Развитие и совершенствование спортивно-технических навыков и умений
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ
Достижение высоких и устойчивых спортивных результатов возможно только при условии систематических и хорошо продуманных занятий, в которых используются наиболее эффективные средства и методические приемы, имеющиеся в нашей системе физического воспитания и самого фехтования.
Такая система занятий, охватывающая все стороны подготовки спортсмена к выступлению в соревнованиях, составляет процесс, именуемый спортивной тренировкой.
Тренировка представляет собой длительный педагогический процесс, предусматривающий разрешение задач развития и совершенствования: 1) спортивно-технических и тактических навыков и умений; 2) физических качеств и 3) моральных и волевых качеств.
Тренировочная работа по фехтованию должна строиться так, чтобы одновременно с решением специальных задач решались и важнейшие общие задачи — улучшение общего состояния здоровья и воспитание занимающихся в духе коммунистической морали.
|
|
Только настойчивая борьба за гармоническое решение этих задач, правильное использование различных средств и методов вместе с серьезной воспитательной работой могут обеспечить успешность спортивного совершенствования фехтовальщика и достижение результатов, стоящих на уровне высшего международного класса.
Совершенное фехтование на избранном для специализации виде оружия достигается в результате длительной и упорной работы над повышением функциональных возможностей организма спортсмена, в частности над развитием его двигательных функций, кропотливой работы над точностью боевых движений и над развитием тактического мышления.
Средства и методические приемы тренировки уже были описаны в разделе методики обучения фехтованию. В зависимости от подготовленности фехтовальщиков и периодов тренировки будут различия в распределении средств, интенсивности занятий, их содержании и дозировке нагрузки. Избранный вид фехтования становится предметом тщательного изучения и совершенствования на долгие годы, в течение которых возникают все новые и новые, все более сложные задачи и требования, обязывающие фехтовальщика бороться за дальнейший рост спортивного мастерства.
Техническое и тактическое совершенствование представляет единый процесс, осуществляемый в тренировке. Чем выше техническое мастерство фехтовальщика, тем разнообразнее и богаче может быть тактика, и чем лучше развито тактическое мышление, тем большие требования предъявляются к его технической подготовленности.
|
|
Мастерство фехтовальщика зависит от степени развития у него таких спортивно-технических навыков и умений, как: 1) точность выполнения приемов и действий; 2) быстрота действий; 3) своевременность и целесообразность действий; 4) способность к точному определению дистанционных и пространственных положений и 5) вариативность выполнения приемов и разнообразие действий.
Точность выполнения приемов и действий. Это качество необходимо для сохранения правильности движений, меткости уколов и ударов в различных условиях боя. Точность нужна как при выполнении приемов нападения, так и при защитных действиях. Точное положение вооруженной руки и управления оружием, точность движений ног и тела дают возможность выполнять приемы экономно и быстро, делают фехтовальщика уверенным при выполнении каждого движения.
Фехтовальщик должен иметь отлично развитую кинестетическую чувствительность, позволяющую ощущать положение оружия и всего тела в каждый момент боя. Малейшая неточность движений срывает прекрасно задуманные комбинации и обращается против самого исполнителя, несмотря на соблюдение всех других условий (выбор момента, дистанции, быстрота и пр.). Можно найти много случаев, когда фехтовальщикам приходилось тяжело расплачиваться за неточное выполнение одного движения.
Главной технической трудностью в фехтовании является значительная длина оружия, которым нужно управлять, как собственной частью тела. Только при постоянном чутком ощущении всех положений своего оружия можно не опасаться обидных случайностей.
Точность управления зависит от правильности держания оружия и развитости ощущения положений клинка. Эту способность нужно развивать и совершенствовать на протяжении всего периода спортивной деятельности фехтовальщика, независимо от уже достигнутых результатов. Можно рекомендовать ряд целесообразных упражнений для развития точности в управлении оружием, которые должны проходить на фоне повышенной требовательности к экономичности движений и меткости прикосновений: многократные повторения приемов в упражнениях без противника, на мишенях и чучелах, с партнером, в индивидуальных уроках тренера; расчлененное выполнение приема или действия с фиксацией и проверкой каждого элемента; многократные движения оружием с внезапными остановками по сигналу тренера в различных фазах движения и проверкой правильности ощущений и представлений об элементах приема; замедленное выполнение приема или действия с изменением амплитуды движений для уточнения ощущений путем сравнения широких и мелких движений; выполнение приемов с наблюдением за правильностью, глядя в зеркало; выполнение под наблюдением товарища по тренировке и т. п.
Особенно полезными могут быть упражнения с партнером. Приведем некоторые из них: 1) один из фехтовальщиков различными изменениями дистанции, положений корпуса и вооруженной руки вызывает второго на нанесение уколов (ударов) в открывающиеся части тела; 2) упражнения в круговых движениях: один из партнеров из шестого соединения делает перевод, второй берет шестую круговую защиту и отвечает с переводом, первый, в свою очередь, берет шестую круговую и отвечает с переводом и т. д. Сначала это выполняется на ближней дистанции, потом с выпадом и, наконец, с шагом вперед и выпадом. При выполнении с шагом вперед и выпадом сначала делается шаг вперед, сохраняя соединение, а затем перевод с выпадом. Второй партнер делает сначала шаг назад и второй шаг назад делает на укол с выпадом. Аналогичные упражнения следует выполнять из четвертого и других соединений. Вначале эти упражнения выполняют медленно, а после освоения координации постепенно убыстряют до максимальной скорости. При этом нужно обращать внимание на то, чтобы атака по возможности доходила до цели, а защита была бы выполнена аккуратно и своевременно. При попадании уколом в атаке «е нужно останавливаться; движения продолжаются до тех пор, пока наступит умеренное утомление мышц и внимания.
|
|
Подобного рода упражнения можно с одинаковой пользой исполнять на всех видах оружия. Они должны быть известны всем фехтовальщикам и после разучивания включены в тренировки — в упражнения специальной разминки, или в основную часть в промежутки между учебными боями, или в другое время, указанное тренером.
Эти два качества — самые важные для фехтовальщика. Способность к большой скорости движения и реагирования в выполнении действий нападения и защиты является обязательной предпосылкой достижения фехтовального мастерства. Скорость движений развивается в процессе многократного выполнения приемов и действий с большим скоростным усилием. Это усилие в фехтовальной тренировке может стимулироваться заданием тренера, самозаданием (в отрыве от внешнего раздражения) или боевой логикой взаимодействий.
Боевые взаимодействия, имеющие цель нанести удар («туше») и избежать его, являются лучшим упражнением для развития быстроты двигательной реакции и скорости движения, что в совокупности и является быстротой фехтовальщика. Это не исключает необходимости в изолированном упражнении скорости движения для медлительных людей при хорошей реакции, и, наоборот, для быстрых в движениях, но опаздывающих с началом реагирования следует давать упражнения с акцентом не на быстроту движения, а на сокращение времени от восприятия до начала реагирования, т. е. упражнения на быстроту двигательной реакции.
Быстрота действий фехтовальщика и управление ею. Фехтование является «скоростным» видом спорта, поэтому развивать качество быстроты весьма важно. У тренированного фехтовальщика высокой квалификации быстрота двигательной реакции и скорость движений могут достигать значительных величин. Так, скорость защиты и ответа достигает 0,1 сек., а простая атака с выпадом у сильнейших спортсменов может выполняться в 0,11—0,13 сек.
|
|
Быстрота фехтовальщика имеет некоторые специфические особенности. Она далеко не всегда прямолинейна и однотемпна, должна проявляться внезапно — в молниеносных переходах от одних действий к другим, в максимальных скоростных усилиях из неподвижного положения и из «вялых», подчас подготавливающих, движений, в мгновенной приостановке и быстром возобновлении движений, изменяя при этом характер и направление скоростного усилия.
Подчеркиваем весьма важное обстоятельноство: при проявлении максимальной скорости должна сохраняться легкость и эластичность движений, способность к быстрому переходу от большого напряжения к расслаблению и, наоборот, к еще большему скоростному усилию. Известно, что наибольшую опасность представляют именно те фехтовальщики, которые могут проявить скорость внезапно, из медленных, отвлекающих движений в тот момент, когда противник меньше всего ожидает нападения.
Излишнее напряжение, связанное с быстрым движением или со старанием сделать прием с максимальной скоростью, представляет одну из трубейших ошибок и очень мешает в бою. Такие фехтовальщики, раз начав движение, уже не могут ни увеличивать, ни уменьшать скорость движения, ни тем более изменять направление его или пресекать, хотя этого и требует обстановка боя.
Управление скоростью движений представляет характерную особенность работы над специфической быстротой фехтовальщика. Это качество необходимо настойчиво развивать вкаждом занятии вместе с совершенствованием способности к проявлению максимальной скорости. Специальные упражнения, направленные на развитие быстроты, не должны быть овязаны с излишним напряжением нервно-мышечного аппарата и применяются постепенно и последовательно по мере совершенствования техники фехтовальных приемов и действий. Не следует спешить с требованием максимально быстрого выполнения приема, если в нем не достигнута еще полная согласованность всех частей и элементов. Только после появления у фехтовальщика свободы и легкости выполнения можно переходить к максимальным скоростным усилиям.
Работа над развитием специфической быстроты и способности к управлению скоростью движений должна вестись регулярно, и с этой целью могут быть использованы:
индивидуальные уроки тренера, который разной постановкой заданий и разной скоростью своих действий побуждает фехтовальщика к выполнению максимально быстрых движений, изменению их направления, переключению скорости, увеличению финишной скорости действий; выполнению атак заданным способом на партнера, который имеет задачу для защитных действий и ответов;
выполнение разных атакующих и других движений с максимальной скоростью на подсобных снарядах. Например, с использованием электросекундомера, с выполнением наибольшего количества движений в заданный отрезок времени (в виде соревнования);
выполнение максимально быстрых атак из неподвижного положения и из замедленных, подготавливающих действий;
чередование быстрых и медленных движений, прекращение и возобновление движения: без партнера, у мишеней, с партнером и пр.;
упражнения с постепенным ускорением движений до максимального в конце движения.
Приводим примеры работы над быстротой в индивидуальном уроке с преподавателем или во взаимоуроках двух подготовленных фехтовальщиков.
Действия тренера | Действия ученика | |
I. В фехтовании на рапирах | ||
Из положения вне соединения во внутренней линии делает легкий батман в четвертую и колет прямо | Защищается четвертой отведением, делает маленькую паузу в защите и отвечает прямо спокойным, несколько медлительным уколом | |
То же | Защищается так же, но ответный укол дает с максимальной быстротой | |
То же, но от спокойного прямого ответа защищается четвертой я не спеша снова колет | От первого укола защищается четвертой и после маленькой паузы дает несколько замедленный ответ; на второй укол тренера резко убыстряет защиту и ответ | |
Делает прямой укол после батмана в четвертую, защищается от ответа четвертой и отвечает снова прямым уколом; после укола сразу же берет оппозицию, страхуясь четвертой от прямого ответа | Берет быструю защиту и отвечает с максимальной скоростью; на второй укол берет четвертую с шагом назад с паузой в защите и на оппозицию тренера отвечает переводом в шестую линию с шагом или с выпадом | |
Неоднократно посылает вперед оружие с полувыпадом на ложный укол | Несколько раз отходит, не реагируя оружием яа ложные движения; внезапно перехватывает начало движения четвертой или круговой шестой и колет прямо с максимальной скоростью | |
Стоит вне соединения с нижней позиции оружия (седьмая или восьмая) и движением вперед вызывает ученика на прямой укол | Выбирает момент и атакует прямо с максимальной скоростью с выпадом | |
То же, но показывая готовность к защите и ответу и, защищаясь, отвечает прямо | После нескольких обозначений прямого укола без выпада (с целью разведки оружием) делает прямой укол с небольшим выпадом, вызывая защиту — ответ, резко перехватывает укол и дает контрответ прямо, удлинняя выпад или возвращаясь в боевую стойку, в зависимости от дистанции | |
Вызывает ученика на укол с переводом со средней дистанции и на атаку берет защиту и отвечает с задержкой и движением вперед | Колет с переводом с выпадом спокойным движением и, оставаясь на выпаде, на задержку ответа быстро повторяет прямо и уходит назад, стараясь разорвать дистанцию я не получить ответа тренера | |
То же, но на атаку отходит назад, не беря защиты оружием | Делает медленную атаку с выпадом и на отход быстро закрывается вперед и повторяет с выпадом или с флешью прямо | |
Быстро атакует с батманом или без действия на оружие | Берет быстрые зашиты и отвечает с максимальной скоростью прямо |
II. В фехтовании на саблях | ||
Передвигаясь шагами вперед и назад, изменением позиций вызывает на атаку с выпадом в открытую линию | Сохраняет дистанцию и на вызов атакует ударом или уколом с выпадом с максимальной быстротой | |
Делает удары на правый, левый бок | Несколько раз защищается третьей или четвертой и, не отвечая, отходит назад; внезапно берет защиту и отвечает в полной скорости ударом по голове | |
Атакует на голову и берет без определенной последовательности то пятую, то третью защиты | Защищается пятой и отвечает с максимальной скоростью в открытое место (или яа правый бок, или на голову, или на левый бок), в зависимости от защитного движения тренера после атаки | |
Атакует на правый бок, защищается от удара по голове и снова бьет в правый бок | Защиту и ответ делает сперва несколько замедленно, а затем резко убыстряя | |
Делая шаг вперед, пытается захватить клинок ученика в третью или в четвертую | Максимально быстрые атаки с переносом на голову с выпадом или броском | |
То же, но отражая атаку и давая ответ в разные линии | Максимально быстро атакует на голову. В случае неудачи атаки берет защиту и дает контрответ с максимальной скоростью в открытую линию | |
Атакует в разные линии с замахом | На замах делает удар в темп по руке, берет защиту и отвечает в ближайшую открытую линию | |
То же, но после ответа снова атакует с замахом; защищается и отвечает без замаха. Темп дей- ствий от первого к последнему постепенно убыстряется до предела | На замах делает удар в темп по руке, защищается и отвечает на вторичную атаку еще быстрее, снова ударяет в темп по руке, защищается и отвечает; быстро защищается и снова отвечает | |
Делает с полувыпадом разведывательное движение оружием вперед | Отходит назад, убирая руку к себе; внезапно атакует с батманом в третью или четвертую с шагом и выпадом или с флешью с максимальной скооостью | |
Последовательно атакует на правый бок, голову, левый бок, делая один удар за другим без остановки, соблюдая средний ровный темп | Защищается и отвечает последовательно третья — голова, пятая — голова, четвертая — голова | |
То же, постепенно ускоряя движения | То же, постепенно ускоряя защитно-ответные действия | |
То же, произвольно изменяя направление ударов и темп движений, иногда делает удар с замахом | Реагирует соответственно защитой и ответом, а в случае замаха быстро бьет в темп по руке и отскакивает |
Каждый прием или действие повторяется не менее 8—10 раз, в зависимости от цгатеха в выполнении и сложности.
Упражнения в своевременности действий. Своевременность действий выражается в применении приема неожиданно (врасплох), в правильном реагировании на любое действие противника, в точном учете времени и боевой ситуации. Способность к своевременным действиям, представляющую важнейшее качество фехтовальщика, нужно развивать и совершенствовать, используя для этого:
Упражнения в «немом» уроке с тренером;
Тренер постепенно, ставя разные условия ученику, приучает его к точному учету времени действий, заставляя быть постоянно настороже и использовать каждое возможное мгновение для укола (удара). Например: ученик должен атаковать тренера на его начало шага вперед или на изменение позиции; если же при шаге вперед тренер сопровождает его посылом на удар или укол, ученик должен или отойти, или сделать защиту — ответ. Бели тренер, вызывая на атаку сближением или переменой позиции, вдруг отходит назад на вызванную атаку, ученик должен немедленно сделать повторную атаку. Если тренер от атаки берет защиту и отвечает с задержкой, ученик должен сделать повторный удар (укол), оставаясь на выпаде (ремиз). Бели тренер сразу же дает ответный удар, ученик должен перехватить его и дать контрответ и т. п.
Упражнения в атаках на заранее определенные движения партнера; например: атака с действием на оружие на выдвижение партнером клинка вперед, если же партнер открывает линию при движении вперед — простая атака в эту линию.
Упражнения в условных атаках (контры) на неподвижного и на изменяющего позиции партнера; например: атакующий имеет право сделать любую простую атаку после любых подготавливающих движений (смена положений клинка, передвижения, перемены соединений). Защищающийся должен внимагельным наблюдением определить момент и направление атаки и ответить защитным движением; атакующий имеет право нападать на любое движение защищающегося, который все время делает перемены позиций и пр.
Упражнения в вольном бою с тренером или в учебном бою с партнером по тренировке, выполняя заранее поставленные основные задания; например: стараться использовать каждую возможность для нанесения укола-удара в контратаке; для атаки на подготавливающегося противника (сближением, переменой позиции, выдвижением оружия и пр.).
Вольные бои и соревнования разного типа являются наиболее действенным средством развития и совершенствования чувства боя и своевременности действий, поэтому они должны использоваться в тренировке в самых широких масштабах.
Кроме указанных примерных упражнений, весьма полезны специальные беседы и обсуждение результатов наблюдений за различными фехтовальщиками.
Тренер должен постоянно направлять фехтовальщиков на овладение выбором момента, своевременностью действий и для этого проводить с ними специальные упражнения и беседы с постановкой сначала примитивных, основных заданий, а затем вое более усложняя их, побуждая самих выискивать интересные поводы для активных действий.
Упражнения в определении дистанционных и пространсгвенных положений. Способность к правильному определению дистанционных и пространственных положений, в фехтовальной практике часто именуемая «чувством дистанции», состоит в умении фехтовальщика точно определить: расстояние до противника, до цели атаки; определить свои возможности в доставании противника и его возможности в том же; возможности в преодолении дистанции до противника и входа в зону удара.
Совершенствование этой способности проходит, главным образом, во взаимодействиях с партнером и противником. Тем не менее можно рекомендовать некоторые специальные упражнения для ее развития, а именно: выполнение уколов (ударов) на чучелах и мишенях с разных дистанций, сопровождающееся передвижениями.
Приведем примеры:
укол с места, при котором цель достается легко при свободном выпрямлении руки; укол с места, когда нужно далеко потянуться рукой и корпусом; то же, но укол делается с близкого расстояния при неполном выпрямлении руки; укол с шагом вперед, который делается только после того, как вытягивания оружия не хватает для доставания цели; то же с полувыладом; укол с двумя шагами вперед, из которых первый делается маленький, а второй широкий; то же, но вместо второго шага делается полувыпад; укол с выпадом и с шагом вперед и выпадом;
серия уколов, выполняемых без остановки, один за другим: 1) укол с места — шаг назад; 2) укол с шагом вперед — шаг назад; 3) укол с полувыпадом — после возвращения с выпада сделать шаг назад, 4) укол с полным выпадом — после возвращения с выпада сделать еше шаг назад, 5) укол с шагом вперед и выпадом — после возвращения с выпада сделать шаг вперед. Затем вся серия повторяется несколько раз. Во избежание штампа можно менять порядок движений и включать другие условия по усмотрению тренера или самого спортсмена;
стоя перед мишенью или чучелом, фехтовальщик делает различные перемещения вперед, назад, полувыпады, выпады, шаги вперед и полувыпады и выпады, подходит совсем близко к мишени и делает во время этих маневрирований частые у колы, стараясь чтобы ощущение напряжения оружия при уколе всегда было легким и точным.
Примеры упражнений с партнером и тренером:
выполнение атак на перемещающегося и открывающегося партнера: фехтовальщик не имеет права передвигаться, а партнер его все время меняет дистанцию и открывает себя для укола прямо.или переводом, следя за тем, чтобы атакующий каждый раз сначала постарался достать оружием, а движение на полувыпад или выпад добавлял в зависимости от дальности цели от выдвинутого острия;
выполнение уколов такого же типа с обоюдным перемещением.
Подобного рода упражнения могут успешно выполняться в индивидуальных уроках с тренером. Тренер дает задание на выполнение уколов (ударов) в зависимости от близости к цели, дополняя их движениями шагов, выпадов, полувыпадов. Пример: тренер двигается с опущенным оружием и движением тела вперед сигнализирует необходимость укола с разных дистанций. При этом он внезапно изменяет дистанции: делает вызов на укол с места и на вытягивание оружия отклоняется или отходит назад, требуя добавления полувыпада или выпада; после возвращения ученика с выпада внезапно вызывает укол, делая большой шаг вперед и требуя укола на согнутой руке и т. п. Потом к этим движениям добавляются и действия оружием (вызовы, перемены соединений, попытки захватов, нажимы и пр.) и снова требуются уколы на разных дистанциях, и не только прямо, но и с переменой линий.
Далее следует использовать упражнения в учебных и вольных боях с выполнением определенных заданий на ведение боя в разных дистанциях. Пример задания: во время боя стараться подойти для атаки с выпадом; при ведении боя вместо защит оружием пользоваться только отходом, отклоном; на атакующие действия противника брать защиты с шагом вперед, следя за мягким сгибанием руки и сохранением возможности действовать оружием для нанесения уколов в ответах и пр.
Кроме практики в выполнении этих и подобного рода упражнений, для проверки правильности понятий о дистанционных положениях тренер может использовать опрос фехтовальщиков о дистанциях и способах действий в зависимости от них. Можно проводить и специальные беседы о дистанционной борьбе, иллюстрируя ее примерами, виденными в тренировочных и соревновательных боях.
Упражнения в вариативности выполнения приемов. Условия выполнения фехтовальщиком приемов во время боя постоянно изменяются в зависимости от столкновения взаимодействий противников и от особенностей техники, тактики и характера фехтовальщика. Поэтому необходимо постоянно развивать и совершенствовать способность к вариативным выполнениям боевых действий. Вариативность действий предусматривает гибкость навыка, что позволяет свободно и разнообразно совершать один и тот же прием соответственно необходимости боевых моментов. Чем выше развитие этой способности, тем большим фондом двигательных возможностей располагает фехтовальщик, тем увереннее он действует в сложных ситуациях боя с различными противниками, находя правильные выходы из самых неожиданных положений.
Современный бой предъявляет большие требования к отточенности и вариативности действий, и мастерство фехтовальщика определяется способностью к использованию большого количества разнообразных приемов, среди которых имеют место и.наиболее излюбленные, используемые на фоне других, главным образом, в самую тяжелую минуту боя. Эти -приемы приберегают до решающего момента, показывая хорошее владение всем репертуаром и способность к вариативному использованию его. Лучшими средствами развития и совершенствования этой способности следует считать индивидуальные уроки с тренером, упражнения с партнером и различные бои учебного и соревновательного характера. В выполнении каждого приема должны предусматриваться, кроме «школьного» способа, и основные варианты, с которыми чаще всего встречаются в боях и на базе которых фехтовальщик может создавать новые формы движений и развивать сложные боевые схватки.
Каждый прием должен тренироваться обязательно в трех основных вариантах: на месте, с движением назад и вперед. В тренировке следует в ряде случаев брать один-два приема и строить на них различные усложнения, обыгрывая разные боевые ситуации и сочетания с другими, ранее освоенными действиями.
Приведем некоторые примеры упражнений, способствующих развитию возможностей вариативного применения приемов и действий. В упражнениях с партнером возьмем совершенствование сложных атак с двумя обманами: 1) из шестого соединения первый нажимом на оружие подает сигнал к началу атаки, второй делает атаку с тремя переводами с дальней дистанции (шаг вперед и выпад), первый реагирует на каждое обманное движение прямыми защитами (четвертая и шестая) и дает нанести себе укол в четвертую линию. Ритм атаки равномерный; 2) из того же положения на сигнал к атаке первого второй делает во время шага один обманный перевод, а затем с выпадом два перевода. Реакция первого такая же, как в предыдущем случае; 3) из того же исходного положения на сигнал к атаке второй делает шаг вперед с двумя обманными переводами и колет с третьим переводом с выпадом.
Таким образом, в одной атаке с тремя переводами мы имеем три разных способа выполнения с тремя разными ритмами. Эта же атака может выполняться на другие сигналы (перемена соединения, попытка захвата, попытка удара по оружию).
Пример для фехтования на саблях: тренируемый прием — удар в темп по руке из третьей позиции: 1) на удар с замахом по правому боку, выполняемый первым, второй бьет по руке сверху я отскакивает, избегая удара; 2) на тот же удар второй делает удар по руке и принимает третью защиту и отвечает на голову; 3) на тот же удар первого второй делает удар в темп по руке сверху. Первый, отдергивая руку, избегает удара, второй сейчас же продолжает повторным уколом прямо; 4) на тот же удар первого второй бьет в темп по руке сверху, первый отдергивает руку назад, второй продолжает повторным уколом прямо с выпадом, первый берет третью защиту и отвечает с замахом на голову, второй на замах делает повторный удар по руке сбоку и, уходя с выпада, 'берет пятую и отвечает по левому боку.
Пример для упражнений в фехтовании на шпагах: тренируемый прием — четвертая защита и ответные уколы: 1) на укол в четвертую — защита и ответ прямо в грудь (как в рапире); 2) на укол в четвертую — защита вытянутой рукой (длинная защита) и ответ с оппозицией в руку; 3) на укол в четвертую — защита с шагом вперед, сильно огибая руку, и ответ в грудь или плечо; 4) на укол в четвертую — защита четвертая с задержкой, на повторение, оставление вытянутой руки — ответный укол с захватом в нижнюю линию и на отходе повторение в руку сверху; 5) на укол в четвертую—защита стоя на месте и ответ в грудь, или защита с шагом назад (длинная) и ответ в руку, или защита с шагом вперед (короткая) и ответ в грудь, или защита с шагом назад и с выпадом ответ в ногу, захватывая с переводом во вторую (выполняющий защиты и ответы сам выбирает способ действия).
Возможности вариативного выполнения в фехтовании чрезвычайно велики, и их нужно постоянно расширять.
Приведем пример, характеризующий вариативные возможности при тренировке одного приема при упражнениях с партнером или тренером.
В настоящем случае мы приведем пример только защитных и ответных действий при совершенствовании четвертой защиты и ответов в ралиряом фехтовании, не развивая этих действий в схватки.
Примерные упражнения для совершенствования рапириста в четвертой защите и ответах после нее, которые можно проводить в индивидуальных уроках с тренером или во взаимоуроках
Действия тренера | Действия ученика | |
Колет прямо в четвертый сектор | Отбивает четвертой и отвечает прямо | |
Колет прямо с шагом вперед | Отбивает четвертой с шагом назад и отвечает прямо | |
Из шестого соединения колет переводом, делая шаг вперед, и сразу отступает назад | Отбивает четвертой с шагом назад и отвечает прямо с шагом вперед полувыпадом или выпадом | |
Колет прямо | Отбивает четвертой с шагом вперед, сгибая руку, и отвечает прямо | |
Колет в четвертый сектор с высоким положением руки | После защиты отвечает в нижнюю линию (под руку) | |
То же, с шагом вперед | То же, делая при защите шаг назад | |
Сделав удар по оружию, колет в четвертый сектор | Отбивает и отвечает в любую линию, выбирая ее в зависимости от положения руки противника | |
Колет после удара по оружию в шестую | Отбивает и отвечает вниз или вверх | |
То же, с шагом вперед | Отбивает с шагом назад и отвечает в любую линию | |
Колет в четвертую линию и, отбив прямой ответ, колет еще раз прямо | Берет четвертую и отвечает прямо, еще раз отбивает и отвечает прямо | |
То же, с шагом вперед | То же, но делая при первой защите шаг назад | |
То же, и на последнее движение делает шаг назад | То же, но на последнее движение добавляет полувыпад, выпад или шаг вперед | |
Колет в четвертую линию и, от ответа берет четвертую защиту | Отбивает и отвечает с переводом | |
То же, с шагом вперед | Отбивает с шагом назад и отвечает с переводом | |
То же, с шагом вперед и после отражения укола делает шаг назад, закрываясь четвертой | Отбивает четвертой с шагом назад и отвечает с переводом, делая по необходимости полувыпад, выпад или шаг вперед | |
Удар по оружию (батман) в четвертую и укол прямо, закрываясь сразу после укола в четвертую | Защищается четвертой и отвечает с переводом | |
Тоже, с движением вперед и отступая после защиты тренируемого | Защищается с шагом назад и отвечает с полувыпадом, выпадом или шагом вперед | |
Колет, защищается от ответа четвертой, снова колет прямо и от ответа защищается четвертой | После первой защиты отвечает прямо, а после второго укола тренера, защитившись, отвечает с переводом | |
Колет в четвертый сектор, защищается от ответа четвертой и отвечает прямо, снова защищается от перевода шестой и отвечает прямо | Защищается четвертой и отвечает прямо, снова защищается и отвечает с переводом, снова защищается шестой и отвечает прямо или с переводом | |
С шагом вперед пытается захватить в шестую позицию, отражает контратаку и отвечает в четвертую | На захват колет с переводом в четвертую с выпадом; стоя на выпаде, берет четвертую и дает контрответ прямым уколом | |
Атакует из четвертого соединения с двумя переводами | Защищается шестой и четвертой и отвечает по своему усмотрению в открытую линию | |
Колет с переводом в четвертую и сразу же берет четвертую круговую защиту | Взяв четвертую, после мгновенной задержки, пропустив четвер тую круговую тренера, колет прямо | |
После нескольких ложных касаний в четвертую внезапно атакует с батманом или прямо, или с двумя переводами | Берет четвертую или шестую и четвертую и отвечает прямо или с переводом | |
Атакует с переводом в четвертый сектор | Защищается четвертой «проходящей» и отвечает уколом вниз, поворачивая пальцы во вторую или оставляя их в положении четвертой позиции | |
С шагом вперед колет в четвертую и берет четвертую и шестую защиты | Защищается и отвечает с двумя переводами | |
Атакует и берет четвертую круговую защиту | Защищается и отвечает удвоенным переводом (дубле) | |
Колет и оставляет руку, пытаясь сделать прямой повторный укол (ремиз) | Защищается с шагом вперед или на месте и, захватив вытянутое оружие, колет с захватом во вторую | |
То же, но после отражения первого движения отступает назад | Защищается и на отход отвечает с захватом и делая выпад, полувыпад или шаг вперед и выпад | |
То же, что в упражнении 27 | Защищается четвертой и отвечает без потери соединения с круговым захватом в четвертую | |
Колет с тремя переводами с шагом вперед и отступает далеко назад | Защищается четвертой—шестой—четвертой с большим шагом назад и отвечает атакой с выпадом или шагом и выпадом с переводом, двумя или тремя переводами |
На этих примерах показано направление тренировочных упражнений, которые можно использовать при совершенствовании приемов и действий. В зависимости от квалификации тренера и фехтовальщиков эта упражнения можно упрощать или разнообразить и усложнять.
Упражнения с партнером и во взаимных уроках могут дать большой материал для развития способности к вариативному использованию приемов. Особо важное значение для развитияэтого качества имеют индивидуальные уроки с тренером, а также соревнования и учебные бои со специальной установкой на овладение разнообразием действий.