Эмпатия

Важным моментом в профессиональной деятельности пе­дагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное вы полнение воспитательно-образовательных функций педаго­
гом, да и простое общение с ребенком. В психологии данное
качество обозначается как эмпатия. Эмпатия — это способ­
ность правильно воспринимать и понимать чувства друго­
го человека, сопереживать ему. Это постижение эмоциональ­
ного состояния, проникновение, вчувствование в пережива­
ния другого человека. Способность к эмпатии — необходимое
условие для развития такого профессионального качества пе­
дагога, как проницательность. Сочувствие побуждает педаго­
га к помощи другому. Чем более устойчивы его альтруистичес­
кие мотивы, тем шире круг людей, которому он, сочувствуя,
помогает. '

Самооценка эмпатических способностей (тест А. Мехрабиена и Н. Энштейна)*

Инструкция. Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») с приведенными ниже утверждениями.

1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя
одиноко среди людей.

2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их
способность чувствовать.

3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои
чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда
себя жалеют.

5. Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает ря­
дом со мной.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

* Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкииой. М., 1997.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей
или подруг.

8. Иногда песни о любви очень трогают меня.

9. Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям непри­
ятные для них новости.

10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое наст­
роение.

11. Большинство иностранцев, которых я встречал, каза­
лись мне холодными и неэмоциональными.

12. Мне больше нравятся профессии, требующие общения
с людьми.

13. Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или по­
други действуют неверно.

14. Мне нравится видеть, как люди принимают подарки.

15. Одинокие люди часто недоброжелательны.

16. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

17. Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо.

18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю,
как будто все это происходит на самом деле.

19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо
обращаются.

20. Меня не очень беспокоит даже то, когда некоторые лю­
ди вокруг меня заплачут.

21. Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со
мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на
другую тему.

22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие
зрители всерьез принимают фильм, плачут и вздыхают.

23. Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются во­
обще бессмысленно.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей по
этому поводу меня не волнуют.

25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-
то угнетены.

26. Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются
даже из-за пустяков.

27. Я расстраиваюсь при виде страданий животных.

28. Довольно глупо переживать о том, что происходит
в книгах.

29. Беспомощность старых людей меня угнетает.

30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем
сочувствие.

31. Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов.

32. Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно
к волнениям окружающих.

33. Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без
всяких причин.

Обработка результатов

Сосчитайте количество ваших ответов «да» на утвержде­ния: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31, и количество ваших ответов «нет» на утверждения: 2,3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33.

Далее высчитывается показатель эмпатических способностей:

ЭС = (сумма «да» + сумма «нет») х 60: 33 + 20

20—30 — низкий уровень эмпатии.

Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружаю­щих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум,

чем за чуткость и отзывчивость. Задумайтесь, вы действитель­но хотите работать педагогом?

31—45 — средний (нормальный) уровень эмпатии.

Присущ подавляющему большинству людей. Вы склонны судить о других скорее по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем из­лиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы затрудняе­тесь прогнозировать развитие отношений между людьми, по­этому, случается, их поступки оказываются для вас неожи­данными.

46 и выше — высокий уровень эмпатии.

Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, ве­ликодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным ин­тересом относитесь к людям. Дети тянутся к вам, окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфлик­ты и находить компромиссные решения. Предпочитаете рабо­тать с людьми, нежели в одиночку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: