Действия щитом

БОЙ

СТОЙКА

В былые времена по манере человека держать оружие определялась его опытность как поединщика. И в наши дни это, пожалуй, один из основных критериев определения потенциальной опасности бойца.

На рисунке (лицом к зрителю) боец в характерной «подоплеке». Лишь на первый взгляд, он кажется достаточно открытым.

Увы легендарным адептам таинственной катаны и изящным мастерам молниеносной шпаги! В историческом фехтовании, красивые классические стойки невыгодны и применимы лишь для ведения боя «вторым номером». Одна из главных причин — положение боевой руки.

Поднятый к голове, или выставленный вперед, клинок слишком демонстративен. Рука теряет весь резерв дистанции, а противник, даже сам того не желая, акцентирует внимание на оружии и имеет больше шансов своевременно отреагировать на любое движение.

Когда же клинок «прибран к бедру», боец выглядит относительно безобидно, сохраняя резерв в длину руки. Кроме того, визуально нелепое положение меча вводит противника в заблуждение. Главное же преимущество состоит в том, что на самом деле, это оптимальное положение, которое позволяет почти мгновенно защититься или вывести большую часть атакующих ударов.

Схема иллюстрирует разницу активного резерва дистанции у так называемой «подоплеки» (А) и классической фехтовальной стойки (Б).

Определимся с терминами. Стойка — есть единое положение частей тела, в котором пребывает боец во время поединка. Как это ни покажется парадоксальным, но в историческом фехтовании конкретные догматические стойки бесперспективны!

Абсурдно видеть, как боец принимает ту или иную «стойку», находясь в пяти — восьми шагах от противника. Мало того, он умудряется перемешаться в этом хитросочиненном положении, теряя силы, подвижность, скорость. Видимо он думает, что это эффектно и красиво...

Зареченская школа не учит ходить в стойке и атаковать в стойке — это попросту невозможно, ибо в любом случае стойка нарушается. Следовательно, можно вести речь лишь об исходном положении! Именно кратковременное промежуточное исходное положение необходимо для начала определенного действия или определенного бездействия. Это положение и есть «подоплека» (иногда в «подоплеку» входит подготовительный удар или перемещение).

Только грамотная подоплека может заставить соперника действовать предсказуемо — так, как нужно вам. Только знание и умение строить подоплеку в нужный момент позволит на один-два хода опережать противника. Это вполне очевидно, если вспомнить, что самым главным моментом является то, что видит человек в мгновение начала активных действий. Уж так устроено сознание, что образ, схваченный в начале движения, некоторое время удерживает действия в жестких рамках. Если вы заметили, что противник бросился на вас с незащищенной головой, то вы, сами того не желая, будете встречать его поспешным ударом именно в голову — область воспринятую вашим сознанием как уязвимую точку. Одновременно с этим вы предпримете еще и защитное действие (отшаг, движение щитом).

Теперь представьте, что именно эта ваша реакция и была предусмотрена, и в пиковой фазе атаки противник как по писаному отработал ваш ответ. Расклад весьма выразителен: вы закончили удар, который оказался пустым, противник же находится в четкой запланированной позиции для атаки.

В следующую единицу времени он наносит удар в совершенно противоположном направлении — вы, естественно, торопливо пытаетесь отреагировать из предыдущего несобранного положения.

Противник снова наносит удар с противоположным вектором и выходит из атаки.

Вы бросаетесь вдогонку, чтобы компенсировать пропущенное, однако эта ваша реакция тоже запланирована. Он вытягивает вас на разгон и атакует с уходом в сторону - бой сделан. Вы дрались естественно и традиционно. Противник — расчетливо, со знанием «подоплек» и драматургии боя.

Представьте теперь то же начало боя, но с более рассудочным поведением с вашей стороны.

Противник бросается вперед, с подготовленной программой на вашу реакцию.

Вы уходите в сторону, перекрыв сектор ударов, возможных из положения его руки.

Стоп! Теперь уже вы в готовности провести результативный удар, а противник в стадии завершения «холостого» действия. Как видите, роли поменялись, вы переиграли противника тактически.

Необходимо оговориться и напомнить, что в данном обзорном издании мы рассматриваем лишь технику и тактику поединка в самом популярном стандарте «щит—меч», ибо методика строевого боя имеет свои особенности и в движении, и в подоплеке, и в технике ударов. В строю даже положение меча диктуется целым рядом специфических условий:

а) наличием и параметрами древкового оружия у противника (топоры, алебарды, копья и т. д.);

б) плотностью строя (однорядный, многорядный);

в) наличием либо отсутствием движения «боевого гурта»;

г) основной задачей «боевого гурта» (удерживать натиск, пробивать линию противника, смешивать чужой строй, стесывать края и т. п.).

Подробности видов группового боя, а также технические особенности номинаций «меч-меч» и «двуручный меч» мы обсудим в следующей книге. В ней же будет затронут и боевой аспект исторического фехтования, неприменимого на спортивных и фестивальных турнирах.

Забегая вперед отметим, что концептуальные принципы поединков «щит-меч» и «меч—меч» идентичны, за исключением нескольких нюансов, обусловленных отсутствием щита.

У каждого бойца свой характер, конституция, мышление и было бы неразумным предлагать какую-то одну универсально-оптимальную тактику. Поэтому зареченская школа говорит о концепции боя, то есть основной линии поведения, в рамках которой любой может выстроить свою персональную тактику.

Как правило, в существующих методиках действия бойца строятся по схемам, этапы которых мало уступают друг другу по важности. Ниже приведена такая схема.

1. Подготовка атаки +.

2. Отвлекающий удар +.

3. Дестабилизирующий удар +.

4. Поражающий удар +.

5. Выход из атаки с ударом +.

Большое внимание уделяется придумыванию комбинации, ее началу и правильному развитию, что ограничивает вариативность действий. Сбой же на любой из стадий резко снижает ее результативность. Самым же, пожалуй, досадным является то, что боец пребывает в напряжении с момента начала замысла атаки до ее конца и начала замысла следующей. Нет необходимости объяснять, что излишнее напряжение снижает гибкость, реакцию и подвижность.

Прибавьте к этому активную защиту, точнее попытки не пропустить ответные удары и получите достаточно громоздкую тактическую конструкцию.

Однако существует всего два реально важных момента, позволяющих проводить бой с высокой вероятностью успеха.

1. Правильный вход в атаку, обеспечивающий фору в свободе действий и времени.

2. Своевременный разрыв дистанции — уход с линии контратаки.

Порой на один из этих элементов и приходится пик атаки. Ниже схематично приводится концепция экономного (взрывного) боя.

1. Неуязвимый вход в атаку (сближение).

2. Поражающий удар (серия).

3. Неуязвимый выход из атаки (маневр).

При более подробном рассмотрении вырисовывается общая структура боя, позволяющая распределять силы наиболее рационально.

- расслабление, максимально возможный отдых и подготовка атаки в свободном маневре;

- концентрация—взрыв, вход в атаку, атака и выход;

- расслабление, максимально возможный отдых, подготовка атаки в свободном маневре и т. д.

Основное же внимание уделяется концепции, режиссуре боя и подоплеке действий.

В последствии именно этим термином будет обозначаться суть поведения бойца, то есть обоснованность каждого движения, когда боец планирует не только свои действия, но и поведение и мысли противника.

Например, вы находитесь в процессе свободного сближения с противником. Противник видит, что ваш щит опущен, меч поднимается к бедру (простая подоплека). На дистанции кажущейся критической противник, сам того не желая, нанесет удар, направленный в вашу «уязвимую зону». Как бы ни был быстр противник, вы легко блокируете весь сектор, ибо сами спланировали его атаку. В результате — противник находится в стадии неудачного завершения удара, а вы — в стадии защиты—замаха...

То есть, действие начинается в «миг замысла противника» и либо работает на ломку его атаки, либо развивается вопреки этой атаке.

Подоплека — это еще и необходимое, точное положение бойца, без которого даже отточенный технический прием может не принести успеха.

ЩИТОВАЯ ПОДГОТОВКА (I ступень)

Принцип места. Не задерживайте щит надолго в том или ином положении, после каждого защитного движения щит должен стремиться к исходному положению.

Принцип глаз. Вы должны всегда видеть противника либо большую его часть. Не перекрывайте щитом свое поле зрения.

Принцип экономии. Не ходите по ристалищу со щитом наизготовку. Прибирайте щит, только если противник в двух метрах. В остальное время отдыхайте, экономьте силовой и двигательный потенциал: расслабьте руку, разверните плечи, дышите полной грудью и радуйтесь жизни.

Их не очень много, но их отработке следует уделять значительное внимание. Иначе вы будете похожи на авторов этой книги в период первых выступлений на ристалище. Все, кто видел наши дебюты, в один голос смеялись: «Ваши щиты вам только мешаются, без них получалось бы лучше».

Защита краем щита — парирование ударов кромкой, когда угол между щитом и мечом приближается к 90 градусам.

Защита плоскостью щита — когда клинок приходится параллельно (плашмя), вдоль плоскости щита.

Толчок щитом — силовое воздействие на щит или корпус соперника.

Наложение щита — сковывание, блокирование подвижности противника.

Зацеп щитом — нарушение защиты соперника разворотом его щита.

Ребро — нарушение защиты соперника, ударным смещением его щита.

Встречная защита — удар под атакующую руку в момент начала атаки.

Отмашка — «ребро» выполняемое маховым движением (против левши).

Обратный зацеп — нарушение защиты соперника, разворотом его щита (против левши).

3-я ступень предполагает использование щита в качестве противовеса при технически сложных движениях, требующих большой скорости (веретено, петля, зигзаг, крест).

Для отработки скорости и техники защитных действий лучше применять утяжеленный щит. При отсутствии специального тренировочного щита можно воспользоваться другим способом: спарринг-партнер вооружается облегченным (деревянным, пластиковым) оружием и атакует тренирующегося в максимальном темпе.

РАЗДВОЕНИЕ ВНИМАНИЯ (II и III ступень)

Обычно атакующие и защитные действия обслуживаются «цельным вниманием», когда боец поочередно — замечает атаку, защищается, выискивает уязвимое место, контратакует, снова защищается, перемещается и т.д.

В раздвоенном внимании разделяется момент отслеживания действий противника и собственно его момент атаки. Это особенно полезно при навязывании противником клинчевого характера боя.

Есть такое музыкальное понятие «из-под такта». Вот именно из-под такта следует наносить удары. Действия же щитом должны считаться тактом, основным ритмом, зависящим от действий противника.

Методика тренировки проста, но требует кропотливой и регулярной работы по приобретению необходимых навыков.

Спарринг-партнер начинает атаковать в медленном темпе, но с полноценной амплитудой и техникой ударов. Тренирующийся, отступая по кругу, акцентирует внимание, вживается в атакующие движения противника. Старается вникнуть в алгоритм ослабления защиты противника в разные стадии его ударов. Прочувствовав эти моменты, тренирующийся боец начинает «отрывисто» атаковать именно в эти мгновения.

Тактика и концепция боя

ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА (II ступень)

Нельзя недооценивать и пользу идеомоторной тренировки. Причем она хороша как в усвоении техники, так и в развитии тактического мышления. Остановимся на простейших приемах.

1. На сон грядущий.

Ежедневно, ложась спать, спортсмен прокручивает перед мысленным взором правильное исполнение ударов. Он представляет, как наносит удары по «балде» в различном темпе и направлениях.

Это чередуется с воображаемым спаррингом, когда сознание спортсмена само моделирует атаку противника и свои возможные контрдействия.

2. На протяжении дня.

Подобное упражнение повторяется в течении дня по 1-5 минут в любое удобное время. Польза таких тренировок уже давно известна, поэтому нет необходимости приводить результаты исследований. Стоит лишь напомнить главное преимущество: за неимением возможности реальных тренировок, идеомоторикой можно заниматься везде — от салона общественного транспорта до пляжного шезлонга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: