Экономические воззрения А.К. Шторха
Экономические воззрения Н.С. Мордвинова
отстаивал неприкосновенность крепостного права, защищая право продажи крепостных без земли. Единственным способом уничтожения крепостного права он считал выкуп крестьянами личной свободы, но без земли и за очень высокую по тем временам цену. был убежден, что истинное просвещение и богатство возможны только в свободной стране. занимался также вопросами денежного обращения, госбюджета, создания и деятельности банков; теоретически обосновал необходимость девальвации рубля и подготовил денежную реформу 1839-1843 гг. Развитию банковского дела посвящена его работа «Рассуждения о пользах, могущих последовать от учреждения частных по губерниям банков» (1816). На источники богатства Н. С. Мордвинов смотрел шире, чем многие из современников: «Только просвещение – начало народного богатства. Не руки человека дают плодородие земле, не ими процветают художества, торговля, промышленность; не ими умножаются и взрастают денежные капиталы; ум и наука суть истинные орудия богатства».
|
|
Был одним из первых в России пропагандистов экономических идей А. Смита, хотя и не принял некоторые из них, в частности, теорию трудовой стоимости и положения о производительном и непроизводительном труде. Будучи сторонником теории полезности, он считал, что «ценность предметов состоит в их относительной пользе, признанной лицами, которые употребляют их для удовлетворения потребностей» Он упрекал А. Смита за то, что тот ограничил политэкономию только изучением богатства (т. е. материальных вещей), не включив в нее цивилизацию (т. е. внутренние блага). Исходной точкой разработанной А. Шторхом теории цивилизации была теория полезности. Источником богатства является не сокращение потребностей («бережливость», о которой писал А. Смит), а, напротив, возможность их удовлетворения, поскольку сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности, тогда как с умножением потребностей растет и производительность труда. А. Шторх полагает, что сбережение, являющееся единственным источником накопления капитала, должно играть такую же роль и в отношении нематериальных капиталов. был противником крепостного права, которое он отождествлял с рабством, противоречащим естественным законам. Раб или крепостной, считал он, не является объектом изучения политэкономии: «Политическая экономия признает в человеке свободное существо, движимое своей собственной волей» не удовлетворялся чисто экономической критикой крепостного права, привлекая к этой критике весь аппарат своей теории цивилизации. По его мнению, крепостное право отрицательно влияет не только на рост материального богатства, но и на развитие внутренних благ, знаний и наук. Кроме того, рабство оказывает развращающее влияние на нравы как господ, так и рабов.
|
|
1. предмет изучения сводится в основном к проблематике сферы производства, в отличие от классиков, он считает необход гос-ву управлять «народным богатством» и полагаться при этом не на «абстракции» и «голые цифры», а на «чувства, потребности и страсти людей».
2. метод изучения:
а)каузальный метод анализа основных сфер эк деят людей, что обусловило противопоставление друг другу сфер производства и обращения и признание первой определяющей (доминирующей) сферой общественного хозяйства;
б) классовый метод анализа, в соответствии с которым рассм соц –эк отношения между так называемыми главными классами общества;
в)затратный метод определения стоимости и доходов;непризнание (на основе описательного метода) самостоятельной и значимой роли денег в общ воспроизводстве.
3. теория производительного труда. на его взгляд, производительный труд создает богатство в виде «нового предмета обмена» или увелич стоимости «уже существовавшего предмета», а непроизводительный труд предст собой «труд и наслаждение»
4. теория разделения труда. он предупреждает, что разделение труда, являясь «наиболее мощной причиной увеличения его производительности», все же делает очевидным «значение рабочего не более, чем значение машины», поскольку машина «в действительности может его заменить».
5. теория доходов и прибыль, и рента являются прямым вычетом из дохода рабочих.
6. теория воспроизводства «вследствие концентрации имуществ у небольшого числа собственников внутренний рынок все более и более сокращается и промышленности все более и более приходится искать сбыта на внешних рынках, где ей угрожают великие сотрясения».
7. теория реформ. суть этих идей можно свести к двум положениям:
1.возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности;
2.возврат к условиям независимой деят ремесленников, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерских и цехов