Процедура проведения

Выводы об уровне развития

Оценка результатов

Оценка результатов психодиагностического эксперимента на формирование понятий производится следующим образом.

10 баллов ребенок получает в том случае, если он полностью самостоятельно, без подсказок со стороны экспериментатора, су­мел за отведенное время с первой попытки решить все три зада­чи, т.е. нашел все признаки и дал определение трем понятиям, содержащим в себе от одного до трех разных признаков.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда за отведенное вре­мя он решил все три задачи, но ему для этого понадобилось бо­лее трех попыток, больше 9 мин. и одна-две подсказки.

6-7 баллов за выполнение данного задания ребенок получа- ет в том случае, если ему понадобилось больше трех попыток и получить как минимум две-три подсказки при решении первой и второй задач, а с третьей он не справился даже после двух по- пыток и получения всех подсказок.

4-5 баллов соответствуют тому случаю, когда ребенок с трудом больше чем за две попытки решил первые две задачи (поиск и определение понятий с одним и двумя признаками), а третью задачу не решил.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда после двух попыток Подсказок он справился только с первой задачей, а вторую и третью не решил.

0-1 балл — тот случай, когда после всех попыток и зок ребенок не смог решить ни одной задачи.

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика «Умение считать в уме»

С помощью данной методики проверяется способность ре­бенка производить умственные арифметические действия с чис­лами и дробями разного типа: простыми и десятичными, а так­же со сложными, дробно-целыми числами. Если ребенка научи­ли считать еще до поступления в школу, то данную методику можно применять, начиная с дошкольного возраста. В норме же она служит для оценки соответствующей способности у детей, уже обучающихся в школе.

Примеры на счет (табл. 6) предлагаются ребенку на слух в порядке их усложнения. Он должен как можно быстрее сосчи­тать в уме и дать устный ответ.

В таблице справа и слева приведены баллы, которыми оце­нивается правильное решение того или иного арифметического примера. Все примеры в таблице разделены на группы. Если из данной группы, включающей три примера, ребенок решил не ме­нее двух примеров, то ему приписывается определенный балл. Группы примеров, оцениваемых соответствующим количеством баллов, отделены в таблице друг от друга отрезками горизонталь­ных линий. Между ними находятся те оценки, которые получа­ет ребенок за правильное решение данных примеров.

Общее время, отводимое на выполнение всего задания (решение 48 примеров), равно 5 минутам. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров.

Примеры для устного счёта к методике * Умение считать в уме»

а баллах Примеры (с порядковыми номерами и решениями) Оценка в баллах
0,8 0,1 1.5 + 2-7 25.0,83 + 0,12-0,95 2. 4 +5 - 9 26.0,47 + 0,35 = 0,82 3. 6 - 2 - 4 27.0,22 - 0,13 = 0,09 0,7 3,2
0,2 4.9 - 6 - 3 28.0,87 - 0,43 = 0,44 5.3(2-6 29.0,22(0,1 -0,022 6. 2 (4 = 8 30.0,15 (0,2-0,03 0,8
0,2 7.9:3-3 31.0,21:0,1 = 2,1 8. 6:2 - 3 32.0,48:0,24 - 2,0 9.10 + 6= 16 33.1/4 + 1/4 = 1/2 0,8
0,3 10.12 + 4=16 34.1/4 + 2/4 = 3/4 11.16-4- 12 35.3/5+1/8 = 29/40 12.19-7- 12 36.9/16-5/16= 1/4 0,9
1,6 0,3 13.4(3- 12 37.1/3(1/3- 1/9 14. 6 (3= 18 38. 2/8 (3/8 - 3/32 15.18:3 - 6 39.4/5:2/5 - 2,0 0,9 2,0 2,4
0,4 16.15:5 = 3 40.5/16:3/16 = 5/3 17.25 + 32 = 57 41.1/2 + 2/4= 1,0 18.41 +23-64 42.8/32 + 3/4= 1,0 1,1
0,4 19.43 - 17 - 26 43.9/10 - 2/5 = 1/2 20.67-21 =46 44. 9/16-3/4 = -3/16 21.16(5-80 45.2/6(1/2- 1/6 1,1
0,5 22. 22 (4 = 88 46.3/16 (3/4 = 9/64 23.48:12 - 4 47.4/12:2/3 = 1/2 24.84:14 = 6 48.8/32:4/16=1 1,3

Правильные решения, данные в самих примерах, должны быть известны только экспериментатору и служат для него сред­ством контроля решения, предложенного ребенком.

Сумма баллов, полученных ребенком за правильно решен­ные в течение 5 минут примеры, является тем показателем, который затем переводится в баллы по стандартизированной 10- балльной шкале.

Выводы об уровне развития

7,7 балла и выше — очень высокий.

от 5,7 до 7,6 балла — высокий,

от 2,5 до 5,6 балла — средний,

от 0,9 до 2, 4 балла — низкий,

меньше 0,8 балла — очень низкий.

Интерпретация полученных результатов производится следующим образом (приводимый пример касается учащихся 1у классов средней школы; способы оценки умения считать в уме у детей других возрастов еще предстоит уточнить с учетом про- граммы по математике, по которой они обучаются в школе).

Сумма баллов, находящаяся в пределах от 7,7 до 10,0, счита­ется очень хорошим результатом и свидетельствует о наличии у ребенка способностей к математике.

Сумма баллов в пределах от 5,7 до 7,6 рассматривается как хороший результат и говорит о средних способностях данного ребенка.

Сумма баллов, оказавшаяся в интервале от 2,5 до 5,6 балла, свидетельствует о наличии у данного ребенка слабых способнос­тей к математике.

Сумма баллов, расположенная в пределах интервала от 0,9 до 2,4, является признаком том, что способности к усвоению ма­тематики у данного ребенка полностью отсутствуют.

Результат, меньший 0,8 баллов, является признаком серьез­ного отставания развития математического мышления у ребенка.

«ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»

Методика предназначена для оценки вербально-логического мышления: способность ребенка к обобщению и выделению существенных признаков. Приводится по книге Е.И. Рогова(1995,с74).

Материал. Бланк методики «Исключение слов», содержащий 15 заданий, каждое из пых содержит по 4 слова; секундомер и протокол (табл. 16) для регистрации ответов.

Таблица 16

Номер задания Время выполнения задания, с Результат
     
     
     

Бланк методики «Исключение слов»

1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.

2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

3. Часы, очки, весы, термометр.

4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.

6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.

7. Дерево, этажерка, метла, вилка.

8. Дедушка, учитель, папа, мама.

9. Иней, пыль, дождь, роса.

10. Вода, ветер, уголь, трава.

11. Яблоко, книга, шуба, роза.

12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.

13. Береза, сосна, ягода, дуб.

14. Минута, секунда, час, вечер.

15. Василий, Федор, Семен, Иванов.

Исследование проходит индивидуально.

Инструкция:

«Три из четырех слов в каждом задании являются в какой-то мере однородными понятиями и огут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркни слово, которое не подхоит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».

Если ребенок не усвоил инструкцию, то приводят один-два примера, но не из числа заданий. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание — вычеркнуть на бланке подлежащие исключению свова. Время выполнения каждого задания и правильность его выполнения фиксируются в протоколе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: