Постановка целей диагностики
При осуществлении диагностики развития воспитанника педагог ставит общие и частные цели.
Общие цели касаются выявления общего уровня развития, воспитанности, культуры ребенка.
Частные цели связаны с выявлением уровня развития отдельного (частного) качества, свойства личности, индивидуальности, например познавательных интересов, ценностных ориентаций, эстетического вкуса, экологической культуры и т.д.
При осуществлении процедуры диагностики развития воспитанника общие и частные цели тесно взаимодействуют между собой. Решая частные цели, педагог получает представление об общем развитии воспитанника, так как уровень развития отдельного качества, свойства личности является критерием и показателем ее общего развития.
От точности, конструктивности определения критериев и показателей развития личности во многом зависит результативность осуществления педагогической диагностики. Критерии и показатели определяют содержание многих методов, методик диагностики, диагностической программы.
|
|
Критерий – отличительный признак, мерило оценки чего-либо.
Показатели – отдельные качественные и количественные характеристики критерия. Например, знания – критерий, а показатели – поверхностные, либо фрагментарные, либо глубокие, систематические знания.
Критериями общего развития личности являются:
- опыт поведения и деятельности (богатство жизненных впечатлений; разнообразие практических умений и навыков; умение использовать знания на практике; опыт преодоления трудностей и т.д.);
- отношение к себе (сформированность «Я-концепции»; позитивная или негативная «Я-концепция»; сформированность самооценки и т.д.);
- отношение к другим (внимательное, гуманное, эмпатия, уважение чувств других людей, завышенная или заниженная требовательность, безразличие и т.д.);
- сформированность мировоззрения, собственных взглядов, убеждений;
- спектр, полнота интересов, потребностей;
- отношение к природе;
- мотивы деятельности и поведения (внешние и внутренние);
- самостоятельность;
- творчество в деятельности;
- активность и др.
При диагностике развития того или иного отдельного качества, свойства личности, индивидуальности педагог определяет его критерии и показатели. Например, критериями развития познавательных интересов можно считать круг чтения ученика, потребность и умение задавать вопросы, эмоциональность в познавательной деятельности, эрудицию, сообразительность, время, отводимое на чтение, успеваемость по предмету, участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и т.д.
Среди критериев развития эстетической культуры воспитанника выделим: полноту и разносторонность эстетических знаний; эстетические интересы и потребности; потребность в общении с искусством; проявление эстетических чувств при общении с прекрасным; глубина восприятия произведения искусства; способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т.д.
|
|
Отбор методов, система методов диагностики (составление диагностической программы)
На следующем этапе процедуры диагностики педагог отбирает методы, т.е. способы изучения воспитанника.
Наиболее популярными при осуществлении диагностики являются следующие методы:
1) наблюдение;
2) анкетирование;
3) тестирование;
4) беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование);
5) беседа с педагогами;
6) беседа с родителями;
7) анализ результатов деятельности;
8) сочинения;
9) обобщение независимых характеристик воспитанников;
10) социометрические методы;
11) ранжирование;
12) недописанный тезис.
Из названных и других методов педагогу необходимо составить систему методов (диагностическую программу) для получения более объективной информации о воспитаннике. Например, сначала используется недописанный тезис; по его результатам (перечень характеристик, качеств, свойств и т.д.) производится ранжирование; опираясь на информацию, полученную после реализации этих методов, составляются вопросы анкеты; а по окончании анкетирования проводятся уточняющие беседы с отдельными воспитанниками; опрос учителей.
Обязательными компонентами диагностической программы являются цель осуществляемой педагогической диагностики и система методов диагностики, реализующая ее.
Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы)
Осуществление методов (методик) диагностики требует специальной организации, определенных затрат времени. Среди требований в осуществлении методов диагностики можно назвать следующие:
1) диагностика не должна являться самоцелью;
2) диагностика должна осуществляться планомерно и систематически;
3) диагностика должна охватывать всех учащихся;
4) изучение диагностики необходимо осуществлять в естественных условиях жизни и деятельности воспитанника (ученика);
5) при диагностике следует учитывать половозрастные особенности детей;
6) при диагностировании следует соблюдать педагогический оптимизм;
7) педагогу рекомендуется постоянно обогащать арсенал методов, методик диагностики;
8) желательно использовать всю систему методов диагностики.