Парламент. Титул английского короля – «Божей милостью, король Британцев, защитник веры» сложился в ХVIII в. Прерогативы короля, несмотря на ограничения их парламентскими

Корона и правительство

Титул английского короля – «Божей милостью, король Британцев, защитник веры» сложился в ХVIII в. Прерогативы короля, несмотря на ограничения их парламентскими актами, оставались весьма многочисленными и обширными. Монарх продолжал участвовать в законодательстве, т.к. только с его одобрения законопроект становился законом. Однако прерогатива короля применять в отношении их вето не применялась с 1707 г. На все административные и судебные должности назначения производились лично монархом или от его имени. Он предоставлял страну в дипломатических сношениях с иностранными государствами. Однако право короля объявлять войну переходит к парламенту. В ХVIII столетии сложился принцип: «король не может ошибаться, а ошибаются его министры». Содержание короля, его двора и пенсионеров ежегодно определялось парламентом цивильным листом. Право короны обладать частными доходами появилось лишь в 1809 – 1810 гг.

Тайный совет формально продолжал оставаться главным институтом правительственной власти. Монарх стал обсуждать важнейшие государственные вопросы с ближайшими членами совета, который впоследствии был назван Кабинетом министров. Король Георг I (1714 – 1727 гг.), который был иностранцем и не знал английского языка, перестал посещать заседания Кабинета министров. Это привело к важному конституционному обычаю, что Кабинет министров может заседать без монарха и, в сущности, самостоятельно. Возникает и конституционный обычай, в силу которого монарх после выборов в парламент поручает формировать правительство лидеру победившей партии, который стал называться премьер министром.

Оказывая давление на Кабинет министров, парламент постепенно подчиняет его своему влиянию. Устанавливается принцип солидарной ответственности кабинета перед палатой общин (окончательно утвердился в 1852 г.).

Прежние коронные должности преобразуются в министерства, ведавшие отдельными отраслями управления. Министры сохранили старое название: лорд-казначей, лорд-канцлер, лорд адмиралтейства и т.п. В конце ХVIII в. возникают три самостоятельных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.

Главным эволюционным направлением английской монархии в ХVIII в. было укрепление конституционной монархии, верховенство парламента над исполнительной властью, становление «ответственного правительства».

Палата лордов состояла из лиц, занимающих в ней места по наследству, по назначению короля, по должности и в результате выборов. По наследству места в ней занимали потомки средневековых баронов. По должности – 2 архиепископа и 26 епископов англиканской церкви. С 1701 г. Шотландии было предоставлено право избирать в палату лордов 16 своих представителей, а с 1800 г. 32 ирландских лордов.

Палата общин формировалась путем выборов. С 1707 г. она была расширена за счет выборов 44 депутатов от Шотландии. А с 1800 г. в нижнюю палату парламента стали избираться 100 ирландских депутатов. По акту 1710 г. правом быть избранным считались лица, имеющие доход от недвижимой собственности в 500 ф.с. в сельской местности, а в городах – 300 ф.с. С 1673 по 1830 гг. ни одному городу не было предоставлено право избирать своих представителей в парламент, хотя за это время появились новые города. В то же время некоторые населенные пункты («королевские местечки») исчезли почти совсем или резко сократились, тем не менее они продолжали пользоваться средневековым правом выбирать депутатов в парламент. Основной деятельностью парламента было законодательство: ежегодно принималось около 250 биллей, которые подразделялись на частные и публичные. С 1783 г. депутаты получили полномочия делать запросы к правительству, и лишь с 1869 г. это стало конституционным обычаем.

В 1911 г. палатой общин принимается Акт о парламенте, изменяющий процедуру прохождения парламентских биллей. Финансовый билль, принятый нижней палатой и не утвержденный палатой лордов в течение месяца, направлялся королю и с его одобрения становился законом. (Финансовым биллем считался всякий закон, который, по мнению спикера палаты общин, затрагивал вопросы налогового обложения).

В отношении нефинансовых биллей устанавливалось следующее: если билль принимался нижней палатой в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он предоставлялся монарху для утверждения. Между первой и третьей сессиями должно было пройти не менее двух лет. Акт о парламенте сократил срок полномочий палаты общин до 5 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: