Тематический план. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цели и задачи дисциплины.

Бакалавриат

Заочная форма обучения

Очная форма обучения

Распределение общего объема часов по видам учебной работы

Курс Семестр Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практиче- ские заня- тия   Семинары   Лаборатор- ные заня- тия Другие ви- ды занятий Курсовая работа Реферат Индивиду- альные задания Другие виды СРС
  5-6                      

Общая трудоемкость дисциплин 298 часов

Форма текущего контроля: оценка работы студентов на семинарских занятиях и по результатам самостоятельной работы, тестирование.

Форма промежуточного контроля: экзамен.

Курс Семестр Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практиче- ские заня- тия   Семинары   Лаборатор- ные заня- тия Другие ви- ды занятий Курсовая работа Реферат Индивиду- альные задания Другие виды СРС
                         

Общая трудоемкость дисциплины 418 часов

Формы текущего контроля: 2 контрольные работы.

Форма промежуточного контроля: 2 экзамена.

Курс Семестр Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практиче- ские заня- тия   Семинары   Лаборатор- ные заня- тия Другие ви- ды занятий Курсовая работа Реферат Индивиду- альные задания Другие виды СРС
  5-6                      

Общая трудоемкость дисциплины 210 часов

Формы текущего контроля: контрольная работа.

Форма промежуточного контроля: экзамен.

Курс современной отечественной истории - изучение истории ХХ века - занимает основное место в подготовке историка новейшего периода отечественной истории, является непременным условием подготовки отечественного историка любой специализации. Предлагаемая дисциплина продолжает разработку истории России по материалам советской эпохи /Советской России – Советского Союза/, отталкиваясь от процессов, тенденций, событий предреволюционного периода, в контексте нелинейности всемирно-исторического процесса.

Образовательной целью курса является оснащение студентов теоретическими (с учетом новейших /постнеклассических/ оснований научного познания и изысканий современной гуманитаристики), проблемно-историографическими и конкретно-историческими знаниями по истории переломной эпохи в жизни российского общества (от эпохи монополистического капитализма до утверждения сталинской модели социализма включительно).

Представляется целесообразным начинать данный курс разделом, посвященным проблемам предпосылок революционного процесса 1917 г., что в свою очередь требует от студентов предварительно определиться в главных категориях, понятиях, направлениях и выводах революциологии.

Предпосылки исторического выбора России в 1917 г., в годы гражданской войны, в конце 20-х и середине 30-х годов, как, впрочем, и позднее, правомерно рассматривать как совокупность социально-экономических, политических и духовных условий и тенденций развития страны с обозначением конкурирующих альтернатив соответственно до 1917 г., на этапах февраля-октября 1917 г., 1918-21 гг., конца 1920-х, середины 1930-х гг. и, в определенной степени, – в послевоенный, затем – в послесталинский и перестроечный периоды.

Знакомство с источниками по основным разделам курса и неоднозначными концепционными построениями отечественных и зарубежных исследователей в ходе лекционных занятий и самостоятельной подготовки рефератов, к семинарским занятиям и по темам для самостоятельного освоения помогает студентам выработать собственную систему представлений и ориентироваться в проблемной историографии (исходя, в частности, из ориентиров новейшей – постнеклассической познавательной парадигмы).

Возможности большевистской альтернативы, одержавшей верх в борьбе 1917-1920 гг., явила переходная - нэповская эпоха, воплотившая в себе реализацию задач восстановления и модернизации многоукладного общества при определенной ставке, с помощью системы советского госкапитализма, на некапиталистическую эволюцию мелкотоварного уклада, содержавшая шансы вывода общества к основам социализма. Однако, начиная с предоктябрьского периода, отслеживаются в теоретической

платформе и практике большевиков не только "пронэповские", но и "провоенно-коммунистические" и иллюзорные так называемые "непосредственно-социалистические" начала, на деле - устремления и практика "казарменно-социалистического" толка. Анализ социально-экономических, политических и духовных составляющих общества позволяет отслеживать возможности нэповской и антинэповской альтернатив на протяжении третьего десятилетия ХХ века, условия и причины вызревания элементов административно-командной системы и роль последней в ликвидации нэповского варианта развития страны и утверждении сталинской модели социализма.

Обозначенный подход дает основания для постановки вопроса о возможных перспективах данной модели общества, тем самым увязывая в одно целое Часть1.и Часть2. дисциплины «История России» (XX – начала XXI века).

В итоге учебный курс позволяет показать место новейшей истории Отечества в пределах отечественной истории в целом и, в определенной мере, в рамках и контексте всеобщей истории новейшего времени.

Кроме того, рассматриваемая дисциплина призвана способствовать формированию знаний и обеспечить понимание студентами основных процессов и закономерностей развития общества на данном этапе с опорой на некоторые основы постнеклассической познавательной парадигмы.

Требования к уровню освоения программы:

в процессе усвоения данной дисциплины студенты должны:

- овладеть основной совокупностью фактов по изучаемому периоду отечественной истории и уметь оперировать ими;

- должны получить представление об исторических источниках по основным разделам учебного курса, проработав некоторые из них на семинарских занятиях и при подготовке рефератов;

- должны овладеть методикой сбора и переработки информации применительно к данному курсу;

- на основе материала лекционного курса, а также самостоятельной работы с научно-исследовательской литературой и специальными учебными пособиями должны познакомиться с основными концепциями исторического развития общества и уметь использовать их применительно к курсу новейшей отечественной истории;

- должны овладеть основными методами и методиками исторического исследования, уметь на практике использовать их для анализа социально-значимых процессов и явлений исторической жизни

- должны овладеть основными понятиями и терминами по разделам дисциплины и уметь аргументировано на профессиональном языке отстаивать свои представления по разным проблемным срезам и сюжетам современной отечественной истории, привлекая знания, почерпнутые из иных профильных гуманитарных и социальных дисциплин.

(с распределением общего бюджета времени в часах)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: