В Новоторговом уставе были зафиксированы понятия, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:
♦ устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной, и ликвидировались проезжие сборы; |
♦ купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров; |
♦ определены наказания за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом); |
♦ вводился контроль за перемещением товаров; |
♦ определялось право таможенной головы, и устанавливалась его ответственность перед купцами. |
Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось, главным образом, внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.
|
|
Довольно детально была разработана процедура таможенного оформления. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить " всякую полную расправу в торговых делах " (ст. 2 Устава). Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы " великого государя казне в заборах порухи не было " (ст. 1 Устава).
Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.
К концу XVII в. можно говорить о создании в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы.
Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. осуществлялся в Приказе Большой казны. К этому времени в Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (ей предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. |
Таможнями тогда управляли таможенные головы и их помощники целовальники, которых называли так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и присягали служить верно. Им в процедуре таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении. |
Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно. Как голове, так и целовальникам строго запрещалось производить какие-либо торговые операции за собственный счет. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались с них взыскивали недочет с прибыли. В случае серьезных злоупотреблений головы подвергались суровому наказанию – битью кнутом, а то и “ смертной казнью без всякой пощады ”. |
Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, открывший путь русским товарам в Европу. Одним из первых таможенных мероприятий Петра I стал Указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Активизировалось развитие внешней торговли: немалую роль в этом сыграл принятый в 1724 г. протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось.
|
|
Железо, парусина, шелковые ткани, позумент, ленты, иглы, скипидар, воск, сухие кожи, пергамент облагались пошлиной в размере 75% с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро - 50%; шерстяные ткани, железное оружие - 25%. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина - от 4 до 10%; на хирургические инструменты, очки пошлина не начислялась. Вывозимые из России товары облагались 3%й пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для росс. фабрик (пряжа шерстяная и льняная), по ним применялась запретительная пошлина. |
Новизна тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами. Остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров без каких-либо дополнительных определений и объяснений. Это сильно затрудняло деятельность таможенных чиновников в случае применения тарифа в отношении тех товаров, которые не были поименованы в росписи.
Постепенно совершенствовалась и организация таможенного дела в России. Управлять таможенными сборами с 1718 г. стала учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями (они с 1700 г. назывались таможенными бурмистрами, а с 1720 г. – оберцольнерами (нем. – «досмотрщик»), при которых по прежнему состояли целовальники. Они стали получать годовое денежное содержание как служащие. Отмененная в 1681 г. система откупов в 1712 г. введена вновь. Запрещенный к провозу через границу товар разрешалось конфисковывать в пользу откупщиков. Чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов. В это время Петербург был местом сбыта контрабандных товаров. Поэтому Петр I в 1724 г. поручил Коммерц-коллегии "...иметь таможенные яхты-служители для всяких отправлений купеческих дел".
Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 г. проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход[4]. Их ходатайство было удовлетворено.
|
|
В 1731 г. принят морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты. Указ 1746 г. установил, что ширина зоны территориальных вод России равняется дальности пушечного выстрела.
Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров (в середине XVIII в. число различных таможенных сборов приблизилось к 17). Процедура осмотра товаров и записи в книгах были весьма сложными. Все это серьезно препятствовало расширению торговли. По инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х гг. XVIII в. и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 гг. проведена крупная таможенная реформа.
Манифестом от 20 декабря 1753 г. с января 1754 г. отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, увеличили в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. (Российское законодательство X-XX вв. Т. 5. М., 1987- С. 159-166.) |
В результате реформирования таможенного дела в 1755 г. принимается новый таможенный устав[5], а в 1757 г. - новый таможенный тариф. Согласно новому тарифу пошлина должна была взиматься до продажи товара. Иностранным и российским купцам предоставлялась отсрочка по ее уплате сроком на один год. Товар, ввезенный в Россию и оформленный по закону, мог вывозиться для продажи в третьи страны беспошлинно. Таким образом, регламентация внутренней и внешней торговли в уставе укрепляла позиции нарождающегося купечества.
|
|
Совершенствовалась организация таможенного дела в России внутренние таможенные границы были ликвидированы, и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Сократившаяся после 1731 г. в связи с понижением пошлин контрабанда вновь стала расширяться. В 1754 г. учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее в дополнение к ней - казачья и таможенная стража, состоявшая из т/объездчиков.
Либерализация таможенной политики во II-й пол. XVIII в. способствовала росту рыночных отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 г. и Указом 1767 г. отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий. Быстро рос объем внешней торговли России.
Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II (1762-796г.г.) было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение - десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.) но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды. Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (физиократия – свободная торговля-фритредерство), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства. Екатерина II при всех своих колебаниях была противницей государственного вмешательства в сферы экономических отношений, после вступления на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба, узкого холста, соломы и др. Новые экономические методы использовала Екатерина II, приказв Сенату пересмотреть тариф 1757 г. и определив, что тариф должен пересматриваться каждые пять лет[6]. Императрица отказалась от ограничений эпохи Петра I и создала наиболее благоприятные условия для развития русского предпринимательства.
Внутренняя структура тарифа отличалась новизной. Товары делились не только по тарифной сетке, но и на условные группы. К первой группе относились товары, не производившиеся в России либо производившиеся в малом количестве. Эта категория облагалась низкой пошлиной либо не облагалась пошлиной вообще. Вторая группа товаров - материалы, ввозимые в Россию для заводов и фабрик, а также товары, не производившиеся в России. Среди них были и те, что выпускались местными фабриками и заводами и имели неплохое качество. Данная группа товаров облагалась самой высокой ставкой таможенной пошлины.
Именно екатерининский тариф становится прообразом современной Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей свод ставок таможенных пошлин с дифференциацией реестра товаров, перемещаемых через границу. Принцип периодического пересмотра тарифа используется и в наши дни.
В августе 1762 г. Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. Для надзора над ними учредили Главную надтаможенными сборами канцелярию, а с 1789 года он был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. В ноябре 1796 г. была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии и таможни переподчинили ей. Министр-коммерции стал главным начальником всех т/учреждений России.
Охрана российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа. В 1782 г. Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде " особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров ". Она состояла из таможенных надзирателей - по 1-му на каждые 10 верст. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они их преследовали до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей.
В начале XIX века в России произошла смена коллежской системы управления на министерскую. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент внешней торговли, включенный в состав Министерства финансов.
В период 1790-1822 гг. сильное воздействие на таможенную систему оказали политические отношения России с европейскими державами. Русское правительство было вынуждено вести свою таможенную политику сообразно требованиям тех государств, сближение с которыми было желательно. В связи с Французской буржуазной революцией Россия договаривается с Англией, Австралией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем Манифестом 1793 г. Екатерина II запретила вывоз во Францию (и вывоз из нее) каких бы то ни было товаров.
Присоединение России к континентальной блокаде Англии (1807 г.) не одобрялось русскими помещиками и купцами, которые не могли экспортировать в Англию хлеб и другие сельхозпродукты и получать оттуда дешевые товары. Идя им навстречу, правительство в декабре 1810 г. разрешило вход в русские порты судов с английским товаром. В то же время в 1811 г. утвержден таможенный тариф, облагавший французские товары высокой пошлиной.
После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 г. частично отменила запреты. В 1819 г. принят один из самых либеральных в истории страны таможенный тариф. Однако о свободе торговли говорить было преждевременно, и в 1822 г. ошибка была исправлена.
В 1819 г. кроме тарифа принят первый Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. В уставе впервые введено понятие «контрабанда»: не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных объявлениях и грузовых документах.
В 1822 г. введен таможенный тариф ярко выраженного запретительного характера. Продолжавшаяся 20 лет вслед за этим жесткая протекционистская таможенная политика способствовала развитию промышленного производства в России и защите его от недобросовестной конкуренции со стороны аналогичных отраслей иностранной промышленности.
В 50-х гг. XIX в. во всем мире распространились фритредерские тенденции во внешней торговле, которые получили свое развитие и в России: таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. отличались либеральным характером и способствовали свободе торговли.
Систему таможенных учреждений середины XIX в. можно представить по второму Таможенному уставу 1857 г. В нем впервые были определены права и обязанности таможенных чиновников. Таможни и т/заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией.
В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - 1 класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние - 2 класса (Евпаторийская и др.) и малые - 3 класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые имели передовые филиалы и посты (заставы). Напр., в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. Кроме таможен и застав создавались переходныетаможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт - Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и др. В дополнение к линии таможен и застав "для отвращения" тайного провоза учреждалась пограничная стража. |
По Уставу 1857 г. начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен не могли назначаться лица, " не служившие по таможенной части ", поскольку " таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных " (ст. 68).
