Чины небесной иерархии и чины святости

Чины небесной иерархии. Для выражения Своей воли, а также для выполнения различных функций в мироздании Бог создал ангелов – бесплотных служебных духов, имеющих личную природу. Ангелы в Священном Писании называются различными именами: ангелами божиими, святыми, живущими на небесах, духами. Писание говорит также о различных чинах ангелов. Хотя ангелам и не приписываются человеческие черты, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, оставаясь при этом бесплотными, и, следовательно, бесполыми.

Небесные существа различаются по своей близости к Творцу и той роли, ради которой Он сотворил их. Они образуют так называемую небесную иерархию, состоящую из 9 чинов, образующих три иерархически связанные триады.

I. Высшая небесная иерархия: серафимы (евр. «пламенеющие»), херувимы (евр. «излияния мудрости»), престолы. Серафимы пламенеют любовью к Богу, их любовь настолько сильна, что она сжигает всякую нечистоту, в частности – в душах людей. Серафимы изображаются с шестью крылами. Назначение херувимов – воспринимать божественную премудрость и пробуждать в других жажду богопознания. Херувимов обычно изображают с множеством глаз. Престолы – небесные Умы, открывающие Божественную истину и служащие Божиему правосудию. Престол – это царское место, с которого часто свершается суд. На православных иконах престолы представлены в виде огненных колёс с глазами и крыльями, поддерживающие подножие трона Спасителя.

II. Вторая небесная иерархия: господства, силы и власти. Они наставляют людей в том, как управлять своими чувствами, побеждать искушения, укрощать свою волю, бороться со злом в мыслях, словах и поступках.

III. Третья небесная иерархия: начала, архангелы и ангелы. Начала призваны учить земных начальников исполнять свои обязанности не ради личной славы и выгоды, а ради славы Божией и для пользы ближних. Архангелы – это Божии благовестники. Они помогают постичь тайны веры, пророчеств и Божьей воли, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Евангелия. Ангелы – последний чин небесной иерархии. Согласно Священному Писанию, ангелы (евр. «посланник», греч. «вестник») сотворены Богом для возвещения людям Своей воли. Они ближе всех других чинов к людям и обладают способностью таинственным образом являть себя им.

Церковь считает, что у каждого крещёного человека есть свой незримый ангел-хранитель, всегда готовый прийти на помощь.

Чины святости. В православной традиции сложилось несколько основных форм святости, в соответствии с которыми святых подразделяют на разряды – чины. В первые века христианства святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики. С IV в. началось почитание преподобных и святителей, с утверждением христианства государственной религией и появлением благочестивых правителей – благоверных царей, князей и т. д. Такое деление в известной степени условно.

Апостолы. Апостольство считается особым даром, которым Господь наделил некоторых из Своих учеников и последователей. Апостолы стали свидетелями жизни и воскресения Христа, проповедовали миру Евангелие, основывали христианские общины, исцеляли больных, могли изгонять бесов. Апостолы (греч. «посылаю», «высылаю») приняли на себя миссию распространения христианства. Почти все они приняли мученическую смерть. Апостолы стали первыми христианскими святыми.

Пророки. Пророчество рассматривается как особый дар: Бог выбирает человека, чтобы тот передавал людям Его волю (пророчествовал).

Праотцы – это жившие до Христа благочестивые патриархи (греч. «родоначальники»), которые своими действиями способствовали приходу в мир Мессии (Христа Спасителя), приняв тем самым участие в деле спасения человечества Богом.

Святители – архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Их служение – пастырское (церковное учение, проповедь, защита чистоты веры, церковное управление), соединено с праведной жизнью. Бог за праведность, как правило, наделяет даром творить чудеса. Поэтому среди святителей многие именуются «чудотворцами».

Мученики (греч. «свидетель»). Своей готовностью принять ради Христа страдания и смерть, но не отступить от веры мученики свидетельствуют о вере в победу Спасителя над смертью. Бог помогает мученикам так, что они могут переносить нечеловеческие страдания. Мучеников, претерпевших особенно тяжёлые и продолжительные мучения, называют великомучениками. Если мучения претерпел священник или епископ, его называют священномучеником. Преподобномученики – замученные за православную веру монахи. Страстотерпец, т. е. претерпевший страсти (страдания), – тот, ктопринял смерть от своих соплеменников и единоверцев. На месте захоронения мучеников христиане с древних времён совершали богослужение (литургию), позднее стали строить храмы. Списки мучеников (мартирологи) с описанием обстоятельств их гибели стали основой церковного календаря и житийной литературы.

Исповедники. Исповедничество является открытым признанием (исповедованием) веры, невзирая на опасность смерти. В отличие от мучеников, скончавшихся во время мучений за веру, исповедники переживают мучения и гонения, но их смерть ненасильственна. Исповедничество было широко распространено наряду с мученичеством во времена первых гонений на христиан. В Русской церкви исповедничество стало особенно актуальным во времена гонений на Церковь советского периода.

Преподобные. Это святость, достигнутая в монашестве, которая понимается как высшая степень подобия Богу (преподобие) и приближение человека к ангельскому образу. Преподобных называют «земными ангелами» и «собеседниками ангелов». Святость основана на непрестанной молитве, посте, постоянном труде; непременные условия – смирение и безбрачие. Труды и подвиги в монашестве могут быть самыми различными.

Благоверные – это правители (князья и княгини, цари и царицы), отличавшиеся благочестивой жизнью и употребившие монархическую властьна укрепление православной веры (в мирное или военное время), на дела милосердия (забота о своих подданных) и т. д.

Праведные – это те, чья благочестивая жизнь в миру стала примером для окружающих. В широком смысле праведность является синонимом святости.

Бессребреники. Бессребреничество – это бескорыстное профессиональное служение, которое основано на том, что любой талант – дар от Бога и должен быть употреблён для прославления Бога, т. е. беззаветное служение людям.

Юродивые – это самая необычная, парадоксальная форма святости. Оставаясь в миру, юродивый, прикрываясь обликом безумия, бросает вызов ценностям этого мира, в том числе и внешнему, показному благочестию. В русской традиции юродивых принято называть блаженными.

Грех

В христианстве грех есть как сознательное, так и бессознательное отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. Грех произошёл не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил Сатана, а потом Адам и Ева. Первородный грех, заразивший натуру прародителей, стал условием для личных грехов каждого человека. Глыба первородного греха была так тяжела, что изменила всё бытие человечества и мир. Человеческая природа стала подвержена смерти, болезням и порокам. Пороки стали так привычны для людей, что они склонны либо не замечать их, либо замечать в других, но не в себе, либо оправдывать, если затронуты их личные интересы.

В основе греха лежит себялюбие, которое может проявляться либо преимущественно в сфере чувственной, либо преимущественно в сфере духовной. Поэтому все грехи имеют характер либо чувственный, как, например, стремление к жизненным наслаждениям и чувственным удовольствиям, либо духовный, такие как гордость, высокомерие и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: