II. Участие в конкурсах художественного творчества.
Вторая группа вопросов полностью посвящена участию школьников в конкурсах детского художественного творчества и дает нам ту информацию, с помощью которой мы можем примерно составить характеристику заинтересованности самих школьников, а также их творческой активности. Сюда вошло пять вопросов, причем первый общий вопрос ставит условие о дальнейших ответах на определенные вопросы, относящиеся к положительному ответу (67%); и ответы на вопросы, последовавшие вследствие отрицательного ответа (33%). Ответы семиклассников дают понять, что все те, кто в первой группе вопросов ответили на второй вопрос в отдельной категории ответов, написанные самими школьниками о конкурсах рисунка, отметили положительный вариант ответа. Все остальные – отрицательный.
Вопрос
| Варианты ответов и результаты (школьники, %)
|
1. Ты когда-нибудь участвовал(а) в конкурсах художественного творчества?
| А) да
| Б) нет
|
67%
| 33%
|
Вторые вопросы второй группы для всех отвечающих имеет единое смысловое значение, и предлагает исследователю увидеть истинные причины участия или неучастия в конкурсах художественного творчества. Из данных ответов следует, что большое значение для школьников имеет заинтересованность в предлагаемой организаторами конкурса теме. Так 51% учеников назвали вышеназванную причину участия, и 21 % - как причину неучастия. Для активных и пассивных детей в данной конкурсной деятельности одной из главных причин участия или неучастия является наличие или отсутствие приза. 48 % детей, ответивших положительно на первый вопрос второй группы вопросов, и 17 % из тех, кто отрицательно ответил на первый вопрос второй группы вопросов, считают важным участие в этом же конкурсе своих друзей или одноклассников, тогда как уговоры родителей и учителей составляют всего 2 % в первом случае и 0 % - во втором. Однако, стремление победить у активных детей набирает 16 %, тогда, как у пассивных его отсутствие равно 0 %. Для семиклассников, не участвующих в конкурсах, большое значение имеет информированность. Так 28% учеников называют эту причину. То есть гипотетически мы можем предположить, что такие дети, если бы знали об этом событии, то приняли бы в нем участие. В числе других причин, оказавших влияние на неучастие школьников в конкурсной деятельности, были названы отсутствие таланта и неумение рисовать.
2.Что способствовало твоему участию в конкурсах художественного творчества?
| Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
|
А) стремление победить
| 16 %
|
Б) уговоры учителей, родителей
| 0 %
|
В) интересная тема для рисования
| 51 %
|
Г) участие в этом же конкурсе моих друзей, одноклассников
| 48 %
|
Д) приз
| 44 %
|
Е) я знал об этом конкурсе
| 16 %
|
Ё) другой вариант ответа
| 0 %
|
2)Что мешало твоему участию в конкурсах художественного творчества?
| Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
|
А) отсутствие стремления победить
| 0 %
|
Б) учителя и родители не уговаривали
| 2%
|
В) не интересная тема для рисования
| 21 %
|
Г) в этом конкурсе не участвовали мои друзья, одноклассники
| 17 %
|
Д) отсутствие приза
| 14%
|
Е) я не знал об этом конкурсе
| 28 %
|
Ё) другой вариант ответа
| 19 %
|
Третий вопрос показывает, кто из активных школьников принимал участие в каких конкурсах художественного творчества. Тут мы видим прямую зависимость статуса конкурса и участвующих в конкурсе семиклассников. Ответы на вопрос у пассивных в конкурсной деятельности школьников выявляют процент желания поучаствовать к конкурсе художественного творчества. Мы замечаем, что лишь 2 % учащихся никогда бы не хотели принимать участия в конкурсах такого вида.
3) В каких конкурсах художественного творчества ты участвовал(а)?
| Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
|
А) внутри класса;
| 67 %
|
Б) внутри школы;.
| 67 %
|
В) городских;
| 54 %
|
Г) республиканских;
| 17 %
|
Д) региональных;
| 17 %
|
Е) всероссийских;
| 9 %
|
Ё) международных
| 2 %
|
3)Ты хотел(а) бы поучаствовать к конкурсе художественного творчества в будущем?
| Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
|
А) нет, никогда;
| 2 %
|
Б) нет, я стесняюсь;
| 0 %
|
В) да, я пока стеснялся(ась);
| 9 %
|
Г) да, хочу
| 16 %
|
Следующий вопрос нацелен на выявление результативности участия школьников и причин, необходимых для участия в конкурсах художественного творчества. По данным ответам мы можем сказать, что больше половины (54 %) детей когда-либо оказывались в числе лучших из участников, а 15 % семиклассников занимали призовые места, 24 % все еще надеются что-то заслужить, хотя не имели такого опыта ранее.
Главным условием в рейтинге участия остается знание о предстоящем конкурсе, за ним идет участие друзей ребенка и наличие хорошего приза. В предложенных условиях: «наличие таланта и навыков рисования», «уверенность в победе». Беседуя со школьниками стало ясно, что многие не хотят принимать участие в конкурсаххудожественного творчества предполагая, что они «все равно не выиграют».
4) Занимал(а) ли ты когда-нибудь призовые места в конкурсах художественного творчества?
| Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
|
А) да, занимал;
| 15 %
|
Б) был в числе лучших
| 54 %
|
В) не занимал, но хотел бы;
| 24 %
|
Г) не занимал, мне это не важно – главное участие.
| 0 %
|
4) Какое условие тебе необходимо для того, чтобы участвовать в конкурсе художественного творчества?
| Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
|
А) наличие хорошего приза
| 7 %
|
Б) уговоры учителей, родителей
| 0 %
|
В) участие в этом же конкурсе моих друзей одноклассников
| 17 %
|
Г) я должен знать об этом конкурсе
| 30 %
|
Д) значимость(хочу, чтобы моё имя было напечатано в газете)
| 0%
|
Е) другой ответ
| 4 %
|