Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций.

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.

ТЕМА №1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ВВЕДЕНИЕ

Чрезвычайные ситуации, происшедшие в последние годы в России и за рубежом, сопровождавшиеся человеческими жертвами, заставляют пересмотреть многие, ставшие традиционными, подходы к организации и оказанию экстренной медицинской помощи.

Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций включает проведение комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Они обеспечивают устранение непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, созданию благоприятных условий для их последующего успешного лечения и реабилитации, а также восстановления жизнедеятельности населения.

Выполнение этих мероприятий является приоритетной задачей Всероссийской службы медицины катастроф, которая была создана Постановлением Правительства РФ № 420 от 3 мая 1994 г.

Проблемы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях требуют углубленной подготовки студентов медицинских ВУЗов по данной тематике. В основу ее положено изучение организации оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Авторы учебного пособия на основе собственного опыта преподавания, используя последние руководящие документы и методические материалы по службе медицины катастроф, предприняли попытку оказать помощь студентам в изучении учебной дисциплины «Медицина катастроф» с целью формирования системных знаний, практических навыков и умений по организации оказания экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а также подготовки к экзаменам по данной дисциплине.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте (зоне, районе), сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой появление пораженных (больных), нарушение условий жизнедеятельности людей, материальные потери и ущерб окружающей среде.

Она считается законченной, когда прекращается воздействие поражающих факторов, характерных для данной ЧС, когда ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей, начинается период восстановительных работ.

ЧС для здравоохранения - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте (зоне, районе), сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизни населения и требующая привлечения формирований и учреждений ВСМК, находящихся за пределами объекта (зоны, района), для участия в ликвидации медико–санитарных последствий ЧС.

Условно ЧС можно разделить на аварии, стихийные бедствия и катастрофы.

Авария – это опасное техногенное (антропогенное) происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей или появлению пораженных, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия – это опасные природные явления или процессы, которые вызывают ситуации, характеризующиеся внезапным поражением или гибелью людей, нарушением их жизнедеятельности, разрушением или уничтожением материальных ценностей и наносящее ущерб окружающей среде.

Катастрофа это наиболее масштабная ЧС (авария, стихийное бедствие), характеризующаяся появлением большого количества санитарных и безвозвратных потерь, значительными материальными потерями и нанесением существенного ущерба окружающей среде.

Классификация ЧС по ВОЗ:

· Метеорологические катастрофы (бури, морозы, жара, засухи и др.)

· Топологические катастрофы (наводнения, снежные обвалы, оползни, сели, снежные заносы);

· Теллурические и тектонические катастрофы (извержения вулканов, землетрясения);

Аварии (выход из строя сооружений, пожары, дорожно-транспортные проишествия, кораблекрушения, крушения поездов, взрывы). (См. приложение таблица 1).

Предупреждение ЧС это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.

Ликвидация ЧС – это аварийно-спасательные, медико–санитарные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС – это территория, на которой сложилась ЧС.

1.2. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: определение понятия, поражающие факторы.

Медико-санитарные последствия ЧС - это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения.

Поражающие факторы источников ЧС - это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического) характера, приводящие к поражению людей, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.

Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей:

Механические факторы - в результате непосредственного воздействия избыточного давления во фронте ударной волны при любом взрыве, человек отбрасывается скоростным напором и ударяется об окружающие предметы, а также от действия вторичных снарядов (разрушенных конструкций зданий, камней, осколков стекол и др.) пораженный получает различные ранения и закрытые травмы.

Термические факторы - в результате воздействия высоких температур на человека (светового излучения при ядерном взрыве, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) у него появляются термические ожоги, общее перегревание организма. При низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

Радиационные факторы - при авариях на радиационноопасных объектах и применении противником ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм человека могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы – химические вещества воздействуя на людей при химических авариях на производстве, применении химического оружия противником во время войны и террористических актах, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) отравления и химические ожоги.

Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии, вирусы и другие патологические биологические агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником биологического оружия они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям) или массовым отравлениям.

Все поражающие факторы могут вызвать у людей не только физические недуги, но и психоэмоциональные расстройства.

1.3. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: понятие о людских потерях.

Неблагоприятное влияние поражающих факторов ЧС на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности их воздействия (мгновенно или растянуто во времени).

При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные поражения.

Сочетанные - поражения различных анатомических областей туловища вызванные одним травмирующим агентом.

Множественные - поражения одной анатомической области в нескольких местах одним травмирующим агентом.

Комбинированные - поражения двумя или более травмирующими агентами.

Пораженный (пострадавший) в ЧС - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на:

· безвозвратные потериэто пострадавшие, погибшие в момент возникновения ЧС от воздействия поражающих факторов, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации и пропавшие без вести;

· санитарные потериэто пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие (не умершие) при возникновении ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных) по степени тяжести поражений (заболеваний) на крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие, а также по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многих факторов:

· характера, масштаба и интенсивности ЧС;

· численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения;

· своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты;

· готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации последствий ЧС.

1.4. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: элементы медико-тактической характеристики.

Элементами медико-тактической характеристики ЧС являются:

· величина и характер возникших санитарных потерь;

· нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи;

· условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

· санитарно-гигиеническая и санитарно-эпидемиологическая обстановка, сложившуюся в результате ЧС;

· выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

2. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях это государственная организация созданная для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для ликвидации последствий, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству в стране. Она создана на основании постановления Правительства РФ № 261 от 18.04.1992г.

Постановлением Правительства РФ №1113 от 05.10.1995г. преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.05 N 335, от 03.10.06 N 600) старое Постановление Правительства РФ №1113 от 05.10.95. было отменено.

Задачи РСЧС:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территории от ЧС;

· проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

· обеспечение готовности органов управления к действиям в условиях ЧС;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от ЧС;

· подготовка населения к действиям в ЧС;

· прогнозирование и оценка последствий ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты от ЧС;

· ликвидация ЧС;

· проведение мероприятий по защите населения, подвергшегося угрозе воздействия поражающих факторов ЧС;

· международное сотрудничество в области защиты от ЧС.

Принципы построения и функционирования РСЧС:

· защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

· организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией органов исполнительной власти всех уровней;

· реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

· заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

· согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

· соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: