Диагностика патологии пульпы и периодонта

Б) Диагностический этап.

А) Подготовительный этап.

Диагностика культурной памяти.

Б) Диагностический этап.

А) Подготовительный этап.

Диагностика природной памяти.

Диагностика уровня развития памяти младшего школьника.

Выводы об уровне развития

Оценка результатов

10 баллов ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Для определения уровня развития памяти младшего школьника предлагаются два задания, направленных:

- на диагностику природной памяти;

- на диагностику культурной памяти;

Сначала определим продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти ребенка. Это можно сделать с помощью следующей методики.

В приложении содержится карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из четырех пересекающихся линий.

Для работы потребуется: карандаш или ручка, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеток и линейка, 10 * 15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).

После того, как все необходимое будет подготовлено для работы можно начинать эксперимент.

Ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладется чистый лист бумаги (10*15 см) и карандаш или ручка.

Инструкция испытуемому:

«Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, буду предупреждать тебя словом «Внимание». После того, как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».

Испытуемый после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги.

Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:

- приблизительные размеры фигуры;

- наклон фигуры;

- количество линий и количество их пересечений.

Для того, чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 секунды * количество показов карточки.

Оценка результатов:

Если ребенок правильно запомнил предлагаемую фигуру менее, чем за 18 секунд, то это говорит о хорошей природной памяти; если время правильного запоминания колеблется в пределах от 20 до 30 секунд, то природная память средней продуктивности. В тех случаях, когда время запоминания более 30 секунд, природная память имеет продуктивность ниже среднего.

Для того, чтобы осуществить проверку уровня развития опосредованной памяти ребенка, необходимо вырезать 30 картинок, которые находятся в приложении.

Перечень необходимых картинок:

диван, гриб, стол, ветка, самолет, карта, корова, умывальник, земляника, ручка, щетки, лопата, машина, дерево, цветок, тетрадь, хлеб, трамвай, лейка, столб, дом, ключ, окно, стакан, кровать, лодка, поле, кот, лампа, картина.

После того, как все 30 картинок будут подготовлены, их необходимо разложить на столе перед ребенком.

Инструкция испытуемому:

«Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать, можешь к каждому слову подобрать картинку, которая тебе поможет это слово запомнить».

Перечень слов:

дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.

После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку результатов. Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы показываете ребенку (по одной) каждую из отложенных им карточек и просите вспомнить слово, которое он с помощью этой карточки запоминал.

Оценка результатов:

Если количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о хорошей культурной памяти младшего школьника.

Если количество правильно названных слов 9-11- продуктивность культурной памяти средняя.

Если же ребенок назвал 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.

Первоочередная проблема, возникающая с самого начала эндодонтического лечения, связана с риском бактериальной контаминации, даже в зубах с жизнеспособной пульпой. Уже 40 лет назад, в 1960 году, когда культуральные методы микробиологических исследований были не столь совершенны как в настоящее время, Engstrom показал, что жизнеспособная воспаленная пульпа при закрытой полости зуба характеризуется микробным обсеменением более чем в 7% случаев. Этот показатель характеризуется экспоненциальным ростом до 80% при хроническом пульпите, остром верхушечном периодонтите и некрозе пульпы. Инфицирование корневых каналов обычно связано с наличием рентгенологических признаков периапикальной патологии и клинической симптоматикой острого или хронического периодонтита. Согласно классификации Abou-rass and Bogen, периапикальные очаги подразделяются на открытые и закрытые независимо от связанной с ними симптоматики. Открытые очаги чаще всего содержат оппортунистическую микрофлору полости рта, проникающую непосредственно через пульпу или через экстрапульпарные входные ворота. К данной группе относятся очаги инфекции, связанные с некачественным эндодонтическим лечением и нарушением краевого герметизма реставраций после эндодонтического лечения (Рис. 1,2). Закрытые очаги характерны для зубов с патологией пульпы или верхушечного периодонта, не имеющих признаков прямого проникновения микрофлоры полости рта. К данной категории относятся очаги в области зубов с явлениями выраженной облитерации каналов или с посттравматическим некрозом пульпы (Рис.3), а также сохраняющиеся периапикальные очаги после адекватно проведенного эндодонтическо-го лечения. Проблемы при лечении открытых и закрытых очагов существенно различаются. Открытые очаги связаны с обсеменением микрофлорой полости рта, поэтому прогноз лечения таких очагов благоприятен при условии полноценной очистки системы корневых каналов и герметичной обтурации всех входных ворот проникновения инфекции с целью профилактики дальнейшего инфицирования.

Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 3.

Происхождение и локализация микрофлоры, связанной с закрытыми очагами, зачастую остается тайной и является одним из самых спорных вопросов в научных кругах: присутствуют ли бактерии в периапикальной гранулеме, и если - да, то в каком количестве? И, в случае бактериальной обсемененности, локализуются ли микроорганизмы в области корня или существует первичная перирадикулярная инфекция, в то время как апекс остается стерильным?

Abou-Rass et AI. провели исследование ряда закрытых очагов, отобранных по жестким критериям. В ходе исследования бактериальное обссе было выявлено во всех случаях, при чем 63,6% составила обли-гатно анаэробная микрофлора, а 36,4% - факультативно анаэробные возбудители. Среди выявленных микроорганизмов авторы указывают штаммы
Actinomyces - (22,7%),
Propionibacterius - (18,2%),
Streptococcus - (13,6%),
Staphylococcus - (4,6%),
Porphiromonas gingivalis - (4,6%) и Грам-отрицательные энтеробактерии. Все изученные образцы, взятые в области верхушки корня, содержали микроорганизмы, в то время как из области хирургического доступа и из периферической зоны апикальных очагов выделить инфекцию не удалось. Данные, полученные Abou-Rass, дают основание предполагать, что периапикальная инфекция локализуется, главным образом, в области верхушки корня, и только в отдельных случаях микроорганизмы распространяются вглубь периапикальных тканей. Противоположные данные, полученные рядом авторов, которые выявили инфекцию эндодонтического происхождения в периапикальных очагах, могут объясняться высокой вероятностью контаминации в ходе получения образцов из-за сложности строгого соблюдения протокола забора материала. Этой противоречивости мнений соответствуют противоположные терапевтические подходы. Если считать, что гранулема может быть первично инфицирована при стерильности верхушки корня, можно назначить пациенту курс антибиотикотерапии хоть на несколько недель с полной уверенностью, что это приведет к ликвидации гранулемы. Напротив, если первичным источником инфицирования мы считаем систему корневых каналов, нам остается всего две возможности: очистить и дезинфицировать каналы либо, если это невозможно (облитерированные или непроходимые каналы, сложная топография каналов), применить периапикальную хирургию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: