Введение
Проблема героической повседневности войны
Героические будни войны — метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь — смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо...
Но и на войне солдаты живут не “пулей единой”: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. Что касается героев «В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за Волгу, иссушить души и умы.
Военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности.
|
|
В современный период психологическим аспектам деятельности военнослужащих уделяется все больше интереса в Вооруженных Силах Российской Федерации. Знание законов функционирования человеческой психики в военной обстановке и в условиях мирного времени способствует увеличению эффективности управленческой деятельности в армии.
Курс военной психологии базируется на современных достижениях психологической науки, а также требованиях Министра обороны Российской Федерации по содержанию, приоритетным задачам психологической службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в тесной связи с изучением военных дисциплин, а также общественных наук, преподаваемых в университете.
Цель курса – познакомить студентов с важнейшими положениями военно-психологической науки, ее методологическими основами и методической базой, ее местом и ролью в военной теории и практике. Основная задача курса - дать начальные знания об основном содержании, направлениях и методах работы психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, как в повседневной деятельности, так и при ведении боевых действий.
Изучение курса состоит из следующих видов работ:
· лекционного курса
· курса практических занятий
· самостоятельной работы студента с учебной литературой
· самостоятельного решения задач
|
|
В результате изучения данного курса студенты должны ознакомиться в минимально необходимом объеме с теоретическими основами предмета и овладеть знаниями следующих разделов:
· Введение в военную психологию.
· Особенности психических состояний военнослужащих в боевой обстановке.
· Психологическое обеспечение повседневной деятельности воинов.
· Психологическое сопровождение военнослужащих в боевой обстановке.
Студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:
знать:
· основные методические положения военно-психологической науки, ее место и роль в системе военной науки, ее предметно-объектную область, основные категории и специфику закономерностей;
· требования министра Обороны Российской Федерации по содержанию, формам и методам работы психологической службы в войсках;
· основные направления психологического обеспечения деятельности частей и подразделений в различных видах боя и при организации повседневной деятельности;
уметь:
· применять основные положения военно-психологической науки в практической деятельности военного психолога;
· проводить психодиагностическую работу и оказывать психологическую помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу воинских частей;
· выносить экспертное заключение о профессиональной пригодности военного специалиста.
Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение)
№ | Наименование тем и разделов | Всего (часов) | Аудиторные занятия (час.) | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Раздел 1 | Введение в военную психологию. | ||||
Тема 1 | Методология военной психологии | - | |||
Тема 2 | История военной психологии | - | |||
Тема 3 | Организационные аспекты психологической работы в армии | ||||
Всего по разделу | |||||
Раздел 2. | Особенности психических состояний военнослужащих в боевой обстановке | ||||
Тема 1 | Характеристика психических состояний военнослужащих в боевой обстановке | ||||
Тема 2 | Стресс как особое состояние организма человека в условиях боевой деятельности | - | |||
Всего по разделу | |||||
Раздел 3. | Психологическое обеспечение повседневной деятельности воинов. | ||||
Тема 1 | Понятие и характеристика психологического обеспечения боевой подготовки | ||||
Тема 2 | Психологическая работа по обеспечению несения боевого дежурства, караульной и внутренних служб | ||||
Тема 3 | Психологическая работа по приведению подразделения (воинской части) в различные степени боевой готовности | ||||
Тема 4 | Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий | ||||
Всего по разделу | |||||
Раздел 4. | Психологическое сопровождение военнослужащих в боевой обстановке | ||||
Тема 1 | Психологические последствия боевого стресса | ||||
Тема 2 | Социально – психологическая реабилитация участников боевых действий | ||||
Всего по разделу |