В Уставе подчеркнута самостоятельность и автономность таможенных учреждений. Таможенные чиновники не должны требовать и принимать подарки ни деньгами, ни вещами, ни услугами. За взятку наказывались и чиновник, и лицо, вовлекшее таможенного чиновника в служебное преступление.
Устав 1857 г. регламентировал некоторые вопросы этики таможенной службы.
Интересно такое предписание: «Торгующие и другого звания люди обязаны вести себя в таможнях вежливо и благопристойно, таможенным чиновникам предписывается под строжайшей ответственностью обходиться взаимно вежливым и благопристойным образом, доставляя с учтивостью всем, кому надлежит, нужные сведения и наставления, не причиняя не только никаких притеснений, но ниже малейшего оскорбления, под опасением взысканий» (ст. 274). |
За неисполнение таможенных предписаний устанавливался денежный штраф от 10 до 25 руб. серебром в пользу казны, а за сопротивление насилием - наказание по закону, за оскорбление или обиду словом или делом - ответственность по Уложению о наказаниях.
В 1857 г. к ввозу в Россию запрещались и задерживались при их обнаружении российские кредитные билеты и монеты, иностранные игральные карты, тайно провозимые книги, порох, табак, крепкие спиртные напитки.
Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов обусловили ряд финансовых реформ.
В 1860 г. учрежден Государственный банк, в 1862 г. единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 г. подчиненный Министерству финансов Департамент внешней торговли преобразован в Департамент таможенных сборов. Для выравнивания баланса в 1876 г. решено: таможенные пошлины, раньше поступавшие в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. В 1885 г. последовало повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 г. - еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. Эти и другие меры сделали торговый баланс страны активным. |
По тамож. тарифу 1891 г. не облагались пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень и др. Все остальное подлежало оплате пошлинами: на бумажные ткани пошлина увеличилась в 2 р., на керосин - в 3 р., на рельсы - в 4,5 раза, а на чугун - в 10 раз. |
В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там была основана таможенная флотилия.
Вслед за тарифом 1891 г, издан третий Таможенный устав 1892 г., развивший законодательство о контрабанде. Взыскания за его нарушение стали едиными для европейской и азиатской торговли. Это свидетельствовало о выравнивании условий торговли в европейской России и Сибири. Устав 1892 г. ввел таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в 3 морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах. На сухопутной границе России (западной) в дополнение к пограничной и таможенной создана корчемная стража, состоявшая из вооруженных стражников и объездчиков, которые на расстоянии 20-50 верст от границы устраивали засады, досматривали обозы, транспорт и личное имущество для пресечения контрабанды.
Кстати, глубокий анализ вопросов таможенного и тарифного регулирования был сделан выдающимся русским ученым Д.И.Менделеевым в труде «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в связи с ее общим т/тарифом» (СПб., 1892). Он отмечал, что пошлины менее 30% стоимости товара являются фискальными, а свыше 30% - охранительными (протекционистскими), и делал вывод: лучше тогда, когда человечество начнет жить общей жизнью и будет стремиться ее всеми способами поддерживать и укреплять, тогда и только тогда протекционизм будет ослаблен до фритредерства. Рассматривая специальную сторону протекционизма в таможенном деле, как необходимого условия жизни народов, он отмечал: «голод - есть недостаток не хлеба, а денег, осмотрительности и бережливости. Деньги - суть промышленного, а не земледельческого периода...», «люди голодают только в странах земледельческих» (С.702) |
Переход в конце XIX в. от фритредерства к протекционизму сказался на отношениях России с развитыми европейскими странами и с ее соседями.
Чтобы побудить Германию к скорейшему заключению торгового договора, русское правительство издало в 1893 г. закон о двойном таможенном тарифе. Товары стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита русских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто "уважал" русские товары. Итогом длившейся полгода русско-германской таможенной войны стало заключение в 1894 г. десятилетнего торгового договора, по которому Россия обязалась преобразовать ряд мелких пограничных таможен в первоклассные. |
К началу XX века таможенная служба была сформировавшейся структурой в ведении Министерства финансов Российской империи. Таможенная политика, осуществляемая посредством тарифного регулирования, определялась общей государственной политикой в сфере торговли и промышленности. Большое внимание ей уделяли выдающиеся российские государственные деятели С.Ю.Витте, В.Н.Коковцов, П.А.Столыпин.
Руководство таможенным делом осуществлял Департамент таможенных сборов Министерства финансов. При нем было Особое присутствие по применению тарифа к товарам и штат таможенных ревизоров. Департаменту подчинялись ♦ таможенные округа, которые организовывали и контролировали работу находящихся на их территории ♦ таможен и ♦ постов.
Главные складочные таможни - Московская Варшавская, Санкт-Петербургская, Харьковская и другие не входили в ведение таможенных округов и подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов, т.е. были таможнями центрального подчинения. |
В начале XX в. в системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали 2 место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками.
Таможенные доходы составляли 14,5% активов царского бюджета, а в абсолютных цифрах - более 200 млн руб. в год. |
Четвертый Таможенный устав 1904 г. установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из ♦ Департамента таможенных сборов, ♦ окружных и ♦ участковых таможенных управлений, ♦ таможен, ♦ застав, ♦ постов и ♦ пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находились под гласным надзором ♦ управляющего и состояли из ♦ таможенных и канцелярских чиновников, а также из ♦ вольнонаемных досмотрщиков и служителей. (Современный состав таможенных органов - сотрудники, госслужащие и работники).
После депрессии 1900-1909 гг. Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 гг.). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений.
Пятый Таможенный устав 1910 г. законодательно предоставил таможенным органам право розыска контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы, а также предусматривались наградные суммы при задержании контрабанды - до 70% от ее стоимости. Выделялись средства и на агентурную работу. В таможнях составляли алфавиты контрабандистов, с указанием: где, когда и в который раз задержаны "тайнопровозители". На основании этих данных Департамент таможенных сборов публиковал общие списки, которые вместе с фотографиями контрабандистов рассылались в соответствующие структуры с целью выявления контрабанды.
Этим уставом детализировались процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде и т.д. Это связано с тем, что в начале века в связи с общим увеличением объема внешней торговли в России увеличивается и незаконный ввоз и вывоз товаров. Для провоза контрабанды все чаще используются фальшивые документы на грузы, переправки больших партии товара в тайниках поездов и пароходов.
Развитие в начале века науки и техники, появление большого числа новых товаров требовало повышения уровня квалификации таможенников. Для этого составлялись толковые иллюстрированные тарифы, где было дано описание товара и рисунки, напр., электротоваров, фототехники, станков и др. В таможнях существовали лаборатории, где производилась квалифицированная экспертиза товаров.
Все это способствовало тому, что сумма таможенных доходов за 6 лет перед I мировой войной возросла более чем вдвое (в 1893-1897 гг. она ежегодно составляла 174 млн. руб., а в 1913 г. - 370 млн руб.). Содержание Департамента таможенных сборов и всей системы т/органов обходилось государству в 8% от общей суммы таможенных доходов. [7] |
В мае 1912 г. была утверждена последняя реорганизация т/службы в царской России.
На рубеже веков в России было 237 т/органов, а к 1916 году их количество возросло до 425. |
С началом I мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, т.к. на 75% европейской границы России велись военные действия.
В послереволюционной России процесс становления и развития таможенного дела и законодательства в нем носил сложный и противоречивый характер.
Новая власть, пришедшая к управлению страной после Октябрьского революции, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли заблокировала таможенно-тарифное регулирование и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом.
Документом, изменившим сложившуюся веками таможенную деятельность, стало подписанное В.И.Лениным в декабре 1917 г. постановление Совнаркома «О разрешении на ввоз и вывоз товаров». С этого момента инструментом внешней торговли стали не таможенные пошлины, а разрешительная система государства, определяющая целесообразность ввоза и вывоза определенных товаров. В этот период руководство таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В.Р.Менжинского фактически взял на себя ЦК профсоюза таможенных работников, образованный в сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих.
В апреле 1918 года основные принципы новой организации внешней торговли были сформулированы в Декрете Совнаркома «О национализации внешней торговли». Изменились и упростились основные функции таможенной службы. Основной упор делался на ♦ контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и♦ борьбу с контрабандой. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. В годы военного коммунизма и Гражданской войны роль таможни оказалась столь незначительной, что под сомнение ставилась необходимость ее существования. Рассматривался даже проект превращения здания Московской таможни в народные бани.
Но в начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Декретом СНК от 29 мая 1918 г. " О разграничении прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений " обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Таможенные учреждения управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен.
Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов переименован в Главное управление таможенного (ГТУ) контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП). Последний позднее Декретом СНК от 11 июня 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности.