Тема 2. Стресс как особое состояние организма человека в условиях боевой деятельности

Стресс (англ. stress — напряжение) - особое состояние организма человека, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

Впервые описал стресс физиолог Уолтер Кэннон, называя его реакцией борьбы и бегства. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом».

Г. Селье, автор учения об общем адаптационном синдроме, выделил две реакции на вредные воздействия внешней среды:

1. Специфическая (конкретная болезнь со специфической симптоматикой);

2. Неспецифическая (характерная для любого заболевания, проявляющаяся в общем адаптационном синдроме), которая подразделяется на три фазы (рис.1):

Рис. 1. Динамика изменения резистентности организма при стрессе (генирализованный адаптационный синдром, ГАС).

1). Фаза А. Реакция тревоги («аварийная»). Организм меняет свои характеристики под влиянием стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе. Она начинается через шесть часов после воздействия, и длиться 24 - 48 часов. На этой стадии реагируют висцеральные системы: кровообращение, дыхание, управляемые ЦНС с широким вовлечением гормональных факторов, в частности гормонов мозгового вещества надпочечника (катехоламинов), что в свою очередь сопровождается повышенным тонусом симпатической системы. Следствием активации симпатико-адреналовой системы являются такие сдвиги вегетативных функций, которые имеют катаболический характер и обеспечивают организм нужной ему энергией в предвидении необходимых в скором будущем затрат. Вся фаза в целом носит поисковый характер и представляется, как попытка адаптироваться к новому фактору или к новым условиям, главным образом за счет органных и системных механизмов.

2). Фаза В. Реакция сопротивления (резистентности). Действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают, уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального. Характеризуется этот процесс уменьшением общей возбудимости центральной нервной системы, формированием функциональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к возникшим новым условиям. Снижается интенсивность гормональных сдвигов, постепенно выключается ряд систем и органов, первоначально вовлеченных в реакцию. В ходе этой фазы приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевый уровень. Гормональный фон видоизменяется, усиливают свое действие гормоны коры надпочечников — «гормоны адаптации».

3). Фаза С. Реакция истощения. Если стрессор действует длительно, силы организма постепенно истощаются, вновь проявляется реакция тревоги, но теперь она не обратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе, в результате которого развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания. Если истощение не наступает, то в третьей фазе организм приобретает неспецифическую и специфическую резистентность — устойчивость организма, фаза устойчивой адаптации, или резистентности. Она и является собственно адаптацией и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых клеточных мембранных элементов, перестроившихся благодаря временной активации вспомогательных систем, которые при этом могут функционировать практически в исходном режиме, тогда как тканевые процессы активизируются, обеспечивая гомеостазис, адекватный новым условиям существования.

Под влиянием хронического или постоянно повторяющегося стресса возникают депрессивные, ипохондрические, тревожные развития личности с возникновением риска развития алкоголизма, лекарственной зависимости, суицидального поведения (вторичные проявления воздействия стресса).

К основным симптомам стресса, проявляющимся на психологическом уровне, относят следующее:

· раздражительность в общении;

· потеря интереса к жизни;

· затруднения при выполнении повседневных дел и привычной работы, с которыми ранее индивид справлялся вполне успешно;

· постоянное ожидание неудачи;

· затрудненное принятие решений;

· постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть;

· ощущение собственной неполноценности, ненависть к самому себе;

· потеря интереса к другим людям;

· ощущение враждебности со стороны окружающих;

· постоянное чувство едва сдерживаемого гнева;

· безразличие (к работе, домашним делам, внешности, окружающим);

· утрата чувства юмора и способности смеяться;

· неспособность завершить начатое дело, не начав друге;

· пониженная способность к концентрации;

· боязнь собственной несостоятельности во всех ответственных делах;

· чувство, что никому нельзя доверять;

· страх перед будущим;

· страх открытого (замкнутого) пространства, или страх перед уединением.

Человек реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозы и символы опасности, связанные с прошлыми переживаниями. Физиологические изменения, происходящие в организме человека в ответ на стрессовые воздействия, в действительности являются лишь следствием уже вызванных ими эмоциональных переживаний: без эмоциональных переживаний физиологические изменения не происходят, даже если стресс заканчивается физиологической травмой. Стресс возникает в ответ на угрозу, которая дистанционно воздействует на человека, вызывая у него то или иное эмоциональное отношение к ней и подготавливая тем самым весь организм к возможным физическим последствиям. Стресс является для человека результатом восприятия такой угрозы, эмоциональные переживания которой оказывают влияние на его способности к эффективной деятельности.

Стрессовая ситуация вызывает одну из следующих форм реагирования:

1) импульсивный тип дезадаптивного поведения: резкое снижение организованности поведения, импульсивные, преждевременные и несвоевременные действия, утрата сформированных навыков, повтор ответной двигательной реакции, снижение надежности из-за повышения общей чувствительности;

2) тормозной тип дезадаптивного поведения: торможение действий и движений, их замедление вплоть до ступора, подавление процессов восприятия и мышления, ведущее к нарушениям приема и переработки информации (пропуск значимых сигналов), а также принятия решений;

3) адаптивный тип поведения: целесообразная активность, четкое восприятие и осмысление ситуации, высокий самоконтроль, адекватные действия.

Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока продолжается переработка информации о стрессовом психотравмирующем событии. Продолжительность процесса реагирования на стрессовое событие обусловлена значимостью информации, связанной с этим событием, для индивида.

Степень тяжести психотравмирующего события зависит от:

· наличия или отсутствия угрозы для жизни;

· тяжести потерь;

· внезапности события;

· степени изолированности от других людей в момент события;

· степени воздействия окружающей обстановки;

· наличия или отсутствия защиты от возможного повторения психотравмирующего события;

· наличия или отсутствия моральных конфликтов, связанных с психотравмирующим событием, и их характера;

· пассивной или активной роли индивида в стрессовой ситуации;

· характера непосредственного воздействия данного события.

В процессе ответной реакции на психотравмирующее событие выделяют несколько фаз:

1. Первичная эмоциональная реакция.

2. Фаза отрицания, выражающаяся в эмоциональном угнетении и стремлении избегать воспоминаний о психотравмирующем событии.

3. Чередование отрицания и вторжения. Вторжение проявляется в «прорывающихся» воспоминаниях о психотравмирующем событии, снах о событии и повышенном уровне реагирования на все, что о нем напоминает.

4. Фаза дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травматического опыта.

Характер поведения индивида в стрессовой ситуации зависит от ее значимости, а также от психологической структуры личности — отношения человека к трудностям в работе, к успеху и неудаче, степени уверенности в своих силах, направленности личности, соотношения притязаний и возможностей.

Стрессовое событие может иметь психотравмирующие последствия:

· Субъективные эффекты: чувство общей усталости, апатия, низкая самооценка.

· Поведенческие эффекты: злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость.

· Когнитивные эффекты: чрезмерно острая реакция на критику и неспособность сосредоточивать внимание.

· Физиологические эффекты: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание.

· Организационные последствия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами и прогулы.

· Проблемы со здоровьем: коронарная недостаточность, язва желудка, головные боли.

Характер проявления стресса зависит и от индивидуальных особенностей людей. Нет двух людей, у которых проявления реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми, так как большая часть стрессов инициируется и воспроизводится самим человеком. Однако в поведении человека в экстремальных ситуациях можно выделить несколько типичных этапов (рис. 2):

Рис. 2 Этапы поведения человека в экстремальной ситуации.

1. Подготовительный этап. Имеет место в том случае, когда человек предвидит наступление экстремальной ситуации. Содержание этого этапа носит познавательный характер: индивид накапливает определенную информацию о среде своего предстоящего обитания и об условиях предстоящей деятельности. В зависимости от индивидуальных особенностей личности и уровня мотивации познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер. В скоротечных экстремальных ситуациях данный период не выражен.

2. Этап начального психического напряжения (фаза тревоги). Представляет собой начало запуска механизма адаптации. Содержание этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности и тревоги, которое активизирует деятельность организма, но снижает ее надежность. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов в целях организации нового уровня психической деятельности.

3. На этапе острых психических реакций входа. Первичная дезадаптация. Личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Основными из этих факторов являются неожиданность ситуации, ее непредсказуемость, отсутствие опыта конструктивного решения проблем. На этом этапе человек начинает испытывать фрустрирующее влияние среды, происходит активация адаптационного механизма. Рост напряжения сопровождается эмоциональным возбуждением, которое препятствует рациональным процессам. Человек волнуется, теряет контроль над ситуацией и своим поведением. Если уровень напряженности, которую индивид переживает в изменившихся условиях, превысит индивидуальный порог толерантности до того, как перестроившаяся система психических реакций позволит личности найти конструктивные пути выхода из ситуации и обеспечит успешную адаптацию, то происходит серьезная дезорганизация психической деятельности, истощаются психические резервы. В этом случае можно говорить о дезадаптации. Крайней формой дезадаптации являются психотические расстройства. Следствием психической напряженности в измененной среде существования при невозможности ее конструктивного использования становятся нервно-психическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы. Деструктивные последствия такого состояния проявляются в двух формах — агрессии и бегстве от ситуации.

4. Э тап завершающего психического напряжения. Вступает при развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении. На этом этапе происходит своеобразная подготовка психики к возвращению к экономным режимам функционирования и реакций. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, на этот раз вызванные томительным ожиданием возвращения к привычной жизни.

5. Этап острых психических реакций выхода. Подобен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку комплекса психических реакций и всей психической деятельности.

6. Этап выхода. Характерна эйфория, чувство преодоления многих социальных ограничений, ощущение полной свободы и неограниченных возможностей.

В боевой деятельности военнослужащие встречаются с различными экстремальными ситуациями, вызывающими эмоционально окрашенные реакции. Знание этих состояний позволит наиболее эффективно справляться (купировать) проявления наиболее распространенных психических состояний. Решая боевые задачи, командиры должны учитывать психологические особенности военнослужащих и интенсивность воздействия психогенных факторов экстремальных условий.

Раздел 3. Психологическое обеспечение повседневной деятельности воинов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: