно навредить.
Мудрец делает мир лучше не делом и даже не словом – ведь его поучение идет безгласно, «от сердца к сердцу», коль скоро то готово его принять. Уже само существование мудреца как бы осветляет мир..
Не возвеличивай мудрых –
И в народе не станет борьбы;
Не дорожи тем, что трудно добыть,–
И в народе не станет воров!
А не будет желанного –
И в сердцах у людей не станет смятения.
Вот целительство мудрого:
Опустошить их сердца,
Внутренности наполнить,
Смягчить устремления
Сделать крепким костяк,
Чтобы люди всегда оставались без знания
И без желаний,
Чтоб даже знающий действовать не посмел.
Твори недеяние – Тогда любой исцелится!