Церковь и пустота

И по прежнему люди так и НЕ ПОНИМАЮТ -- СУТЬ ХРИСТИАНСТВА. Нет людей, которые бы беспристрастно и спокойно исследовали бы это -- ВЕЛИКОЕ дело ВОЗРОЖДЕНИЯ Человечества, изучили и, не спеша со своими выводами, только излагали суть дела.

В результате -- ПОЛУЧАЛАСЬ ДОЛГАЯ жизнь и совершенно БЕЗБОЛЕЗНЕННАЯ полная сил -- СТАРОСТЬ. Все подвижники достигали преклонных лет и затем не умирали, а как-то просто тихо и спокойно, простившись со всеми -- ЗАСЫПАЛИ.

Люди не смогли отвергнуть Христианство в самом начале его появления. Странная и непонятная была проповедь апостолов, но Факт был у слушателей перед глазами, и они принимали Христианство.

О чём проповедовали Апостолы? Во-первых, они ничего не проповедовали и ничему не учили, в том смысле, в каком мы теперь это понимаем. Они просто ходили и рассказывали, разносили по миру "Благую весть" о том, что произошло в Иерусалиме. Что же там произошло, по словам Апостолов? А то, что в мире, на земле -- "ЖИЗНЬ ЯВИЛАСЬ, И МЫ ВИДЕЛИ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМ, И ВОЗВЕЩАЕМ ВАМ -- СИЮ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ" (1 Ин. 1, 2), и поэтому теперь тленному сему надлежит облечься в "Нетление и смертному в Бессмертие" (1 Кор. 15, 53). Вот вся истинная СУТЬ Евангелия, то есть "Благовестий". Это, выражаясь грубо, квинтэссенция Апостольской проповеди. И проповедуя об этом, Апостолы о себе говорили: "Мы научились отложить прежний образ жизни Ветхого человека, истлевающего в похотях, в грехах и облечься в Нового" (Еф. 4, 21- 24). Мы уже перешли от смерти - в жизнь, и хотя внешний наш человек и продолжает ещё тлеть, но внутренний со дня на день обновляется. Знаете, как обновляются, например, корнеплодные растения? В то время, как плод начинает гнить снаружи, внутри его начинает зарождаться новая жизнь -- росток. Все оболочки его постепенно тлеют и заменяются новыми; выньте из земли осенью посажанную весной полусгнившую луковицу или картошку, и вы найдете там новые плоды...

Вот это-то и есть тот Факт, который постоянно был перед глазами слушателей Апостольской проповеди. Люди СЛУШАЛИ, смотрели на Апостолов и ВИДЕЛИ, что это действительно какие-то -- НОВЫЕ необычные люди. Жизнь в них -- БИЛА ключом! Чрезвычайно ЭНЕРГИЧНЫЕ, необычайно сильные духом, с поразительно проницательным умом, прозревшим в будущее, с какими-то необыкновенными телами, совершенно безболезненными, излучавшими живительные токи, так что больные, прикасаясь к ним, ВЫЗДОРАВЛИВАЛИ, эти люди совсем – НЕ ЗНАЛИ страха смерти. "Аще и что смертное испивали, -- не Вредило им".

Разница между проповедниками Христианства и прочими людьми была так очевидна, что в одном месте -- именно в Листре - язычники, увидев Павла и Варнаву, сказали: "Это боги в образе человеческом сошли к нам", а жрец Зевса бросился вскоре приносить им жертву. И много труда стоило Апостолам разубедить своих слушателей, что они не боги, а обычные люди, такие же, как и они...

И людям ЗАХОТЕЛОСЬ тоже стать такими же, как Апостолы. Они спрашивали, что для этого нужно сделать? Им отвечали: сначала -- ОСТАВЬТЕ ваш прежний ГРЕХОВНЫЙ образ жизни и живите так, как мы; Креститесь во имя Господа Иисуса Христа и делайте то-то и то-то, и вы увидите, что будете -- ПЕРЕРОЖДАТЬСЯ и станете такими же, как мы.

Потому что Иисус Христос сказал: "Уверовавшие в Меня именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, -- не повредит им; возложат руки на больных, и они -- будут Здоровы" (Мк. 16, 17- 18). И люди исполняли, и делались подобными Апостолам, и славили Иисуса Христа, называли его Богом. И распространилось на земле Христианство.

За первыми проповедниками Христианства последовал целый ряд людей, все эти мученики, исповедники, святители, отшельники; все те, именами которых наполнены наши святцы.

Какие это все были -- МОГУЧИЕ, сильные и телом, и духом люди с новыми способностями души, о которых раньше и понятия не имели люди. Они, например, знали тайну человеческой речи и могли понимать и говорить -- на незнакомых языках, читали чужие мысли, некоторые, разделённые друг от друга пространством, имели какой-то непонятный для нас способ общения между собой. Одним словом, это все были действительно -- НОВЫЕ люди, "Новое творение во Христе". А какие все они были ЖИВУЧИЕ!

Знаете, что такое живучесть? Отрубите ящерице хвост и отбросьте в сторону. Повертевшись, ящерица найдет свой хвост, приставит к нему свое туловище и он на ваших глазах срастется. А не найдет ящерица своего хвоста, она из собственного организма отрастит себе новый хвостик. Вот эта-то способность организма восстанавливать разрушенные ткани и называется живучестью.

Современный человек почти совершенно -- УТРАТИЛ такую ЖИВУЧЕСТЬ. Его организм представляет из себя какую-то ГНИЛУЮ тряпку, которая расползается от одного прикосновения. Сколько труда и времени нужно ему для того, чтобы Зарастить, например, какую-нибудь рану или рубец или ВОССТАНОВИТЬ -- разрушенные болезнью ткани. Даже восстанавливая пищей и сном свою ежедневную -- ТРАТУ сил и энергии, человек постоянно испытывает Дефицит. Если и восстанавливает свои силы, то всегда с минусом, иногда с очень маленьким и едва заметным, а иногда и с очень крупным. Сумма этих минусов и даёт, в конце концов -- КРАХ. Человек превращается -- в БЕССИЛЬНОЕ, измученное, ни к чему не способное существо, в лежачую колоду и, наконец, в буквальном уже смысле, -- в труп.

Совсем не то мы видим у первых христиан. Они именно были – Сильны и ЖИВУЧИ!

Возьмите, например, христианских подвижников, этих отшельников Фиваидских и других пустынь. Они не только не заботились о восстановлении своего организма, но, казалось, стремились к совершенно обратному, к тому, что как будто граничит даже с самоубийством. "Изнуряя" себя Постом, постоянно проводя время в занятии тяжелым трудом, употребляя самую скудную пищу, да и ту в очень ограниченном количестве, живя как попало и где-нибудь, в вертепах, в пещерах, в подземельях, одеваясь в лохмотья, живя на сильном морозе, они не только – НЕ ЧУВСТВОВАЛИ никакого упадка сил, но наоборот, ясно ощущали в себе, как постепенно "Внутренний" их человек обновлялся со дня на день.

Каждый день прожитой жизни -- ДАВАЛ им не минус, а ПЛЮС, они становились и СИЛЬНЕЙ и Крепче! Жизнь начинала в них бить ключом. Жизненных сил в них так БЫЛО Много, что некоторые из отшельников, не зная, куда их приложить и девать, -- ДАВАЛИ им исход тем, что надевали на себя на голое тело пудовые железные обручи, цепи, зарывались по шею в землю, всходили на столпы и простаивали без пищи и воды по сорока дней.

Известно, что человек смердит, в широком смысле этого слова, и чтобы ЗАГЛУШИТЬ свой смрад, употребляет разные средства: духи, одеколоны, различные кремы и многое другое..

А вот подвижники совсем -- НЕ ЗАБОТИЛИСЬ о том, чтобы "Благоухать". Духи и мыло они -- НЕНАВИДЕЛИ. Многие из них – годами НЕ МЫЛИСЬ, не купались, не сменяли всю жизнь белья и, удивительно, грязные и нечистые, они – НЕ СМЕРДЕЛИ. Мало того, под конец от них начинал распространяться по временам тонкий, но заметно уловимый запах, напоминающий аромат душистого масла...

Так вот что СДЕЛАЛО и делает Христианство. Оно победило таившийся корень того, что мы с вами называем "Язвой", и теперь -- УНИЧТОЖАЕТ её повсюду -- в людях и в мире. С его появлением на земле в жизни человечества произошел поворот. И первым признаком этого служит – явное Увеличение числа лет продолжительности ЖИЗНИ людей. Жизнь людей на земле увеличилась.

Но как же нам, современным людям – СДЕЛАТЬСЯ и в наше время, не говорю, подобными Апостолам, а по крайней мере, ПОЛУЧИТЬ те БОЛЬШИЕ Жизненные силы, которые были у подвижников? Ведь мы же все тоже -- Крещены во имя Христа?

Крещение лишь первая ступень: оно только -- Очищает от совершенных ранее Грехов, но жизни не даёт. Что дает вообще человеку жизнь, или точнее, поддерживает в нем жизнь? Пища и питие. Не поешьте недели две и вы помрете. Из пищи и пития человек пищеварительным аппаратом вырабатывает себе тот материал, которым и возмещает ежедневную трату энергии, и на счёт которого восстанавливаются отживающие ткани организма. Но, как я уже сказал, тут расход и приход дают постоянный -- Дефицит.

Оттого и происходит крах, в противном случае, то есть если бы минус покрывался плюсом, человек никогда бы не вырождался. Вот тут и припомните разговор Христа с евреями о пище, после того, как Он совершил чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. Христос именно в этой беседе и указал евреям на этот дефицит, происходящий оттого, что пища, принимаемая человеком, сама-то по себе тоже тленная, гниющая, и таковой был даже тот необыкновенный хлеб - манна, которым питались их отцы в пустыне (и который за его чудесные свойства евреи называли ангельским, небесным хлебом), потому что и он подвержен был тлению. И указывая на это, Христос сказал евреям, что Он именно и даст им хлеб Живой, живительный, нетленный; даст им -- Истинную пищу и истинное питие.

И Он тут же ясно, точно и определенно разъяснил, что этот хлеб есть -- Его Плоть, а питие -- Его Кровь, причем лишил возможности евреев понимать эти слова в каком бы то ни было переносном смысле. Вот, кто понимал эти слова в буквальном смысле и питался этой пищей, тот и делался подобным Апостолам. -- Вы говорите о Таинстве Евхаристии. Но, Владыка, разве мы не причащаемся? - с какой-то тоской спросил епископа отец Герасим. Владыка как будто не обратил внимания на этот вопрос. Он встал и, медленно пройдясь по комнате, остановился возле шкафа, в котором помещалась аптечка отца Герасима. - Что это здесь у вас? -- указывая на большую склянку, спросил он у отца Герасима. – это лекарство Хина, Владыка, - недоумевающе ответил отец Герасим. -- Лекарство от лихорадки... Сколько раз в день нужно принимать её и в течение скольких дней? - Раза три-четыре в день, смотря по степени болезни. Принимать, пока не пройдет лихорадка. -- Итак, чтобы избавиться от такой, в сущности пустяшной болезни, нужно принимать лекарство 3- 4 раза в день, на протяжении нескольких недель, да раза три сходить к врачу.

Так делайте же так и по отношению к тому Великому Лекарству, которое нам дал Господь. Так делали Апостолы и первые христиане: они -- ПРИЧАЩАЛИСЬ ежедневно, пребывая между собой в любви и постоянно молясь.

А мы, враждующие, льстивые в глаза, а за глаза готовые подставить всякому ногу, три – четыре раза в год приходим причащаться к Небесному Врачу и хотим, чтобы сейчас же избавились от всех своих болезней, от всех мук, страданий, приобретённых и унаследованных от своих предков; хотим, чтобы тысячелетиями портившаяся природа наша -- вмиг возродилась, и мы бы стали новыми людьми... Да и хотим ли? С этими ли мыслями приступаем мы к Святому Таинству Причастия? Действительно ли мы хотим исправиться и начать жить по Божиим Заповедям?

Я видел в церкви, будучи ещё молодым, гвардейского офицера, который, зайдя в церковь, растерянно посмотрел по сторонам и, помахивая хлыстиком, обратился к церковному сторожу с вопросом: "Позвольте вас спросить, где тут причащаются?" И когда я, возмущенный этим, спросил его, что же заставляет его, такого невера, причащаться, он, любезно расшаркавшись, сказал: "Мне, видите ли, нужно свидетельство о бытии у Исповеди и причастия... Нельзя... по службе... Начальство требует. Не будете ли столь любезны разъяснить мне, как это сделать?.." Так вот, во-первых, "Ради свидетельства". Тут, конечно, НЕТ таинства. Тут одно Кощунство. Подобным образом относились к Таинству Евхаристии коринфяне, и Апостол Павел написал им: "Оттого многие из вас -- Немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11, 30).

А во-вторых, люди ИСКАЗИЛИ Христианство, вложив в его учение другой смысл. Великое живое Божие дело в мире, дело ПЕРЕРОЖДЕНИЯ, преображения, ВОССОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, люди к сожалению -- поняли и усвоили только как -- "СКУЧНУЮ Религию". Из творческих актов Божьей силы, действующей в мире, -- из святых таинств -- СОЗДАЛИ Религиозный КУЛЬТ – Идола. И успокоились. Сходят в церковь, свечечку поставят и снова живут по старому: обманывают, обижают, грубы, жадны, равнодушны, непослушны Богу.

Люди ЗАБЫЛИ, что Богу нужно единственное -- поклонение "Духом и Истиною". "Духом", то есть Благоговейно ПРИЗНАВАТЬ существование Бога и быть Ему Благодарным и послушным. "Истиною", то есть всегда, в даже мелочах своей жизни -- говорить Истину - ПРАВДУ, поступать только -- по ПРАВДЕ и везде и всюду – РАЗОБЛАЧАТЬ ЛОЖЬ..

Богу не нужны ни наши храмы, ни поклоны, ни молебны. Всё это нужно нам, чтобы сделать нас христианами. Но мы привыкли падать ниц перед идолами и от Христианства усвоили себе только поклонение. Рабы страстей, разделивши всех на сильных и слабых, на богатых и бедных, на начальников и подчиненных, на господ и на прислугу, на ученых и на невежд, на судей и подсудимых и так далее и определивши свои отношения друг к другу правами и обязанностями, люди и к Богу свои отношения определили тоже -- как права и обязанности.

Прислуживая, подхалимски УГОДНИЧАЯ перед сильными, богатыми и власть имеющими людьми, мы и Живую веру в Бога, послушание Богу – также ЗАМЕНИЛИ -- "Угождением" Богу. Всегда в душе рабы, мы и слово "Раб Божий" – тоже поняли превратно, в ошибочном смысле и Христианскую добродетель Смирения -- ПРЕВРАТИЛИ в душевное Холопство, забыв слова Христа: "Я уже не называю вас рабами... но друзьями" (Ин. 15, 15).

И даже -- ИСПОЛНЯЯ Заповеди Божии и делая добрые дела, мы смотрим на всё это -- как на ВЗЯТКУ, которую даём Богу, чтобы получить тёплое местечко -- на Том Свете.

Потому, НЕ НУЖНО удивляться после этого тому, что не только миряне, но и сами священники и даже монахи, причащаясь, принимая Святые Таинства, нисколько -- НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ и НЕ ИСПРАВЛЯЮТСЯ, -- ОСТАЮТСЯ такими же как и были – гордыми, эгоистичными, ленивыми, лживыми, жадными. Что до бани, что после бани. Если бы Апостол Павел посмотрел на нас на мирян и подобное священство, то тоже бы назвал нас -- "Имеющими образ благочестия, силы же его Отвергшимися" (2 Тим. 3, 5).

Но не все на свете подлецы, глупцы, кощунники, торгующие Благодатью, их меньшинство. Есть много искренних по настоящему верующих в Бога людей. Они благоговейно принимают и совершают таинства, не для фарисейства делают добрые дела, чистосердечно молятся. Вот они-то и получают в Таинстве Причастия – Благодать Божию – СИЛУ Божию и становятся благочестивыми людьми. В противном случае Христианство исчезло бы давным-давно. Этим оно только и держится в наше время.

Для примера укажу на тот факт, что Духовное сословие, наиболее -- ЧАСТО Причащающееся, ДАЁТ наименьший процент -- Смертности детей и наибольший -- Долголетних старцев. Это сословие наиболее -- ЖИВУЧЕЕ. Объяснять это обеспеченностью нельзя: есть сословия еще более обеспеченные. Больший процент людей умных, талантливых выходят из семейств нравственных, благочестивых. Но это все мало заметно и потому мало убедительно. А мало заметно вот по какой причине. Чтобы выстроить дом, для этого достаточно разве приобрести строительный материал и свалить его в кучу? Сколько ни наваливай материала - дома не будет. Нужен план, нужен архитектор, нужно знать, что, к чему, куда и как класть, нужно обязательно строгое распределение материала. Тогда получится дом.

А между тем, жизнь самого лучшего христианина наших дней представляет собой именно кучу добрых, разрозненных, обрывочных дел, мыслей, одиночных чувствований, отдельных случаев исполнения Таинств и обрядов. Куча иной раз бывает и очень велика. Но строительства нет, и толку от этого материала слишком мало. Вот почему сейчас у нас нет таких христиан, которых, сравнив с прочими людьми, мы могли бы ясно, ярко, неотразительно увидеть всю разницу между людьми, выросшими под воздействием Христианства и вне его. Нет людей, на которых мы могли бы указать пальцем и сказать неверующему: "Прииди и виждь". Нет... но они могут быть, и очень много их могло бы быть, если бы всякому ищущему Бога отвечали не словом: "Веруй", а словом: "Делай"... "Что вы зовете Меня Господи, Господи, и не делаете того, что Я говорю". Эти слова обычно понимают в том смысле, что будто бы Христос требует от нас совершения добрых дел, а не пустого призывания Господа. Не совсем это верно. "Без Меня не можете делать ничего".

Для делания добра -- НУЖНЫ силы. А самые сильные волей люди честно сознаются, что нравственный Евангельский идеал для них -- Недостижим. А вот для того, чтобы сделать то, что говорит Христос о Таинстве Причащения, никаких сил – НЕ НУЖНО. Нужно только придти к Нему. "И приходящего ко Мне не изгоню вон".

Приходите -- Причащаться Святых Тайн -- ЕЖЕНЕДЕЛЬНО, ежедневно. Приходите с Любовью и благодарностью к Богу – без лжи и кощунства. Соединяйтесь со Христом теснее, так, чтобы Тело и Кровь Его -- ВОШЛИ у вас во все ваши суставы, во утробу, в сердце, в душу; и мало-помалу у вас -- ПОЯВЯТСЯ силы ТВОРИТЬ добро. Идите дальше, и вы увидите, как легко делать то, что раньше вам казалось -- Недостижимым, неосуществимым. Продолжайте дальше и станете -- подобны Апостолам… Еще дальше - и "больше сих узрите".

В то время, как люди страдают и бьются в муках религиозного сомнения, какой-нибудь монах, там, где-нибудь в убогой келье какого-нибудь монастыря, не мудрствуя лукаво, живет по букве Евангелия и церковного устава, живет никем не замечаемый и часто презираемый, и вдруг через несколько лет такой жизни начинает творить необычайные дела. Проносится молва о появлении святого. Умирает. Открывают мощи. Люди разделяются на два враждебных лагеря. Одни составляют акафисты и похвалы святому, -- другие насмехаются, во всем заподозривая один обман, невежество.

Если бы обратили на это внимание, то у нас уже имелся бы богатый материал для Великой науки, раскрывающий саму СУТЬ Христианства. И тогда бы мы все дружно пошли за Христом не с завязанными глазами и не со слепой верой, а с верой Разумной и сознательной, и намного быстрей бы пошло дело ВОЗРОЖДЕНИЯ, перерождения людей. Больше стало бы святых, больше чудотворцев, и чудо перестало бы для нас быть "Чудом", а стало бы обычным явлением, потому что каждый мог бы сам творить чудеса, как это было во времена Апостолов. - Тайна Евхаристии непостижима, но что это действительно Тайна, что в ней есть что-то Великое и непостижимое человеческим умом, в этом можно убедиться путем научного изучения тех изменений, которые она производит в организме человека.

Под воздействием этого Великого Таинства причастия в человеке -- УВЕЛИЧИВАЮТСЯ его ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ. Увеличивается и сама ЖИЗНЬ человека, человек СТАНОВИТСЯ – СИЛЬНЫМ, крепким, здоровым, мудрым. Укажу и ещё один всем известный факт, где действие Божией Благодати -- доступно наблюдению и многие видели и знают об этом.

Факт этот -- ОСВЯЩЕНИЕ воды. Вы служите молебен с водосвятием или совершаете крестный ход на реку. Ничего особенного, кроме обычного молитвенного настроения, вы не ощущаете, и вода тоже остается водой с тем же цветом и вкусом, а между тем результат получается поразительный. - Вы разве не обращали внимания?

Освященная вода приобретает свойства, великое значение которых мы поймем тогда, когда представим себе наши реки. Во что обратилась в них вода? Города и села спускают в них все свои отбросы и нечистоты; люди и скот, омываясь, очищают свою грязь. Вследствие этого вода в реках -- кишит болезнетворными всевозможными микробами.

И вот, все эти ЗАРАЗНЫЕ, гнилые начала УНИЧТОЖАЮТСЯ в воде -- МОЛИТВОЙ и святым Крестом. Освященная вода не только ОБЕЗЗАРАЖИВАЕТСЯ, но и приобретает ПРОТИВОГНИЛОСТНЫЕ и лечебные свойства, и кропя этой водой помещения, вы -- ОЗДОРАВЛИВАЕТЕ воздух, производите, так сказать, дезинфекцию. А принимая Святую воду внутрь – вы оздоравливаете и ЛЕЧИТЕ свой организм. Вот это и есть один из самых известных наглядных примеров -- действия СИЛЫ Божией Христовой в нашем мире сегодня.

Оглядываясь на последние 20 с лишним лет, мы понимаем, что мир сильно изменился и продолжает очень быстро меняться. Есть вещи, которые уже трудно повернуть вспять или поставить на их прежние места. Но мир меняется не последние 20 лет, -- мир меняется давно и прошлое столетие стало кардинальным в изменении картины мира. В первую очередь, этому способствовали колоссальные войны и революции.

Но самая главная революция, которая за это время произошла, -- это РЕВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – ПОТЕРЯ людьми веры во Христа, ПОТЕРЯ своих национальных, семейных ценностей и традиций, -- затронувшая всё человечество, и культурное и даже не совсем цивилизованное. Так или иначе этот сдвиг касается и нас, православных христиан.

Что случилось? Что происходит в последнее время? Переоценивается жизнь как таковая, и более всего теряет ценность сам человек -- и в своих собственных глазах, и в общественном сознании; человек как личность, человек-индивидуум, человек как образ и подобие Божие обесценивается. Параллельно происходит и ещё один процесс, связанный с этим очень серьёзно, -- всё обессмысливается. Предается забвению то, чем осознавало себя человечество благодаря приходу Христа в мир. Мир был осмыслен, потому что в мир пришло Слово Божие. Слово стало плотью, и Оно стало главенствовать в человеческом обществе; Евангелие сформировало человеческое сознание последних двух тысячелетий. Христианство осмыслило человеческое существование на Земле, подняло ценность человека на невообразимую высоту, которой до этого не было никогда в мире. И эту ценность человека и человечества отражала культура во всех её проявлениях.

Сейчас же происходит обратный процесс, он катастрофически, обвально идёт вниз. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО -- ДЕГРАДИРУЕТ. Человек -- ПОТЕРЯЛ веру в Бога, а значит, и Смысл, и всякую ценность, потому что, -- если человек не связан с Богом, то он ровно ничего НЕ СТОИТ и не ЗНАЧИТ. В этом случае человек -- это только механизм, только инструмент или винтик, работающий в общей машине ради определённых целей.

Знание -- ЗАМЕНЯЕТСЯ Информацией. Культура познания, культура жизни, в которой человек пытается выражать самые глубокие и серьёзные смыслы, -- полностью ПОДМЕНЯЕТСЯ культурой игры, культурой развлечений и бессмысленной жизнью.

И то, что происходит сейчас, -- есть пришествие ПУСТОТЫ в мир. Казалось бы, Церковь -- это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает культуру смысла. На пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир. Но современное христианство оказалось настолько заражённым, подвластным и уже воспитанным в этой культуре распада, что и мы, приходя в Церковь (а мы же в основном христиане новые, недавние, а не традиционно воспринявшие для себя христианство как плоть и кровь), несём в себе следы этой всеобщей опустошённости. Происходит ПОТЕРЯ христианских ценностей, потеря смыслов, и в этом процессе на место здравого смысла встаёт некая схема. А схема – это не жизнь, это всего лишь -- некий способ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ к жизни.

ХРИСТИАНСТВО: ЖИЗНЬ ИЛИ СХЕМА?

Приходя в Церковь и становясь православными христианами, мы часто идём по очень простому и лёгкому пути, не осознавая, не понимая, не осмысливая до конца то, что с нами происходит. Бывает так, что на вопрос “Почему мы христиане? Почему мы православные? Что для нас значит верить в Бога?” Мы не можем ничего толком сказать. Это только знак того, что мы не приучены во всём искать смысл, отвечать за каждое слово. Мы уже в каком-то смысле продукты Пустоты, продукты Бессмыслицы. Скажем, многие из нас жили в советское время -- время, когда смыслы были затемнены, оболганы и изуродованы; очень многие настоящие смыслы уходили, прятались, а вместо них подавалась ложь, иллюзия, фальшивка. Всё это сейчас очень востребовано, как ни странно, -- оказалось, что даже ценности советского общества были более осмысленны, чем то, ради чего люди живут сейчас во время демократии. Парадокс, но тем не менее это так.

Мы не приучили себя задавать вопросов и искать правильных ответов, а зачастую нам просто лень и нам это не нужно; мы привыкли пользоваться готовеньким, тем, что нам предлагают, и принимать это легко и просто, не оценивая и не осмысляя.

За долгие годы советской власти мы просто -- ПРИВЫКЛИ к тому, что, кто-то ДОЛЖЕН за нас ДУМАТЬ, решать и принимать решения, а своей головой жить и думать мы уже -- НЕ ХОТИМ – это ведь ТРУДНО, да и ОТВЕЧАТЬ придётся за свои поступки и дела, а так, всегда можно – ОПРАВДАТЬСЯ и свалить ВИНУ на других, что дескать это не мы виноваты, а те, кто за нас -- думал и принимал решение.

Мы и сегодня всю полноту Ответственности за свою жизнь – ПЕРЕЛОЖИЛИ на священников – дескать вы сами за нас ДУМАЙТЕ и решайте -- как нам жить и что делать. Хорошо, если священник добрый и мудрый попадётся – он хоть может – ПРАВИЛЬНО наставить на Добрую жизнь и вас в этом тяжком Грехе обличит – заставит раскаяться.

Но ведь встречаются и малоопытные, да и просто равнодушные -- и к людям и к Богу священники, и впавшие в Прелесть гордыни, так называемые «Младостарцы» -- эти священники -- могут только навредить своими наставлениями и усугубить дело. Вот почему Господь и сказал – «Не сотвори себе -- Кумира». Головой надо своей учиться думать.

Удобно жить СТРАУСАМИ, как все – НИЧЕГО не знаю и знать не хочу и ни за что -- НЕ ОТВЕЧАЮ, моя хата с краю! Только вот Господь такого Инфантильного ГРЕШНОГО образа жизни -- не принимает. Потому, когда мы приходим в Церковь, с нами из-за происходят неприятные вещи.

Мы не утруждаем себя поиском смыслов духовной жизни, значения наших поступков, нашей молитвы, нашего участия в Евхаристии, в богослужении, нашего участия в жизни церковной и приходской.

Мы ищем СХЕМУ, и последствия этого бывают страшными и катастрофическими – особенно, когда дело касается -- ВОСПИТАНИЯ наших детей в вере. Мы, оказывается, не Веру, не любовь и уважение к Богу и страх Божий -- своим детям ПЕРЕДАЕМ, а мы ПЕРЕДАЁМ им уже готовую СХЕМУ – способ, как можно спокойно жить и быть Православными – то есть УЧИМ детей – КАЗАТЬСЯ Православными.

Ведь Покаяние есть один из глубочайших моментов серьезного осмысления и понимания своей жизни в Боге, и именно Покаяние -- даёт человеку возможность по-настоящему себя увидеть, осознать, осмыслить, оценить. То есть на деле, в жизни при попытке передать наш опыт следующему поколению, этот наш христианский опыт – оказывается мёртвым, пустым, нежизненным.

Когда мы переходим к тому, чтобы что-то ПЕРЕДАТЬ другому, мы это делаем в виде некоей. схемы, и… часто очень неудачной. Скажем, придя к Богу в моменты осмысленные и осознанные, мы потом всё очень быстро превращаем сами для себя в лёгкий путь, то есть в схему. Например, исповедь, которая для многих людей -- ПРЕВРАТИЛАСЬ именно в такую Схему. И вот, мы читаем книги с бесконечным перечислением грехов, составляем списки грехов, как будто -- ЗАПОЛНЯЕМ квитанцию в прачечную, стараемся, чтобы эти грехи были как можно подробнее перечислены и высказаны священнику.

Превращаем саму Исповедь -- в некий особый ПРОПУСК к Причастию: вместо Покаяния -- формируем Схему, забывая о главном – о настоящем СМЫСЛЕ Покаяния.

Зачем мы тогда -- вообще ходим на Покаяние? Только для того, чтобы только Причаститься – и этим ИСПОЛНИТЬ некий ОБРЯД? Но Господь -- не Благословляет подобное Причастие – ради Причастия – и пользы от этого человеку – НЕ БУДЕТ.

Или мы действительно идём на Исповедь – вдумчиво РАБОТАТЬ над собой, над своими Недостатками -- и ИСПРАВЛЯТЬ самих себя?

Когда же дело касается молитвы, то мы ЗАПИРАЕМ молитву только -- в Молитвенное правило и не осознаём -- почему оно такое? Почему оно состоит из этих молитв? Зачем нам их читать? Что значит три канона? Что значит то или иное слово? И всё это происходит только потому, что мы -- НЕ ХОТИМ самостоятельно думать, нам некогда не думать, не молиться, у нас много других важных и интересных дел, к примеру, тот же телевизор или хлопоты по дому. Зачем нам лишние проблемы?

Молитва для нас -- дело очень СКУЧНОЕ – надо ПОБЫСТРЕЙ Прочитать Молитвенное правило и можно со спокойной душой приниматься за все свои дела. Часто мы читаем слова, смысл которых не понимаем, да и не нужно нам это. Например, каждый вечер мы каемся в мшелоимстве, но что это такое, подавляющее большинство -- не знает, и самое горькое -- не утруждает себя тем, чтобы это узнать. Это один из маленьких примеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: