Участники групп духовного целительства наблюдались и опрашивались нами в течение двух лет (1981-1983). Углубленное обследование отдельных респондентов проводилось в течение шестимесячного периода. Вслед за рассылкой опросников добровольцы приглашались для прохождения интервью. Каждый респондент был опрошен за период исследования трижды.
Критерии отбора
Обсервационные техники использовались с целью выявления и отбора групп духовного целительства, расположенных в районе г Балтимора. Группы включались в исследование в том случае, если их члены
-120-
встречались регулярно (от двух раз в месяц до одного раза в неделю) с целью совершения ритуалов исцеления; все обследованные нами респонденты являлись постоянными участниками этих ритуалов. Для прохождения углубленного интервью нами было отобрано 176 человек, представлявших 23 разных группы духовного целительства. В среднем на момент начала обследования респонденты участвовали в ритуалах исцеления в течение 2-3 лет, хотя некоторые из них участвовали в них уже более 20 лет, а некоторые — менее 6 месяцев. За период проведения исследований некоторые респонденты (их оказалось менее 10) вышли из групп или перешли из одной группы в другую. В то же время никто из них не утратил своей веры в исцеление, несмотря на переход в другую группу.
|
|
Методы оценки
С целью определения состояния здоровья были использованы специальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, психического и поведенческого благополучия или «качества жизни». Два индикатора состояния физического здоровья были основаны на «спектре физического здоровья Беллока, Бреслоу и Хочстима (Belloc, Breslow and Hochstim, 1971). Индекс физического здоровья подсчитывался на основании оценки субъективных характеристик здоровья, энергии и сна. Индекс выраженности болезненных проявлений подсчитывался на основе средневзвешенных показаний трех шкал: шкалы нетрудоспособности (функциональной нетрудоспособности); шкалы хронического заболевания; шкалы ухудшения зрения или слуха и шкалы острых симптомов болезни.
Два индикатора психического здоровья включали совокупный индекс благополучия Кэмпбелла и соавторов (Campbell et al., 1976) и итоговый показатель краткого симптоматического опросника (Derigatis &. Melisataros, 1983), состоящего из 53 вопросов, направленных на определение психосоциальною дистресса и включающего 9 подшкал. Мы использовали общий индекс тяжести расстройства и показатели трех из девяти подшкал — тревоги, депрессии и враждебности
С целью определения поведенческого благополучия респондентов (их приверженности здоровому образу жизни) использовался индекс
|
|
- 121-
поведенческого благополучия, представляющий собой набор из девяти вопросов, позволяющих оценить следование респондентов здоровым или патологическим ролям.
В дополнение к методам оценки «качества жизни» использовались углубленные открытые вопросы, направленные на оценку личного опыта исцеления и оздоравливающих эффектов участия в исцеляющих ритуалах. Ответы на эти открытые вопросы качественного характера кодировались на основе оценки их содержания.
Для того чтобы оценить возможные психодинамические изменения, происходящие у вовлеченных в группы духовного целительства респондентов, была использована проективная методика «Карточный тест мандалы», разработанная на основе юнгианской практики рисования мандал Джоанной Келлогг (Kellogg, 1978). Методика предполагает комбинирование набора символов с цветом. Данные символы коррелируют с определенными личностными свойствами и психическим состоянием респондентов (Di Leo, Grof and Kellogg, 1977; Kellogg, Mac Rae, Bonny, Di Leo, 1977; Kellogg, 1978; McRae, 1980; Buch, 1988). Тест позволяет определить индивидуальные психологические тенденции на уровне разных форм когнитивных процессов и психических состояний. В контексте ритуального целительства эти тенденции могут иметь определенную связь с переживанием исцеления (Csordas, 1983; Fischer, 1975, 1976).
Карточный тест мандалы основан на конструкте, названном Большой Круг Мандалы, отражающем прохождение индивидом двенадцати психодинамических стадий развития (Kellogg, 1978, 1986). Анализ и интерпретация результатов тестирования построены на данном конструкте.
Использованный нами вариант карточного теста мандалы состоит из набора карт с изображением различных символов, а также набора Цветных карт. После заполнения опросников респонденты должны были выбрать по четыре наиболее привлекательных для них карты с изображением символов и подобрать к ним цветные карты.
Анализ результатов
Общими вопросами, на которые мы стремились ответить в нашем Исследовании, являлись следующие: в какой мере заявления респондентов об исцелении связаны с изменениями индикаторов физического
-122-
и психического здоровья и состояния сознания9 Для того чтобы оценить эту связь, использовался перекрестный анализ, предполагавший учет распределения индикаторов в разные моменты времени, а также количественное сравнение результатов измерений. Поскольку различия между двумя типами групп духовного целительства, действующими в районе г. Балтимора — христианскими харизматическими группами и «нью-эйдж» группами, описанными нами ранее (Glik, 1986, 1988),- были несущественны, мы изучали общую выборку, состоящую из респондентов, представляющих разные типы групп. Это было связано с предположением, что изучаемые нами процессы происходят независимо от идеологических, организационных и ритуальных различий между группами.
Результаты исследований
Возраст респондентов колебался от 35 до 65 лет, 40 % из них были либо холостыми, либо разведенными; большинство из них были белыми и принадлежали к среднему или рабочему классу. Среди респондентов было вдвое больше женщин, чем мужчин, тем не менее достоверные различия между мужчинами и женщинами были выявлены лишь по ограниченному числу индикаторов состояния здоровья (Glik, 1986). Состояние здоровья подавляющего большинства респондентов оценивалось как среднее для их возрастной группы. У определенного процента респондентов были выявлены лишь хронические или связанные со стрессом заболевания. Менее чем у семи процентов респондентов имелись тяжелые заболевания или терминальные состояния.
Во время второго и третьего интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с ритуалами духовного целительства улучшении состояния. Эти вопросы были ориентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Подсчитывался средний показатель положительных ответов на этот вопрос во время второго и третьего интервью, отражающий общий уровень исцеления за период исследования.
|
|
- 123-
Т а б л и ц а
Уровни исцеления в группе респондентов (N = 170)
N | % | |
Отсутствие исцеления (0) | 8.1 | |
Очень слабое исцеление (1) | ||
Слабое исцеление (2) | 13.7 | |
Частичное исцеление (3) | 27.5 | |
Почти полное исцеление (4) | 24,4 | |
Полное исцеление (5) | 20.0 | |
Средний показатель = 2,96 |
Как видно из таблицы 1,13 респондентов (8,1 %) заявили об отсутствии какого-либо исцеления; 10 респондентов (6,3 %) заявили, что исцеление было очень слабым; 22 респондента (13,7 %) ответили, что исцеление было слабым; 44 респондента (27,5 %) отметили частичное исцеление; 39 респондентов (24,4 %) отметили эффект почти полного исцеления и 32 респондента (20 %) констатировали эффект полного исцеления.
Результаты мультивариативного анализа (MANOVA) показателей качества жизни в разные моменты времени, выступавших в качестве зависимых переменных и показателей исцеления, выступавших в качестве независимых переменных, представлены в таблице 2. Представленные в таблице 2 данные показывают, что различия в показателях качества жизни между респондентами, констатировавшими исцеление, и теми, кто отрицал эффект исцеления, были значимыми и касались показателей тяжести заболевания, физического и поведенческого благополучия. Таким образом, отметившие эффект исцеления лица имели лучшие показатели физического здоровья и здорового поведения. В то Же время существенных различий в показателях психического здоровья между теми, кто констатировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал, отмечено не было.
-124-
Результаты мультивариативного анализа показателей состояния здоровья
Т а б л и ц а
а) Тяжесть заболевания (зависимая переменная) F = 2,48, DF (3,180); Wilks lambda = 0,96 | |||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | |
Неисцелившиеся (N=68) | 2,18(1,14) | 1,88(1,34) | 1,84 (1,29) |
Исцелившиеся (N=131) | 1,85 (1,28) | 1,65 (1,19) | 1,40 (1,40) |
univariate F | 3,44* | 1,44 | 4,95* |
b) Физическое благополучие (зависимая переменная) F = 2,85,DF (3,194); Wilks lambda = 0,95* | |||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | |
Неисцелившиеся (N=68) | 15,2 (2,9) | 15,5 (2^2) | 14,07 (3,19) |
Исцелившиеся (N==131) | 16,4 (2,7) | 16,5 (2,44) | 14,91 (2,52) |
univariateF | 8,28** | 6.63* | 4,10* |
с) Общее благополучие (зависимая переменная) F = 0,63, DF (3,186); Wilks lambda = 0,98 (N S) | |||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | |
Неисцелившиеся (N=68) | 1.69 (0,84) | 1,74 (0,74) | 1,74 (0,80) |
Исцелившиеся (N=131) | 1,64 (0,69) | 1,61 (0,69) | 1,64 (0,72) |
univariate F | 0,17 | 1,43 | 0,37 |
d) Индекс общей тяжести состояния (зависимая переменная) F = 0,71, DF (3,189); Wilks lambda = 0,99 (N S) | |||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | |
Неисцелившиеся (N=68) | 0,62 (0,24) | 0,59 (0,31) | 0,53 (0,31) |
Исцелившиеся (N=131) | 0,57 (034) | 0,53 (0,27) | 0,53 (033) |
univariate F | 0,87 | 2,12 | 0,73 |
- 125-
|
|
е) Поведенческое благополучие (зависимая переменная) F=1.45, DF (3,195) Wilks lambda = 0. 99 (N.S.) | |||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | |
Неисцелившиеся (N=68) | 3.47 (2,0) | 2.86(1 84) | 2,67(1,67) |
Исцелившиеся (N=131) | 3,78(1,8) | 3.32(1,72) | 3,19(1.78) |
univariate F | 1,19 | 3.05 | 3,99* |
В таблице 3 представлены корреляции между показателями уровней исцеления и изменениями качества жизни. Изменения качества жизни определялись на основе вычитания индивидуальных показателей в ходе завершающего интервью' положительные величины свидетельствуют о достигнутом улучшении, в то время как отрицательные величины — об ухудшении состояния, за исключением показателей поведенческого благополучия, которые имеют противоположную направленность. Как и ожидалось, различные показатели качества жизни оказались взаимосвязаны, что указывает на высокую согласованную валидность разных критериев. Однако изменения показателей качества жизни во времени не были существенно связаны с заполненными респондентами уровнями исцеления (смотри первый столбец в таблице 3).
Необходимо отметить, что каких-либо значимых тенденций в изменениях качества жизни в данной выборке нами обнаружено не было. Состояние некоторых лиц улучшалось, других — ухудшалось, однако значимых изменений уровня здоровья за период исследования, свидетельствующих о том, что данный контингент лиц стал более «здоровым», не было выявлено. Кроме того, повторный мультивариативный анализ, направленный на определение корреляций между утверждениями о достигнутом исцелении и изменением качества жизни, также показал отсутствие достоверных различий между теми, кто контактировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал.
Таблица 4 показывает выбор респондентами карт с разными символами, связанными со стадиями Большого Круга Мандалы (Kellogg, 1086). Эти стадии, в свою очередь, характеризуют уровень психического развития респондентов и особенности их когнитивных процессов. Большой Круг Мандалы можно разделить на три группы стадий и соответствующими им значениями:
-126- по -127-
Корреляционная матрица: связь между заявленным исцелением
и изменениями показателей физического, психического
и поведенческого здоровья
Т а б л и ц а 3
AV ER | ILL SEVCH | GW BCH | GSI CH | DEP CH | AN XCH | HOS CH | PHY SCH | BEN СН | ||||||||||
ILL SEVCH | 0,06 | |||||||||||||||||
GW BCH | – 0,02 | 0,05 | ||||||||||||||||
GSI CH | 0,05 | 0,13 * | 0,14 * | |||||||||||||||
DEP СН | 0,05 | 0,00 | 0,33 ** | 0,54 ** | ||||||||||||||
AN XCH | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,50 ** | 0,33 ** | |||||||||||||
HOS СН | – 0,02 | 0,02 | 0,24 ** | 0,40 ** | 0,34 ** | 0,37 ** | ||||||||||||
PHY SCH | 0,02 | 0,21 ** | 0,16 * | 0,19 * | 0,12 * | 0,10 * | 0,05 | 1 | ||||||||||
ВЕН СН | 0,03 | – 0,15** | – 0,02 | – 0,18* | – 0,13* | – 0,17** | – 0,09 | – 0,24 ** | ||||||||||
m | 3 5 | 0,42 | – 0,027 | 0,03 | 0,05 | 0,07 | 0,02 | - 1,462 | – 1,00 | |||||||||
SDS | 0,9 | 0,98 | 0,60 | 0,12 | 0,38 | 0,39 | 0,33 | 2,57 | 2,09 | |||||||||
Примечания:
AVER — уровень исцеления
ILL SEVCH — изменения тяжести заболевания
GWBCH — изменения общего благополучия
GSICH — изменения общей тяжести состояния
EPCH — изменения показателя депрессии
ANXCH — изменения показателя тревоги
HOSCH — изменения показателя враждебности
PHYSCH — изменения физического благополучия
BENCH — изменения поведения
-128-
Таблица
Выбор карт, соответствующих трем группам стадий Большого Круга Мандалы
а) стадии с 1 по 4 | ||||||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | ||||
N | % | N | % | N | % | |
Отсутствие выбора | ||||||
1-2 места | 4 | |||||
3-4 места | 6 | |||||
b) Стадии с 5 по 8 | ||||||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | ||||
N | % | N | % | N | % | |
Отсутствие выбора | ||||||
1-2 места | ||||||
3-4 места | ||||||
с) Стадии 9-12 | ||||||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | ||||
N | % | N | % | N | % | |
Отсутствие выбора | ||||||
1-2 места | ||||||
3-4 места | 4 |
- 129-
1 Стадии с 1 по 4 включительно указывают на переработку материала на уровне бессознательного, опыт рождения, развития и психоаналитического самоопределения.
2 Стадии с 5 по 8 включительно указывают на переработку материала на уровне сознания, опыт сознательной деятельности и самоактуализации.
3 Стадии с 9 по 12 включительно указывают на переработку материала как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, процессы психологических изменений, трансформации и фрагментации, экстатические переживания.
Данные тестирования с использованием карточного теста мандалы, полученные в разные моменты времени, представлены в таблице 4. Наибольшего внимания заслуживает тот факт, что респонденты чаще всего отдавали предпочтение картам, соответствующим стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12, и гораздо реже — картам, соответствующим стадиям с 1 по 4. Наиболее «популярными» были стадии с 9 по 12, часто связанные с «измененными состояниями сознания» и опытом психологической трансформации.
В таблице 5 представлена связь между выбором карт, соответствующих разным стадиям Большого Круга Мандалы и заявленными респондентами эффектами исцеления в разные моменты исследования. Заявившие о значительных положительных изменениях в своем состоянии респонденты значительно чаще стали выбирать карты, соответствующие стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12. Те же, кто констатировали отсутствие эффектов исцеления, выбирали эти карты примерно с той же самой частотой, независимо от момента тестирования. Изменения в частоте выбор карт, соответствующих стадиям с 1 по 4, у тех, кто отметил эффект исцеления, и тех, кто его отрицал, были сходными.
В таблице 6 представлен выбор разных цветов при тестировании с использованием карточного теста мандалы Цвета имеют условные обозначения в зависимости от их интенсивности и связаны с различными группами описанных выше стадий Мы разделили цвета на три основные группы по степени их интенсивности, каждая группа имеет свое психологическое содержание.
1) темные оттенки — отражающие переработку материала на уровне бессознательного,
-130-
Изменения в выборе карт во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал
а) стадии с 1 по 4 | Неисцелившиеся | Исцелившиеся | • | ||
N | % | N | % | ||
Более редкий выбор | xy2 | ||||
Нет изменений выбора | 3,8 | ||||
Более частый выбор | (N. S.) | ||||
b) стадии с 5 по 8 | Неисцелившиеся | Исцелившиеся | |||
N | % | N | % | ||
Более редкий выбор | xy2 | ||||
Нет изменений выбора | |||||
Более частый выбор | 5 | ||||
с) стадии с 9 по 12 | Не исцелившиеся | Исцелившиеся | |||
N | % | N | % | ||
Более редкий выбор | xy2 | ||||
Нет изменений выбора | 8,2 4 ** | ||||
Более частый выбор | 4 |
2) средние по интенсивности оттенки — отражающие переработку материала на уровне сознания,
3) светлые оттенки — отражающие переработку материала на уровне как сознания, так и бессознательного, а также опыт психологической трансформации
- 131-
Как видно из таблицы 6, общее распределение цветов указывает да то, что большинство респондентов избегают темных оттенков, отдавая предпочтение средним по интенсивности и светлым оттенкам Выбор цветов, таким образом, аналогичен выбору карт, соответствующих разным стадиям.
Таблица 6
Распределение цветов разной интенсивности в выборе цветовых карт респондентами в разные моменты исследования
а) темные оттенки | 1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | |||
N | % | N | % | N | % | |
Отсутствие выбора | 7 6 | |||||
1-2 места | 7 | 2 | ||||
3-1 места | 2 | |||||
b) оттенки средней интенсивности | 1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | |||
N | % | N | % | N | % | |
Отсутствие выбора | ||||||
1-2 места | ||||||
3-4 места | ||||||
с) светлые оттенки | 1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | |||
N | % | N | % | N | % | |
Отсутствие выбора | ||||||
1-2 места | ||||||
3-4 места | 5 |
-132-
В таблице 7 представлена связь между выбором цветов и заявленными респондентами эффектами исцеления. Те, кто отрицал какие-либо эффекты исцеления, продолжали избегать выбора темных цветов. Те же, кто заявлял о достигнутом исцелении, также продолжали отдавать предпочтение более светлым оттенкам, причем частота их выбора со временем увеличивалась. Выбор же оттенков средней интенсивности существенно не менялся.
Таблица 7
Изменения в выборе цветов разной интенсивности во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал
а) темные оттенки | Неисцелившиеся | Исцелившиеся | |||
N | % | N | % | ||
Более редкий выбор | 7 | xy2 | |||
Нет изменений выбора | 1 | 11, 5** | |||
Более частый выбор | |||||
Ь) оттенки средней интенсивности | Неисцелившиеся | Исцелившиеся | |||
N | % | N | % | ||
Более редкий выбор | xy2 | ||||
Нет изменений выбора | 1,5 | ||||
Более частый выбор | |||||
с) стадии с 9 по 12 | Неисцелившиеся | Исцелившиеся | |||
N | % | N | % | ||
Более редкий выбор | xy2 | ||||
Нет изменений выбора | 4,6 6* | ||||
Более частый выбор |
- 133-
Обсуждение
Целью данного исследования было изучение связи между «объективными» индикаторами состояния здоровья (качества жизни) и психической динамикой (карточный тест мандалы), с одной стороны, и заявлениями участников групп духовного целительства о достигнутом исцелении, с другой стороны. Результаты исследования свидетельствуют о наличии весьма слабой связи или даже ее отсутствии между изменениями качества жизни респондентов во времени и их утверждением о достигнутых эффектах исцеления. В то же время была отмечена некоторая связь между психодинамическими феноменами и утверждением об исцелении: те лица, которые заявляли о выраженных эффектах исцеления, демонстрировали более значительные изменения в своем психическом состоянии, определяемые с помощью карточного теста мандалы. Кроме того, те, кто сообщал о более высоком уровне физического и поведенческого благополучия, часто заявляли и о достигнутом исцелении.
Значительное число подвергшихся опросу лиц положительно отвечали на вопросы, касающиеся эффектов исцеления, хотя вопросы касались лишь тех эффектов, которые проявлялись в период проведения исследований. Хотя несколько человек заявили о полном исцелении, большинство опрошенных отметили лишь определенное улучшение в состоянии своего здоровья или жизненной ситуации (Glik, 1990b). Более того, как и в исследованиях Клейнмана и Санга (Kleinmann and Sang, 1979) и Финклер (Finkler, 1981), в нашем исследовании были те, чье состояние, по их мнению, за период наблюдения существенно не изменилось. Результаты наших исследований согласуются со сделанными ранее наблюдениями, состоящими в том, что измеряемое с помощью конвенциональных методов качество жизни в результате ритуалов Целительства существенно не меняется.
Проведение карточного теста мандалы на выборке участников групп религиозного целительства позволило выяснить, как различные способы когнитивной переработки материала или переход от одного из Них к другому связаны с заявлениями респондентов о достижении исцеления. Можно предполагать, что изменения в способах когнитивной Переработки материала могут вызывать изменения восприятия, которые, в свою очередь, связаны с ощущением «исцеления».