Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цели и задачи дисциплины.
Бакалавриат
Заочная форма обучения
Очная форма обучения
Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Курс | Семестр | Объем часов по видам работы | ||||||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||||||||
Всего | В том числе | Всего | В том числе | |||||||||
Лекции | Практиче- ские заня- тия | Семинары | Лаборатор- ные заня- тия | Другие ви- ды занятий | Курсовая работа | Реферат | Индивиду- альные задания | Другие виды СРС | ||||
5-6 |
Общая трудоемкость дисциплин 298 часов
Форма текущего контроля: оценка работы студентов на семинарских занятиях и по результатам самостоятельной работы, тестирование.
Форма промежуточного контроля: экзамен.
Курс | Семестр | Объем часов по видам работы | ||||||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||||||||
Всего | В том числе | Всего | В том числе | |||||||||
Лекции | Практиче- ские заня- тия | Семинары | Лаборатор- ные заня- тия | Другие ви- ды занятий | Курсовая работа | Реферат | Индивиду- альные задания | Другие виды СРС | ||||
Общая трудоемкость дисциплины 418 часов
|
|
Формы текущего контроля: 2 контрольные работы.
Форма промежуточного контроля: 2 экзамена.
Курс | Семестр | Объем часов по видам работы | ||||||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||||||||
Всего | В том числе | Всего | В том числе | |||||||||
Лекции | Практиче- ские заня- тия | Семинары | Лаборатор- ные заня- тия | Другие ви- ды занятий | Курсовая работа | Реферат | Индивиду- альные задания | Другие виды СРС | ||||
5-6 |
Общая трудоемкость дисциплины 210 часов
Формы текущего контроля: контрольная работа.
Форма промежуточного контроля: экзамен.
Курс современной отечественной истории - изучение истории ХХ века - занимает основное место в подготовке историка новейшего периода отечественной истории, является непременным условием подготовки отечественного историка любой специализации. Предлагаемая дисциплина продолжает разработку истории России по материалам советской эпохи /Советской России – Советского Союза/, отталкиваясь от процессов, тенденций, событий предреволюционного периода, в контексте нелинейности всемирно-исторического процесса.
Образовательной целью курса является оснащение студентов теоретическими (с учетом новейших /постнеклассических/ оснований научного познания и изысканий современной гуманитаристики), проблемно-историографическими и конкретно-историческими знаниями по истории переломной эпохи в жизни российского общества (от эпохи монополистического капитализма до утверждения сталинской модели социализма включительно).
|
|
Представляется целесообразным начинать данный курс разделом, посвященным проблемам предпосылок революционного процесса 1917 г., что в свою очередь требует от студентов предварительно определиться в главных категориях, понятиях, направлениях и выводах революциологии.
Предпосылки исторического выбора России в 1917 г., в годы гражданской войны, в конце 20-х и середине 30-х годов, как, впрочем, и позднее, правомерно рассматривать как совокупность социально-экономических, политических и духовных условий и тенденций развития страны с обозначением конкурирующих альтернатив соответственно до 1917 г., на этапах февраля-октября 1917 г., 1918-21 гг., конца 1920-х, середины 1930-х гг. и, в определенной степени, – в послевоенный, затем – в послесталинский и перестроечный периоды.
Знакомство с источниками по основным разделам курса и неоднозначными концепционными построениями отечественных и зарубежных исследователей в ходе лекционных занятий и самостоятельной подготовки рефератов, к семинарским занятиям и по темам для самостоятельного освоения помогает студентам выработать собственную систему представлений и ориентироваться в проблемной историографии (исходя, в частности, из ориентиров новейшей – постнеклассической познавательной парадигмы).
Возможности большевистской альтернативы, одержавшей верх в борьбе 1917-1920 гг., явила переходная - нэповская эпоха, воплотившая в себе реализацию задач восстановления и модернизации многоукладного общества при определенной ставке, с помощью системы советского госкапитализма, на некапиталистическую эволюцию мелкотоварного уклада, содержавшая шансы вывода общества к основам социализма. Однако, начиная с предоктябрьского периода, отслеживаются в теоретической
платформе и практике большевиков не только "пронэповские", но и "провоенно-коммунистические" и иллюзорные так называемые "непосредственно-социалистические" начала, на деле - устремления и практика "казарменно-социалистического" толка. Анализ социально-экономических, политических и духовных составляющих общества позволяет отслеживать возможности нэповской и антинэповской альтернатив на протяжении третьего десятилетия ХХ века, условия и причины вызревания элементов административно-командной системы и роль последней в ликвидации нэповского варианта развития страны и утверждении сталинской модели социализма.
Обозначенный подход дает основания для постановки вопроса о возможных перспективах данной модели общества, тем самым увязывая в одно целое Часть1.и Часть2. дисциплины «История России» (XX – начала XXI века).
В итоге учебный курс позволяет показать место новейшей истории Отечества в пределах отечественной истории в целом и, в определенной мере, в рамках и контексте всеобщей истории новейшего времени.
Кроме того, рассматриваемая дисциплина призвана способствовать формированию знаний и обеспечить понимание студентами основных процессов и закономерностей развития общества на данном этапе с опорой на некоторые основы постнеклассической познавательной парадигмы.
Требования к уровню освоения программы:
в процессе усвоения данной дисциплины студенты должны:
- овладеть основной совокупностью фактов по изучаемому периоду отечественной истории и уметь оперировать ими;
- должны получить представление об исторических источниках по основным разделам учебного курса, проработав некоторые из них на семинарских занятиях и при подготовке рефератов;
|
|
- должны овладеть методикой сбора и переработки информации применительно к данному курсу;
- на основе материала лекционного курса, а также самостоятельной работы с научно-исследовательской литературой и специальными учебными пособиями должны познакомиться с основными концепциями исторического развития общества и уметь использовать их применительно к курсу новейшей отечественной истории;
- должны овладеть основными методами и методиками исторического исследования, уметь на практике использовать их для анализа социально-значимых процессов и явлений исторической жизни
- должны овладеть основными понятиями и терминами по разделам дисциплины и уметь аргументировано на профессиональном языке отстаивать свои представления по разным проблемным срезам и сюжетам современной отечественной истории, привлекая знания, почерпнутые из иных профильных гуманитарных и социальных дисциплин.
(с распределением общего бюджета времени в часах)