Содержание спортивного фехтования
Виды фехтования
В Советском Союзе культивируются спортивное фехтование, спортивно-прикладное, сценическое и национальные виды фехтования (см. рис. «Классификация видов фехтования»).
Спортивное фехтование проводится на спортивном холодном оружии — рапирах, саблях и шпагах среди мужчин и на рапирах среди женщин. Оно подчинено правилам, разработанным Международной федерацией фехтования (ФИЕ). Разновидностью спортивного фехтования является фехтование на шпагах, где, согласно правилам, бой ведется на один укол.
В национальных видах фехтования используются старинное национальное холодное оружие или специальные палки с применением защитных средств. Например, в фехтовании по-хевсурски «парикаоба» применяются палашевидные мечи, круглые щиты (деревянные или металлические), в фехтовании по-нанайски «капигуи» — короткие палки, на которых фехтуют одной или двумя руками. Поединки могут быть парными и групповыми по специальным правилам. Эти виды фехтования систематически включают в программу местных спартакиад и празднеств.
|
|
Спортивно-прикладное фехтование проводится на спортивном и учебно-боевом холодном оружии — винтовках с эластичным штыком, деревянных ружьях с мягким наконечником. По этим видам фехтования имеются утвержденные правила, по которым проводятся соревнования. Спортивно-прикладное фехтование — средство физической подготовки войск и специальных частей.
В сценическом фехтовании применяется различное колющее и рубящее старинное холодное оружие — мечи, шпаги и даги, штыки, сабли и т. п. с защитными средствами.
Сценическое фехтование — искусство условного боя на холодном оружии — подчинено законам сценической жизни и построено по типу утилитарного в соответствии с исторической эпохой. Сценическое фехтование, как обязательная дисциплина совершенствования двигательной культуры актера и необходимый вид его физического воспитания, преподается в театральных учебных заведениях, консерваториях и балетных школах.
Все виды фехтования могут быть показательными, если фехтовальщики имеют целью демонстрировать процесс боя или боевые движения в интересных и красивых зрелищных формах спортивного или гимнастического характера.
В советской системе физического воспитания фехтование — один из видов спорта группы единоборства. Приемы и боевые Действия, выполненные занимающимися на тренировке и в бою, являются физическими упражнениями, содействующими всестороннему физическому развитию, воспитанию ценных качеств, навыков и умений.
|
|
Фехтование является организованным педагогическим процессом и проводится в учебных и тренировочных занятиях. Система разнообразных физических упражнений, движений, приемов и действий, проводимая при подготовке фехтовальщика, своеобразные методы и формы организации занятий и соревнований обеспечивают широкие возможности всестороннего физического развития и воспитания занимающихся.
Основным содержанием современного спортивного фехтования является единоборство, целеустремленный поединок — бой двух противников с применением спортивного холодного оружия, обусловленный определенными правилами соревнований.
В фехтовальном бою спортсмены противопоставляют один другому свою технику, тактику, все свои силы и способности. Каждый стремится осуществить задуманный им план действий, превзойти противника и первым нанести определенное количество уколов или ударов.
В спортивной борьбе с оружием противодействуют две тактики, два плана замыслов, из которых осуществляется только один — план победителя.
Борьба между двумя фехтовальщиками ведется главным образом за взятие нужной дистанции, за выбор выгодного момента для нанесения укола или удара и за целесообразное движение оружием в конечном действии. Эти основные виды технических и тактических действий развивают умение быстро мыслить в ходе боя, искусно обманывать противника, строить и осуществлять свой план действий. Вместе с этим у фехтовальщиков развивается наблюдательность, умение улавливать, видеть, чувствовать, представлять и осмысливать все движения противника, понимать его поведение и состояние и в соответствии с его действиями и намерением быстро принимать и проводить свое решение, используя для этого нужные приемы.
Как физические упражнения фехтовальные приемы и действия выполняются преимущественно с резким изменением темпа и ритма, с максимально быстрыми и разнообразными физическими и волевыми усилиями. Процесс тренировки и бои сильно воздействуют на сердечно-сосудистую и нервную систему занимающихся в связи с затратой больших физических, эмоциональных и волевых напряжений. Поэтому для достижения высоких спортивных результатов в фехтовании необходима хорошая всесторонняя общая и специальная физическая подготовка.
Современные фехтовальные бои требуют от спортсмена большой выносливости в длительных волевых, нервных и физических напряжениях, выдержки, самообладания и умения подавлять излишние эмоции.
