Модульний контроль II 115 страница

Возникновению рабочего спортивного движения способствовал бурный рост других организаций рабочего класса — профсоюзов, кооперативов, культурно-просветительских обществ, массовых социалистических партий в начале ХХ века. Все эти структуры позволили создать материальную базу для рабочего спорта в таких масштабах, которые кажутся немыслимыми в наши дни. Так, в Германии существовала крупнейшая в мире ассоциация велосипедистов, которую обслуживала созданная рабочими кооперативная фабрика по производству велосипедов, а общество австрийских рабочих-пловцов в одном только 1913 году организовало 100 тысяч бесплатных уроков по плаванию. Именно немецкоязычные страны, где пролетариат достиг высокой степени организованности, стали цитаделью и показательным примером рабочего спорта.

1920-1930-е годы — период наивысшего подъёма рабочего спортивного движения. В это время существовали две всемирные организации — Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ), созданный социал-демократами, и коммунистический Красный спортивный интернационал (КСИ). По состоянию на 1931 год первый из них насчитывал 1 872 460 человек, второй — 2 277 500, из них 2 миллиона составляла советская секция. Оба Спортинтерна организовывали свои международные спортивные праздники — Рабочие Олимпиады ЛСИ и Спартакиады КСИ. И эти мероприятия были намного более массовыми, чем буржуазные Олимпиады. Так, на Рабочую Олимпиаду в Вене в 1931 году собралось около 100 тысяч участников. Для сравнения: проходившие годом позже официальные Олимпийские игры в Лос-Анджелесе собрали немногим более тысячи спортсменов.

В отношениях между КСИ и ЛСИ попытки налаживания отношений чередовались с периодами острой вражды, хотя на низовом уровне контакты сохранялись всегда. К сожалению, реальные шаги к единству были предприняты уже после того, как фашисты, пришедшие к власти в Германии и Австрии, разгромили наиболее сильные рабочие спортивные организации. В 1936 году в противовес Берлинской Олимпиаде, превращённой в пропаганду величия Третьего рейха, ЛСИ и КСИ стали совместно готовить альтернативную Народную Олимпиаду в Барселоне, столице республиканской Испании. Но она была сорвана из-за начавшегося фашистского мятежа генерала Франко, а те рабочие-спортсмены, которые успели приехать в Испанию, отправились на фронт защищать Республику и положили начало формированию Интернациональных бригад. Совместная (и последняя в истории) Рабочая Олимпиада всё-таки была проведена в следующем, 1937, году в Антверпене.

Рабочее спортивное движение, несмотря на свои выдающиеся успехи, не реализовало свой потенциал в полной мере. Серьёзным препятствием для его развития была конкуренция со стороны буржуазных спортивных клубов, которые также стали стремиться к вовлечению рабочих в свои ряды и нередко преуспевали в этом, поскольку на их стороне были слава, деньги, престиж, внимание прессы. Нередко такие клубы подчёркивали свой неполитический характер, хотя на самом деле способствовали участию рабочей молодёжи в политике, только на стороне её классовых врагов. Излишняя же политизация рабочих спортивных клубов зачастую отталкивала от них потенциальных участников.

Проблема заключалась в противоречивом характере рабочих спортивных обществ. С одной стороны, КСИ и ЛСИ были широкими, «буферными» организациями, объединявшими рабочих не по партийному, а по классовому признаку. Но политические партии и профсоюзы, за чей счёт существовали спортивные клубы, желали видеть от них ощутимую отдачу в виде притока новых сторонников. При этом способы, которыми достигалась эта цель, были весьма неуклюжими, вроде обязательной политинформации перед началом занятий. Как отмечает историк рабочего спорта Роберт Уилер, недооценивался тот факт, что спортивная организация может быть более политически эффективной, будучи менее откровенно политизированной. Зачастую именно клубы с «нейтральными» названиями, вроде общества пеших туристов «Друзья природы», имели больший успех.

Безусловно, раскол между коммунистами и социал-демократами также сыграл заметную негативную роль, ослабил рабочее движение, в том числе и спортивное, перед лицом наступавшего фашизма. Распылялись и без того скудные ресурсы, нарушалось товарищеское отношение между братьями по классу. В то же время стоит подчеркнуть, что у раскола были и объективные причины, а не только политические амбиции руководства двух Спортивных Интернационалов. В программе ЛСИ утверждалось, что «физическая культура помогает рабочему легче переносить тяготы капиталистической эксплуатации», то есть спорт должен был способствовать приспособлению рабочих к капитализму. Такая постановка вопроса не могла устроить коммунистов из КСИ. Они ставили своей целью усиление физической подготовки трудящихся масс «для того, чтобы они в качестве бойцов смогли принять участие в классовой борьбе пролетариата»[1]. Практика показала, что коммунистический подход оказался более верным в условиях роста фашистской опасности. Социал-демократические спортивные союзы, несмотря на свою многочисленность, оказались недостаточно подготовленными к такому обострению ситуации, многие из них после прихода фашистов к власти самораспустились вместо активной борьбы.

Замечательным произведением киноискусства, в котором нашёл своё отражение феномен «красного спорта», является фильм «Куле Вампе», снятый в 1932 году по сценарию Бертольта Брехта в творческом содружестве с певцом и актёром Эрнстом Бушем и композитором Гансом Эйслером. Фильм, посвящённый тяжёлому положению безработных в Веймарской Германии, был сначала запрещён цензурой за «очернительство» и коммунистическую пропаганду, а затем, после массовых протестов, всё-таки вышел на экран, но в урезанном виде.

Кульминацией фильма является сцена рабочего спортивного праздника на природе, в съёмках которой принимали участие представители таких организаций, как «Рабочий спортивный союз», «Театральное содружество рабочих» и «Хоровое общество берлинских рабочих» — в общей сложности около 4 тысяч человек. Эпиграфом к мероприятию могли бы стать строки Маяковского из стихотворения о красном спорте: «Нам необходим не безголовый рекордист — нужен массу подымающий спортсмен». В фильме показано, как это работает на практике. Здесь, действительно, нет индивидуальной погони за рекордом, но каждый стремится по максимуму проявить свои силы и вложиться в общее дело, укрепляя тем самым физическую подготовленность своего класса, а одновременно с этим и свою. На этом фоне осознают ничтожность своих личных конфликтов и проблем и снова сближаются между собой главные герои фильма — молодые рабочие Анна и Фриц. Коллективный праздник даёт силы отчаявшимся, вдохновляет неуверенных и колеблющихся. Спортивные состязания по гребле, плаванию, вело- и мотогонкам сменяются театральными сценками и пением песен, а потом — воскресный пикник, где кто-то просто общается, кто-то занимается гимнастическими упражнениями, кто-то читает и обсуждает Гегеля, лёжа на траве…

Лейтмотивом праздника и всего фильма является знаменитая «Песня солидарности»: «Вперёд, и не забывайте, в чём заключается наша сила! В голоде и в сытости не забывайте о солидарности!». Живым воплощением этой солидарности являются лодки, велосипеды и мотоциклы, купленные на пожертвования из скудных зарплат. В тексте песни подчёркивается, что спорт сам по себе не может освободить рабочий класс от нищеты и безработицы, а является лишь необходимой подготовкой к освобождению. Та же самая мысль выражена в другом произведении Брехта — «Песня о пиджаке и заплатке», которая высмеивает социал-демократов с их установкой на частичные реформы вместо революции: «Нам мало одной заплатки, нам нужен целый пиджак!».

Но диалектика заключается в том, что без этой заплатки не будет и пиджака. Борьба за конкретные экономические и социальные требования, несмотря на свою ограниченность, полезна как опыт коллективных действий — для того, чтобы рабочие смогли совершить революцию, они должны хотя бы уметь бастовать, не случайно именно из забастовки ивановских ткачей в 1905 году вырос первый Совет. То же самое относится и к сфере культуры. Как отмечает уже упоминавшийся в начале статьи автор, «класс, который проводит своё свободное время перед телевизором в качестве пассивного, изолированного потребителя… не может породить сознательное политическое движение». Именно поэтому рабочий спорт крайне важен как территория, на которой рабочие учатся самоорганизации и коллективизму и создают тем самым предпосылки не только для революции, но и строительства социалистической культуры будущего.

Казалось бы, эти идеи являются самоочевидными, особенно в нашу эпоху, когда экспансия «массовой культуры» осуществляется в гораздо больших масштабах, чем в первой половине ХХ века. Почему же сейчас рабочее спортивное движение практически полностью исчезло из общественной жизни? Об этом — в третьей, заключительной, части статьи.

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Контрольные работы оформляются рукописным или машинописным способом, объемом 10-15 страниц (формат А4, шрифт 14, интервал 1,5). В работе излагается постановка проблемы, содержание исследования и его основные результаты.

Текст контрольной работы демонстрирует:

- знакомство автора с основной литературой по данной теме;

- умение выделить проблему и определить методы ее решения;

- умение последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов;

- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

­ титульный лист;

­ оглавление;

­ основная часть;

­ заключение;

­ список используемой литературы (преимущественно монографии, периодические издания за последние 5 лет);

­ при необходимости приложения.

Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы.

Титульный лист контрольной работы должен содержать название факультета, кафедры, темы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, имя, отчество научного руководителя, год выполнения.

Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

Тему контрольной работы студент выбирает по последним цифрам номера зачетной книжки. Во избежание дублирования контрольных работ староста группы может назначить темы из второго и третьего десятка номеров предложенных тем.

Темы контрольных работ:

1. Раскройте сущность концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между товарами, деньгами в экономике и хрематистике.

2 Сравните трактовки основных экономических категорий (разделение труда, богатство, «справедливая цена», деньги, торговая прибыль и ростовщический процент) в периоды раннего и позднего канонизма.

3. Раскройте сущность концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

4. Основываясь на положениях «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова, покажите, как, на Ваш взгляд, может выглядеть программа развития меркантилизма в России. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

5. Составьте сравнительную характеристику взглядов меркантилистов и физиократов на развитие экономики по схеме:

  Меркантилисты Физиократы
Где создается богатство?    
Кто создает богатство?    
Кому достается чистый доход?    
Отношение к торговцам    
Отношение к ремесленникам    
Отношение к деньгам    

6. Объясните причины расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами.

7. Определите, кому (меркантилисту или физиократу) принадлежит следующее высказывание: «Промышленность и торговля существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую». Свой ответ обоснуйте.

8. В трудах А. Смита можно найти не одну, а несколько концепций стоимости. Охарактеризуйте эти концепции.

9. С именем Д. Рикардо связано создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты?

10. Рассмотрите бедственное положение народов Африки в современных условиях на основе закона народонаселения Т. Р. Мальтуса.

11. Сформулируйте свои доводы в пользу утверждения, что К. Маркс является последователем Д. Рикардо.

12. Сравните аргументацию взглядов на предмет и метод экономической науки в творческом наследии классической и исторической школ экономической мысли.

13. Сформулируйте Вашу точку зрения на возможности формирования в нашей стране «духа капитализма», исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее ярко отражают специфику России?

14. Проанализируйте, что произойдет в модели Л. Вальраса, если изменятся цены на средства производства.

15. Сформулируйте основные условия достижения социального оптимума В. Парето. Как, на Ваш взгляд, эти условия могут выглядеть для современной России?

16. Определите признаки маржинализма и марксизма и внесите их в таблицу:

Маржинализм Марксизм
   

а) стоимость – категория объективная, в основе ее – затраты труда прошлого и живого;

б) стоимость - категория субъективная, зависит от оценки значимости блага для человека;

в) цена регулируется законом стоимости;

г) цена складывается как равновесная спроса и предложения;

д) цена определяется средними издержками производства;

е) цена определяется наименьшей полезностью в данном ряду благ.

Сформулируйте самостоятельно 2-3 признака и внесите их в таблицу.

17. В чем суть теоретико-методологических отличий первого и второго этапов «маржинальной революции».

18. Охарактеризуйте отрицательные эмоции, связанные с производством, у капиталиста и у рабочего, если исходить из понимания А. Маршаллом издержек производства как усилий и жертв.

19. Опишите две ситуации, когда, по теории Д.Б. Кларка:

а) предпринимательский доход – это премия (прибыль);

б) предпринимательский доход – это заработная плата предпринимателя.

20. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом: «Институты - основа экономического поведения».

21. В чем, по Вашему мнению, состоят изменения в представлениях о монополии и конкуренции с начала XX века к 1933 году (момент выхода книг Э. Чемберлина и Дж. Робинсон), а в соответствии с этим, и представлений о перспективах развития капитализма.

22. В чем, на Ваш взгляд, в современной России проявляется действие основного психологического закона, выведенного Дж. М. Кейнсом?

23. На какой из элементов совокупного спроса, по Вашему мнению, следовало бы активнее воздействовать в условиях экономики современной России? Свою точку зрения аргументируйте.

24. Составьте сравнительную характеристику неоклассического синтеза П. Самуэльсона и теории Дж. М. Кейнса по следующей схеме:

  Кейнсианство Неоклассический синтез
Проблема полной занятости    
Бюджетная политика    
Кредитно-денежная политика    

В какой из этих теорий, по Вашему мнению, сильнее выражена роль государства в экономике? Свой ответ аргументируйте.

26. В чем, по Вашему мнению, М. Фридмен расходится Дж. М. Кейнсом в оценке кризиса 1929-1933гг. и путей выхода из депрессии?

25. Приведите сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства по следующей схеме: а) отношение к безработице; б) отношение к инфляции; в) роль бюджетного дефицита; г) темпы роста денежной массы.

Какие методы, на Ваш взгляд, шире используются сейчас в России – кейнсианские или монетаристские? Свой ответ аргументируйте.

26. Обоснование и практическая значимость теории больших циклов Н. Кондратьева.

В XIX в. наука о свете и цвете переживает период интенсивного развития. Она становится точной, базируется на фактах и экспериментах, пользуется математическим аппаратом и достижениями смежных наук. Но при этом она неизбежно теряет целостность и распадается на ряд отраслей. Работа Гете была последней, синтезирующей многосторонние знания о цвете. После него наука о свете и цвете разветвляется на физику (оптику), физиологическую оптику (науку о зрении), эстетику цвета (отрасль философии) и прикладное цветоведение, адресованное художникам изобразительного искусства.

В области физики света и цвета в XIX в. произошла подлинная революция. Прежде всего была доказана волновая природа света, и все известные световые явления получили объяснение с этой точки зрения (Томас Юнг, Огюстен Френель). Гамильтон и Якоби разработали формальную теорию оптических явлений, не зависимую от концепции физической природы света (1830). Во второй половине века трудами Фарадея, Максвелла, Герца, Лебедева и других была создана электромагнитная теория света. Этой теорией пользуются в науке и практике и по сей день. Были открыты и исследованы невидимые световые лучи: ультрафиолетовые, инфракрасные, а также лучи Рентгена. Трудам русского академика П. П. Лебедева наука обязана исследованиями светового давления. Этой проблемой занимались также Бартоли, Больцман, Голицын. Иозеф Фраунгофер (1815), а затем Бунзен и Кирхгоф (1859—1862) открыли новую, отрасль оптики — спектральный анализ, позволивший осуществлять исследования состава самых далеких небесных тел. Была разработана теория оптических приборов (Дауэс, Фуко, Аббе), изобретена фотография (Луи Даггер, 1839), усовершенствована фотометрия. Джемс Кларк Максвелл (1860) исследовал слагательное смешение цветов при помощи изобретенного им прибора (вертушки). Он изобрел трехцветную колориметрию и разработал метод расчета координат цвета по спектральному составу излучений.

В настоящее время большинство отраслей науки и техники пользуются достижениями физики XIX в. Ее уровень вполне достаточен и для всех, нужд прикладного цветоведения. Большой прогресс был достигнут также в области физиологической оптики.

В 1802 г. английский ученый Томас Юнг опубликовал статью «Отеории света и цветов». В ней он высказывает мысль, что в органе зрения имеется всего три основных аппарата, воспринимающих три основных цвета соответственно «определенной частоте колебаний эфира»: красный, желтый и синий. В другой статье того же года он определяет эти цвета точнее: красный, зеленый и фиолетовый (или «насыщенный синий»). В современной трехцветной теории эти три цвета также приняты основными. По состоянию науки того времени Юнг не смог подтвердить свою гипотезу анатомическими и физиологическими факторами. Это сделал в конце века Герман фон Гельмгольц, и разработанная им теория трех-компонентности цветового зрения получила название «теориии Юнга — Гельмгольца». Следует заметить, что Юнг был знаком со «Словом о происхождении света» Ломоносова и цитировал эту работу в своих лекциях.

В XIX в. было исследовано явление «цветовой слепоты» и аномалий цветового зрения, открытое еще в конце XVIII в. Заслуга открытия этих явлений принадлежит английскому ученому Джону Дальтону (1766— 1844).

Явление цветовой слепоты Дальтон заметил у себя самого, а также у своего брата. В 1794 г. он сделал в Манчестере доклад о собственном недостатке цветового зрения. «Я вижу только два, самое большее три различия,— сообщил он.— Я бы назвал желтый и синий или желтый, синий и пурпурный. Мой желтый включает красный, оранжевый, желтый и зеленый других людей; а мой синий и пурпурный совпадают с общепринятыми»1.

По словам И. И. Канаева, «та часть картины, которую другие называют красной, Дальтону казалась несколько более затененной, с недостатком света. Пурпур ему казался более темным и сгущенным синим и т. д....Малиновый... он не отличает от темно-синего. Розовый кажется составленным из девяти частей светло-синего и одной красного, поэтому розовый и голубой иначе не различаются при сравнении, как тем, что голубой есть яркая краска, а розовый — несколько утратившая свою яркость краска того же цвета. Идею красного цвета он вообще получил от цвета таких предметов, как красный сургуч, солдатский мундир и т. п. Оранжевый и желтый воспринимаются Дальтоном так же, как и другими людьми. Зеленый... для него мало отличается по цвету от красного. Очень светло-зеленый цвет... Дальтон воспринимал как белый. Синий он видит, как ему кажется, почти так же, как большинство людей. Пурпурный... для него лишь слабое изменение синего... Свет восходящего или заходящего солнца не имеет для него особого эффекта, т. е. он не видит утренней и вечерней зари... На основании приведенных данных у Дальтона была та аномалия цветового зрения, которая в наше время называется протанопией (слепотой к красному.— Л.М.)»2.

После Дальтона о цветовой слепоте писали Гете, Пуркине, Август Зеебек. Последний делает попытку классификации цветно-слепых на две группы: протанопов и девтеранопов (зеленослепых). Изучение цветовой слепоты, начатое Дальтоном, дало науке новый инструмент исследования тончайших физиологических процессов, связанных с цветовым зрением

Большой вклад в физиологическую оптику сделал чешский ученый Ян Евангелиста Пуркине (1787—1869). Сын скромного служащего, он рано лишился отца и вынужден был с самого детства вести самостоятельную жизнь. На собственные средства он сумел получить образование в гимназии, а затем в Пражском университете, на медицинском факультете. Очень большое влияние оказала на него книга Гете «Учение о цвете». Она дала молодому ученому импульс к занятиям наукой в области физиологии зрения и психофизиологии. Пуркине принял не только основные идеи Гете, но воспользовался также его методикой — самонаблюдениями и экспериментированием на себе самом. В 1818 г. он завершил свой первый значительный научный труд «Сообщения к познанию теории в субъективном отношении». Он защитил эту работу как докторскую диссертацию, после чего в 1822 г. был избран профессором кафедры физиологии и анатомии Бреславского университета. В это время он лично познакомился с Гете и заслужил глубокое уважение и привязанность великого поэта. В 1825 г. появилась вторая книга Пуркине, под названием «Новые сообщения к познанию зрения в субъективном отношении», посвященная Гете.

Наиболее интересны и актуальны для нас исследования Пуркине восприятия цвета в зависимости от угла зрения и от адаптации глаза. Для исследования первого вопроса (изменения цвета в различных пунктах поля зрения) Пуркине построил несложный прибор, напоминающий веер, с делениями в градусах. На нем размещались окрашенные в различные цвета квадратики. Изучая изменения цвета при передвижениях окрашенных квадратиков от периферии поля зрения к центру, Пуркине пришел к следующим выводам:

«Киноварь при внешнем угле 90—70° оказывается блекло-желтой, затем становится оранжевой и постепенно, при перемещении к центру поля зрения, приобретает свой настоящий цвет.

Чистый пурпур под наружным углом в 90° выглядит черным, при 80°— синим, при 70°— фиолетовым и только при 50° начинает приобре­тать свой обычный оттенок.

Бледно-синий кажется при 90° белым, но уже при 80° принимает свой собственный цвет. Насыщенный синий цвет при своем первом вступле­нии в поле зрения имеет уже свой цвет.

Фиолетовый оказывается при 90° черным, при 80—70°— синим и только при 60° и менее видится в разных нюансах фиолетовым.

Насыщенный зеленый цвет при 90—80° выглядит черным и приобретает свой цвет при перемещении ближе к центру поля зрения. Светло-жел­тый и оранжевый цвета с самого начала имеют свой цвет. Розовый цвет сначала кажется белым, и настоящий оттенок его обнаруживается на 70-м°»3.

В настоящее время установлено, что все эти явления происходят от неравной концентрации палочек и колбочек в различных частях сетчатки иот различной восприимчивости к цвету окончаний зрительного нерва.

Пуркине обнаружил также явление изменения видимой яркости различных цветов в зависимости от освещения, что вошло в современную науку под названием «явления Пуркине». Вот как он сам пишет об этом: «Объективно степень освещения имеет большое влияние на интенсивность цветового качества. Чтобы в этом наглядно убедиться, надо ранним утром, когда только еще начинает светать, поместить перед собой краски. Сначала видят только черное и серое. Как раз самые живые цвета — красный и зеленый — кажутся самыми черными. Желтый цвет долго не удается отличить от розового. Синий мне раньше всех стал заметен. Красные оттенки, которые обычно при дневном свете горят ярче других,— именно кармин, киноварь и оранжевый — долго оказываются самыми темными, совсем в несоответствии с их средней светлостью. Зеленый цвет кажется более синеватым и его желтоватый оттенок развертывается лишь с приближением дня»4.

Помимо этого, Пуркине исследовал смешение цветов на вращающихся дисках, высказал верную гипотезу о «руководящей роли» головного мозга в зрительных восприятиях, обнаружил различие в цветовосприятии двух глаз одного и того же человека и т. д. После смерти ученого его работы на некоторое время были незаслуженно забыты, но в наши дни все его труды собраны и изданы в Чехословакии.

Другой последователь учения Гете — Иоганнес Мюллер (1801 — 1858) — был крупнейшим физиологом первой половины XIX в. и главой целой научной школы.

Мюллер вслед за Гете полагает, что «тьма, свет и цвет — это обнаружение особых свойств глаза», что они имманентны глазу, т. е. являются не столько свойствами внешней среды, сколько состояниями органа зрения. Мюллер наблюдал и описал множество цветовых явлений при закрытых глазах, т. е. при отсутствии световых раздражителей. В своем «Руководстве по физиологии человека» он излагает все основные положения тогдашней науки о цвете; он пишет о происхождении «объективных» цветов (по Ньютону), о смешении цветов, об индукции и контрастах, о недостатках цветового зрения, о цвете некоторых природных явлений. За основу систематики цвета он принимает шестиступенный круг Гете.

Крупнейшей фигурой в области физиологической оптики XIX в. был ученик И. Мюллера — Герман Гельмгольц (1821 —1894). Это был необыкновенно одаренный, гениальный человек.

В конце века бурного развития науки Гельмгольц собрал и подытожил все знания о цвете как физическом и оптическом явлении, привел их в стройную систему, исправил вековые (и тысячелетние) заблуждения в вопросах о цвете, заполнил зияющие пробелы, прояснил недоразумения. После работ Гельмгольца физиологическая оптика стала наукой в современном смысле этого слова: она приобрела объективность, получила прочный физический и математический фундамент, ее опорой стал воспроизводимый эксперимент и анатомо-физиологический факт.

Все это удалось сделать Гельмгольцу не только благодаря его исключительным личным способностям. Очень большую роль сыграло также и то, что он работал «на стыке наук»: он был «физик по призванию и дарованию», но специальность получил медицинскую.

В своей исходной философской позиции Гельмгольц придерживается теории своего учителя И. Мюллера, полагавшего, что между действительными предметами и их зрительными образами нет непосредственной связи или тождества, а лишь сложные опосредованные отношения. «То, что мы непосредственно ощущаем,— пишет Гельмгольц,— никогда не есть прямое воздействие внешнего агента на концы наших нервов, а всегда лишь передающееся нервами изменение, которое мы обозначаем как состояние раздражения или возбуждения нерва»5. Отсюда Гельмгольц делает вывод: «Качество ощущения, следовательно, ни в коем случае не идентично качеству объекта, которым оно вызвано, а оно есть в физическом отношении только воздействие внешнего раздражителя на особый нервный аппарат, и для нашего представления ощущение — это как бы символ, познавательный знак для объективного мира (перевод несколько отредактирован нами.— Л.М.)»6.

В «физическом» смысле это несомненно, так как подтверждается многочисленными данными о различном восприятии цветов и различии зрительных образов у животных и людей. В философском смысле это утверждение Гельмгольца может быть понято как идеалистическое, хотя по существу ученый всю свою методологию строит на чисто материалистической основе.

Свет и цвет как физическое явление Гельмгольц трактует на основании учения Ньютона, дополненного данными новой науки — спектрального анализа. В вопросе о смешении цветов огромная заслуга Гельмгольца заключается в том, что он, наконец, различил два принципиально различных типа смешения — слагательное и вычитательное. Он ясно показал, что от смешения цветных лучей и от смешения красок того же цвета получаются разные результаты, так как в том и другом случае имеют место различные физические процессы. Гельмгольц исследовал дополнительные цвета, построил функцию их взаимной зависимости и впервые в истории дал им точные названия (разумеется, в пределах возможностей лексики языка). До этих пор дополнительные цвета путали с контрастными и называли весьма произвольно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: