Чрезвычайные ситуации военного (конфликтного) характера. Поражающие факторы оружия массового поражения
Года.
Чимкента.
Актюбинской области.
Бассейне Каспия.
Западно-Казахстанской области.
Ленинграда.
Водрузили в одном из окон рейхстага знамя Победы.
А.Егоров и З.Хусаинов.
Самый юный Герой Советского Союза.
К.Аухадиев.
23. Жанибек Елеусов в годы Великой Отечественной войны в боях за Днепр
24. Спасая народы Европы, в Движении Сопротивления участвовали Герои Советского Союза
25. В бой за Берлин вел своих воинов
Сагадат Нурмагамбетов.
26. В годы Великой Отечественной войны особо отличились Р.Кошкарбаев и Г.Булатов
27. В тяжёлые сентябрьские дни 1941 года казахский народный поэт Жамбыл посвятил своё стихотворение защитникам
28. В театр военных действий Сталинградского фронта в 1942 году были широко втянуты ресурсы
29. Осенью 1942 года было введено военное положение в
30. Оборонительные сооружения в 1942 году возводились в некоторых районах
31. Инициатива создания танковой колонны «Комсомолец Казахстана» в сентябре 1942 года принадлежала комсомольцам
|
|
32. Центральная объединённая киностудия художественных фильмов была организована на базе эвакуированных киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» и Алма-Атинской киностудии в ноябре
1. Особенности ЧС военного времени
Нам представляется, что ЧС военного характера (военные столкновения) - это особая группа конфликтных и экологических ЧС, возникших на определенной территории, вызванных повседневной деятельностью войск и воздействием современных средств поражения (ядерное, обычное, геофизическое оружие и ОНФП) на ВС и другие войска с их объектами (инфраструктурой), объекты экономики и население, приводящих к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей и окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения (рис. 1).
Рис. 1. Содержание военных ЧС
Такие ЧС возникают при наличии предпосылок появления, а затем и реализации (при определенных условиях) источников военной опасности (угрозы), представляемых условно тремя группами: внутренних, внешних и трансграничных, изложенных в Концепции национальной безопасности РФ и в Актуальных задачах развития Вооруженных Сил РФ.
Исходным моментом в оценке опасности для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.
|
|
Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.
Основные внешние угрозы:
1) развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;
2) территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
3) осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;
4) вмешательство по внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
5) демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
6) наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
7) нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
8) наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;
9) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;
10) деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;
11) ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных России государств;
12) вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;
13) действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;
14) действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
15) дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
16) распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.
Основные внутренние угрозы:
1) попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
2) планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
3) создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
4) незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;
5) широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;
|
|
6) деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.
Трансграничные угрозы :
1) создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;
2) деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
3) трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;
4) ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;
5) деятельность международных террористических организаций;
6) деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
Для противодействия указанным источникам могут быть использованы ВС и другие войска РФ. Опыт более чем десятилетнего военного противодействия в Чечне это подтвердил. Здесь привлекались значительные воинские контингенты ВС (особенно сухопутные войска, авиация, ВДВ, морская пехота и др.), внутренних войск, а также ФПС и МЧС (для оказания гуманитарной помощи и осуществления ряда спасательных работ).
Чрезвычайные события, происходившие в Чечне (1994-1996, 1999-2000 гг.), привели к колоссальным разрушениям объектов экономики, бытовой сферы, транспорта, жилья, а также к большим человеческим жертвам (свыше 80 тыс. безвозвратных и около 240 тыс. санитарных потерь в 1994-1996 гг.).
Однако, эти потери не идут ни в какое сравнение с тем, что может быть при крупномасштабной войне с применением как ядерных, так и обычных средств поражения.
|
|
Рассматривая возможные источники внешних угроз России, нельзя не учитывать в перспективе и ряд других обстоятельств:
- усиление нестабильности в отдельных государствах СНГ и регионах РФ;
- наличие мощных Вооруженных Сил у ряда других государств и целых союзов (США, блок НАТО и др.), имеющих самые современные средства поражения - обычные и ядерные (ОСП и ЯСП);
- распространение ядерного оружия и ядерных технологий за пределы «ядерного клуба» (США, Франция, Великобритания, Россия, Китай); такими странами сейчас являются: Индия, Пакистан, Северная Корея, Ирак, Израиль, Южно-Африканская Республика и др.;
- в мире резко обостряются классовые противоречия на социально-экономической основе: например, на долю 20% наиболее богатой части населения мира (Западная Европа, США, Канада, Япония) приходится 83% мирового дохода, тогда как на долю остальных 80% населения - всего 17%, причем на долю беднейшей части населения мира - всего лишь 1,4% (очень остра эта проблема и для современной России);
- в мире все острее начинает ощущаться недостача сырья и энергоресурсов, за которые может начаться острая борьба в недалеком будущем, а здесь именно Россия обладает пока еще колоссальными ресурсами разведанных мировых запасов на сумму свыше 30 триллионов долларов (США - 8 триллионов, Китай - 4 триллиона долларов), 45% газа, 44% железных руд, 40% нефти, 30% угля и добычи драгоценных камней; громадны пока запасы леса и питьевой воды.
Специалисты-политологи считают, что начинается борьба за третий передел мира (первый и второй происходили в прошедшие мировые войны).
Из анализа названных источников военной опасности для РФ, могущих привести к ЧС военного характера, видно, что все они существуют, хотя вероятность их проявления, а значит и возникновения ЧС по каждому событию; одинакова.
Для противодействия указанным источникам могут быть использованы Вооруженные Силы и другие войска РФ. Опыт военных действий в Чечне за прошедшие годы подтвердил это, о чем речь шла выше.