Фехтование, как спортивно-педагогическая дисциплина, основывается на советской педагогике, психологии, теории и методике физического воспитания, физиологии, гигиене и врачебном контроле.
Теория фехтования разрабатывает вопросы содержания предмета, цели, задачи, место и значение фехтования в советской системе физического воспитания. Предметом теории фехтования являются также: классификация видов фехтования, приемов и боевых действий; совершенствование терминологии, планирование процесса спортивной тренировки, анализ техники приемов боя и тактики действий; изучение вопросов энергетических затрат и динамики физического развития под влиянием фехтования, а также исследование психических ифизиологических процессов, происходящих у фехтовальщиков; улучшение форм и методов проведения соревнований, улучшение оружия, снаряжения, электрооборудования, применяемого для фиксирования уколов и др.
История фехтования раскрывает (в неразрывной связи с общей историей физической культуры) процесс развития фехтования как искусства владения холодным оружием и средства физического воспитания и спорта. Большое воспитательное 1 практическое значение для разработки теории и методики имеет не только изучение опыта прошлого, но и опыта современной практики, накопленного за советский период развития фехтования: виды фехтования, техника и методика обучения, эволюция спортивного оружия, анализ международных встреч и выступлений советских и зарубежных фехтовальщиков, обобщения важнейших научных исследований.
|
|
Методика преподавания фехтования изучает общие основы обучения и воспитания применительно к фехтованию и имеет частную методику обучения отдельным видам спортивного фехтования — на рапирах, саблях и шпагах.
Методика фехтования охватывает вопросы рациональных методов обучения и воспитания различного контингента занимающихся, проблемы спортивной тренировки спортсменов разной квалификации, частную методику группового и индивидуального урока и других форм занятий, методы и методические приемы обучения технике, тактике, физической и волевой подготовке фехтовальщиков, а также вопросы совершенствования педагогического мастерства и тренерской техники фехтования.
В специальных учебных заведениях по физической культуре теорию, историю и методику фехтования изучают на лекциях и семинарах, технику и тактику — на практических и методических занятиях; педагогические умения и навыки приобретаются на занятиях по учебной практике и специальных методических занятиях по методике преподавания. При подготовке и переподготовке преподавателей и тренеров большое внимание уделяют творческой самостоятельной работе над специальной литературой и наглядными учебными пособиями; работе по анализу киноматериалов, научных исследований и методических разработок; самостоятельной подготовке курсовых работ и домашних заданий.
Для совершенствования тренерских умений и навыков широко используются различные формы самостоятельной практической работы в спортивном зале, разработка и выполнение комплексов зарядки и специальных упражнений фехтовальщика, индивидуальные взаимоуроки, «контры» и бои, судейство соревнований, проведение отдельных уроков, бесед и т. д.
|
|
Для научного обоснования вопросов теории фехтования, рациональной методики обучения и воспитания, решения проблем спортивной тренировки различного контингента занимающихся, анализа техники и тактики, влияния фехтования на различные системы организма и других вопросов применяются разнообразные педагогические методики с использованием психологических, физиологических и врачебных методов исследования. Применение разнообразных математических, биомеханических, биохимических, гигиенических и других методов исследования позволяет лучше определить и использовать комплексную методику исследования для выявления отдельных узких сторон явления или процесса и взаимную их связь в постановке углубленного исследования.
Обобщением передового опыта и научными исследованиями в области фехтования занимаются преподаватели и сотрудники спортивных и теоретических кафедр учебных и научно-исследовательских институтов физической культуры, квалифицированные тренеры и врачи физкультурных диспансеров, а также студенты, специализирующиеся по этому виду спорта, и аспиранты институтов физической культуры.
Одним из важнейших и необходимых условий успешной деятельности преподавателя и тренера по фехтованию является систематическая исследовательская и методическая работа по совершенствованию средств и методов преподавания, по научному обоснованию важнейших проблем, выдвигаемых жизнью и практикой преподавания.
Значительное внимание в физкультурных учебных заведениях уделяют студенческому научному обществу в целях привития основ научных знаний и широкого привлечения студенчества к творческим самостоятельным научным исследованиям. За время обучения в институте студент должен не только изучить теорию, методику и практику фехтования, но и овладеть современными методами научных исследований, навыками самостоятельной организации и проведения научной работы.