Проба на предметный гнозис

КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК

Выявляемые симптомы

Исследование гнозиса

Проба на воспроизведение ритмических структур

За пробы на праксис позы и оральный праксис (2 оценки)

0 — Безошибочное выполнение.

0,5 — Поиск 1-2 поз с последующим правильным выполнением.

1 — Развернутый поиск в большинстве проб, единичные ошибки с самокоррекцией.

1,5 — Многочисленные ошибки, корригируемые при внешней организа­ции внимания ребенка.

2 — Многочисленные ошибки, не полностью корригируемые при внешней организации деятельности ребенка.

3 — Невозможность выполнения проб.

0 — Безошибочное выполнение.

1 — Лишние импульсы с самокоррекцией.

2 — Некорригируемые ошибки при воспроизведении отдельных ритмических структур при правильной их оценке.

3 — Невозможность воспроизведения ни одной ритмической структурыи при правильной их оценке.

Исследование гностических функций включает следующее.

1. Пробы на предметный гнозис: узнавание реалистичных изображений, а с 4 лет — перечеркнутых и наложенных изображений «Давай най­дем спрятавшиеся картинки» (лист 4 Альбома). При этом обследую­щий обращает внимание не только на полноту ответа, но и на такие особенности, как последовательность называния реальных предметов: слева направо или справа налево; невнимание (вплоть до игнорирования) к одной из сторон пространства; хаотичность и импульсив­ность деятельности.

2. Пробы на акустический гнозис («Игра в радистов» — оценка ритмических структур) — с 4 лет (см. приложение 2).

3. Узнавание пространственно ориентированных простых фигур (с 4 лет — модифицированный тест Бентона). Ребенку предлагается в протоколе соединить карандашом одинаковые фигуры.

4. Проба на идентификацию эмоций (с 5 лет). В Альбоме (лист 26)
изображены люди и животные в разном эмоциональном состоянии: веселые, злые и испуганные (по 3-4 на каждое состояние — всего 10 картинок). Внизу даны изображения 5 кошек: веселой, грустной, злой, гордой, испуганной. Ребенку предлагается отправить (соеди­нить ниточками/полосками разного цвета) всех веселых зверюшек и людей (красный цвет полоски) к веселой киске, всех злых (черный цвет) к злой кошке и всех испуганных (желтый цвет) к испуганной кошке (лист 26 Альбома). Возможно также выполнение этой пробы в форме классификации отдельных карточек с изображениями эмоциональных состояний по заданным образцам: 5 кошек в разных эмоциональных состояниях. Регистрируются общее количество и тип ошибок: смешение знака эмоции (веселый/грустный) или качества эмоции (веселый/гордый).

3.1. Несформированность предметного гнозиса.

3.2. Импульсивность в гностической сфере.

3.3. Фрагментарность восприятия (опознание элемента предмета как целого предмета).

3.4. Псевдоагнозии (трудности контроля, избирательности и целенаправленности при восприятии, корригируемые при организации внимания ребенка).

3.5. Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов.

3.6. Несформированность акустического гнозиса.

3.7. Слабость акустического внимания.

3.8. Инактивность (персеверации) при восприятии.

3.9. Игнорирование одной стороны зрительного пространства или пони­
женное внимание к ней.

3.10. Трудности симультанного синтеза при восприятии.

3.11. Ошибки в идентификации эмоций по знаку (например, веселый—грустный) или по качеству (веселый—гордый).

0 — Безошибочное узнавание всех предъявленных изображений.

0,5 — Единичные импульсивные ошибки с самокоррекцией.

1 — Правильное узнавание возможно после обведения контура зашумленного (перечеркнутого или наложенного) изображения предмета самим ребенком, при стимуляции его внимания обследующим или множественные импульсивные ошибки.

1,5 — Правильное узнавание возможно после обведения контура зашумленного изображения предмета обследователем; единичные симптомы фрагментарности восприятия.

2 — Множественные симптомы фрагментарности восприятия, псевдоагнозии или единичные ошибки при восприятии реалистических изображений и выраженные дефекты (более чем в 50%) узнавания зашумленных изображений с частичной коррекцией; симптомы игнорирования одной стороны зрительного пространства или трудности симультанного синтеза при восприятии.

3 — Некорригируемые ошибки узнавания более половины как реальных, так и зашумленных изображений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: