Критерии оценок.
Критерии оценок.
3 балла – управляет силой голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот.
2 балла - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять силу голоса, выполняет после подсказки педагога.
1 балл – испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную силу голоса (громче, тише), говорить шепотом. С трудом справляется с заданиями.
0 баллов – не владеет умением управлять силой голоса.
- Умение выделять ударный слог в слове.
Задание 1. отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий.
Цель: выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.
Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, выделяя сильный слог (произносится протяжно, «тянется»).
Примерные слова: окно, стол, Лена, Наташа, и др.
Задание 2. подобрать картинки, слова, предметы под заданные схемы: х- Х, Х -х, х-х- Х, х- Х -х, Х -х-х.
Цель: выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударение и выделять ударный слог.
|
|
Инструкция: подбери картинки, слова, предметы к схемам.
Задание 3. Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.
Цель: выявить умение ребенка со слуха выделять ударный слог в слове.
Инструкция: послушай слова и нарисуй их схему, выделяя ударный слог.
З а мок – зам о к полк и – п о лки м о ю – мо ю сел о – с е ло хл о пок – хлоп о к
3 балла – выделяет ударный слог, подбирает слова к схемам и зарисовывает их графически.
2 балла - допускает ошибки, отхлопывает слова после нескольких попыток, подбирает слова к схеме, но затрудняется в выполнении ее графического изображения.
1 балл – находит ударный слог с помощью педагога, не подбирает слова к схеме, затрудняется в выполнении ее графического изображения.
0 баллов – не выделяет ударный слог, не понимает задания.
- Умение пользоваться логическим ударением.
Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово.
Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе.
Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор.
Мы с мамой пойдем в лес.
Задание 2. Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.
Цель: выявить умение делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.
Инструкция: произнеси предложение по-разному, выделяя по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.
Девочка играет в саду с куклой.
(Играет девочка, а ни мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой.
|
|
(Не просто унесла ее туда)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой)
3 балла – без помощи педагога справляется с заданиями, понимает контекст.
2 балла – выполняет задание при помощи педагога.
1 балл – не умеет выделять голосом нужное слово, понимает смысл читаемого текста.
0 баллов – не понимает то о чем идет речь, не понимает смысл читаемого текста.
- Сформированность интонационной выразительности речи.
Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией.
Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.
Инструкция: а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация). Что выражает этот предложение (вопрос или сообщение о чем-то)?
Я иду в детский сад.
б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация)
в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация)
Задание 2. рассказать отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из текста.
Цель: выявить возможности ребенка рассказывать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.
Инструкция: послушай стихотворение, подумай, какое настроение оно передает и расскажи с нужной интонацией.
Когда я сосульку ел, - Кто там ходит у реки? Дождь! Дождь! Надо нам
Было очень вкусно. - Это наши кулики. Расходится по домам!
А потом я заболел – - А чего они хотят? Гром! Гром, как из пушек.
Стало очень грустно. – Накормить своих ребят. Нынче праздник у лягушек!
М. Дружинина Н. Дилакторская