Питание работников умственного труда

Питание студентов

Питание работников физического труда

Энергетические затраты рабочих большинства промышлен­ных предприятии благодаря механизации и автоматизации тру­довых процессов, сокращению продолжительности рабочего дня и рабочей недели уменьшились и составляют в сутки несколько более 3000 ккал (см. табл. 2.7).

В основе питания рабочих, занятых в промышленности, строительстве и на транспорте, лежат общие принципы рацио­нального питания. Наличие на предприятиях столовых позволя­ет при составлении рационов питания учитывать особенности данного производства.


2.5. Особенности питания отдельных групп населения



Таблица 2.14 Режим питания для работников различных смен

Время приема пищи Распределение рациона, %
  1-я смена 2-я смена 3-я смена
Утро (завтрак) Полдень (или обед на работе) Обед (17... 18 ч) Вечер (ужин) 25 20 35... 40 15... 20 25 35... 40 20 15... 20 20 (после работы) 35... 40 30 (перед работой) 10... 15 (ночью во время работы)

Особенностью питания лиц, занятых физическим трудом, яв­ляется повышенное содержание в рационе белков и жиров. При организации питания молодых рабочих следует учитывать их по­вышенную потребность в белках, что связано с физиологически­ми особенностями растущего организма, и особенно в полно­ценных белках животного происхождения, на долю которых должно приходиться до 60% общего количества белков. Важная роль отводится молочным продуктам, которые содержат необхо­димый для растущего организма кальций.

Потребность в углеводах рекомендуется удовлетворять за счет хлебобулочных и макаронных изделий, картофеля, круп.

Повышенные потребности в жирах покрываются равномерно за счет животных и растительных жиров.

В табл. 2.14 показано, как распределяется суточный рацион по отдельным приемам пищи при четырехразовом питании.

Такой режим обеспечивает потребление в рабочее время около 50 % рациона и поддерживает необходимую работоспособность.

Организму студентов свойственны особенности, обусловлен­ные возрастом, влиянием условий учебы и быта.

Учебная деятельность требует значительного нервно-эмо­ционального напряжения; волнение перед сдачей экзаменов и во время их приводит к повышению кровяного давления, увеличе-



2. Основы физиологии, гигиены и санитарии питания


нию частоты пульса и дыхания. Значительную часть суток студен­ты ведут малоподвижный образ жизни, их физическая активность невелика. Только часть учащейся молодежи занимается спортом.

Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывают изменения привычного уклада жизни.

В организме молодых людей еще не завершено формирова­ние ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогумо-ральной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сба­лансированности пищевых рационов.

В связи с нарушением режима питания за время учебы у мно­гих студентов развиваются заболевания пищеварительной систе­мы, получившие название «болезни молодых», а также гиперто­ническая болезнь, неврозы и др.

Ассортимент продуктов для студентов вузов и учащихся тех­никумов представлен в табл. 2.15.

При выборе продуктов следует учитывать ограниченность де­нежного бюджета студентов. С целью обеспечения рационов сту­дентов достаточным количеством биологически ценных бел­ков следует использовать их дешевые источники (субпродукты, обезжиренное молоко, нежирный кефир и др.).

Для обеспечения потребности в жирах в рацион необходи­мо вводить в непрогретом виде растительное и сливочное масла (20... 25 г). Следует избегать избытка сладостей, так как это мо­жет привести к ожирению и сахарному диабету, потребление сладостей, особенно прилипающих к зубам, приводит к кариесу.

Таблица 2.15 Среднесуточный набор продуктов, рекомендуемый для студентов вузов и учащихся техникумов

    Количество, г
Название продуктов для студентов вузов для студентов техникумов
  мужчины женщины мужчины женщины
         
Мясо и мясопродукты        
Рыба и рыбопродукты        
Молоко        
Творог        

2,5. Особенности питания отдельных групп населения ___________ 117

Окончание табл. 2.15

         
Сметана        
Сыр        
         
Всего молока и молоч-        
ных продуктов в пере-        
счете на молоко        
Яйца        
Масло животное        
Масло растительное        
Сахар        
Хлебопродукты        
Картофель        
Овощи и бахчевые        
Фрукты свежие        
Сухофрукты        

С целью ликвидации последствий малоподвижного образа жизни следует шире включать в питание растительные продук­ты, являющиеся источником пищевых волокон.

Больше внимания необходимо уделять удовлетворению фи­зиологических потребностей учащейся молодежи в пищевых ве­ществах, часто являющихся дефицитными, а именно ввитами-нах: С, А, Вь Вэ, Вб, а также соблюдению рекомендуемых соот­ношений кальция и фосфора (1: 1,5). Следует избегать частого потребления блюд и продуктов, содержащих много поваренной соли (соления, копчености, маринады, соленая рыба).

В качестве источников витамина С необходимо использовать от­вар шиповника, зеленый лук, капусту белокочанную в сыром виде.

С целью обеспечения витамином А, помимо продуктов жи­вотного происхождения, необходимо систематически потреб­лять источники В-каротина, такие, например, как морковь (с жирами).

Исключительно важно соблюдать принципы сбалансирован­ного питания в период экзаменационных сессий. В этот период


118 ___________ 2. Основы физиологии, гигиены и санитарии питания

необходимо увеличение в рационе доли продуктов, содержащих белки и витамины, повышающих эмоциональную устойчивость организма.

Важнейшая роль в сохранении здоровья учащихся принадле­жит соблюдению режима питания. Прием пищи должен быть 3—4-кратным.

Особое внимание следует уделять завтраку. Завтрак должен со­держать 25... 35 г белка, 30 г жира и 100 г углеводов. Рекомендуется включать горячее блюдо из мяса, рыбы или картофельно-овощное, яичное, творожное, а также масло, сыр, колбасу, чай, кофе, какао.

Энергозатраты работников умственного труда меньше, чем у людей, занятых физическим трудом, и составляют около 2400... 2500 ккал в сутки, что наряду с необходимостью полноценного питания предъявляет определенные требования к составу рацио­на и режиму питания. Велика нагрузка на психоэмоциональную сферу работников, что может вызвать неблагоприятные сдвиги в деятельности центральной нервной и сердечно-сосудистой сис­тем, в процессах обмена веществ. Это приводит к развитию утомляемости и снижению работоспособности. Усиливается вы­деление адреналина, кортикостероидов, повышается содержание в крови холестерина, триглицеридов, глюкозы. Наряду с недос­таточностью физической нагрузки это способствует развитию атеросклероза. Интенсивная деятельность нервных клеток вызы­вает увеличение расходования белков и водорастворимых вита­минов, в связи с чем потребность в витаминах С и группы В по­вышается на 25—30 %.

Общую калорийность рациона целесообразно покрывать сле­дующим образом: за счет углеводов — 1300... 1400 ккал, за счет жиров — 650... 700 и за счет белков — 400... 450 ккал, что соответ­ствует примерно содержанию в рационе 100... 115 г белков, 70... 80 г жиров и 300... 350 г углеводов.

Основными источниками полноценных белков должны быть продукты животного происхождения. На их долю должно прихо­диться 50... 60 %, желательно, чтобы примерно половину из них


2.5. Особенности питания отдельных групп населения ___________ 119

составляли молочные белки. Не следует включать в питание коп­ченые колбасы, мясо должно быть нежирным, рыба — нежирной и несоленой. Половину потребности в жирах следует удовлетво­рять за счет сливочного и растительного масел (поровну). Нужно ограничивать продукты, богатые холестерином. Хлеб целесооб­разно использовать преимущественно черный (если нет проти­вопоказаний). Вследствие невысоких энергетических затрат на долю сахара должно приходиться не более 15% общего количест­ва углеводов (60... 70 г/сут), а на долю сложных углеводов — не менее 70... 80 %.

С учетом большой нагрузки на органы зрения важное значение имеет снабжение рациона источниками витамина А и р-каротина (молоко, сыры, рыбий жир, яичный желток, морковь, перец слад­кий, горошек зеленый, ягоды облепихи, плоды шиповника, абри­косы, хурма, печень).

Для регуляции обмена холестерина и профилактики атеро­склероза необходимо включать в рацион питания источники ли-потропных веществ: гречневую и овсяную крупу, свежую зелень, овощи, фрукты, морскую капусту, мясо, пасту «Океан».

С целью профилактики ожирения следует ограничить потребление таких высококалорийных продуктов, как конфеты, шоколад, печенье, пирожные, хлебобулочные изделия из муки высшего и первого сорта.

Для увеличения содержания кальция в рацион сле­дует включать такие его источники, как сыры и творог.

Поваренная соль способствует задержке в организме воды и продуктов обмена, поэтому следует ограничивать ее количест­во или потреблять продукты — источники калия, улучшающие выведение этих веществ (картофель, салат, тыква, кабачки, свек­ла, овсяная крупа, сухофрукты, особенно изюм, курага).

Наряду с источниками пищевых веществ в рационы лиц ум­ственного труда должно быть включено достаточное количество пищевых волокон.

Людям, занятым умственным трудом, следует питаться 4 — 5 раз в сутки. При этом основную калорийность рациона следует реализовать в первой половине дня.

Рацион питания должен иметь антисклеротическую, липо-тропную и антистрессорную направленность для оптимизации


120 ___________ 2. Основы физиологии, гигиены и санитарии питания

обмена жиров, снижения уровня холестерина в крови, обеспече­ния оптимальных условий для нормального функционирования нервной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: