Японские церемониальные мечи

Строение меча (справа), схематично.

Церемоніальні мечі. Призначення та конструктивні особливості.

Строение меча очень простое: длинный клинок с рукоятью на одном конце. Однако это оружие имеет множество форм и возможностей применения. Оно более удобное и тонкое, чем топор — один из его близких предшественников. Меч пригоден для нанесения и колющих, и рубящих ударов, для парирования ударов противника. Будучи длиннее кинжала и не так легко скрываем, меч во многих культурах считался благородным оружием. Он более чем какой-либо иной вид оружия пользовался особым статусом — и как произведение искусства, и как фамильная драгоценность, и как символ войны, правосудия, чести и славы.

a) Эфес b) Клинок c) Навершие d) Рукоять e) Гарда (перекрестье) f) Лезвие g) Острие

Mеч в мифологиях наделяется специфически амбивалентной семантикой, сводимой к основному противопоставлению жизнь — смерть. С помощью меча отсекается все недостойное и бесплодное, «всякое дерево, не приносящее доброго плода», тем самым охраняется в форме библейского рая область бессмертия и вечной жизни. Меч при этом символизирует начало высшей справедливости. Подобная амбивалентность мифологически интерпретируется сближением меча (с лезвием и рукоятью, разделенными эфесом) с одним из наиболее емких символов — крестом. С этим связана сфера значений меча как символа единения, союза: пожалованием меча в средние века сопровождалось принятие в рыцарское братство; положив руку на меч, произносили клятвы, обусловливавшие жизнь или, в случае их нарушения, смерть человека. Культ меча (японская традиция, средневековая рыцарская субкультура) способствовал тому, что меч приобрел и церемониальное и ритуальное значение, например, при посвящении в рыцари.

Существовали мечи, не имевшие боевого назначения. Это было церемониальное оружие, бывшее атрибутом коронаций, бракосочетаний, пышных процессий и т. п. Восторженный трепет толпы вызывали церемониальные мечи, которые несли перед монархами и другими августейшими особами.

Изображения на клинке расположены таким образом, что их лучше всего рассматривать, когда они расположены острием вверх. Вероятно, это также указывает на церемониальные функции оружия, которое выносили острием вверх.

Мечи, как церемониальное оружие изготавливались по заказам владетельных особ, представителей высших военных кругов и гражданской администрации, а также по случаю знаменательных событий изготавливались и в XVIII - ХIХ вв. Как правило, они имели характерные для эпохи классицизма формы романских античных мечей. Их украшения отличались подчеркнуто парадным характером.

Сегодня мечи изготавливаются по случаю наиболее важных дат для самых значимых людей и вручаются как символические награды и дары высшей степени. Ни одна оружейная коллекция не обходится без искусно изготовленного и богато оформленного меча. Часто одновременно с мечом и в комплект к нему создается щит, являющийся основой главного символа обладателя - государственного или фамильного герба

Церемониальные мечи раннего периода: тамаки-но тати

Уже в таком раннем периоде японской оружейной истории, как VI – VII века, появляется понятие «церемониального меча». Так, знать периода Нара поголовно носила роскошные церемониальные мечи и кинжалы, вплоть до того, что в книгах упоминается, как при замужестве молодым знатным девушкам в приданое полагался кинжал тосу.

Длинный меч тамаки-но тати – один из таких парадных мечей того времени. Тамаки-но тати был буквально усыпан самоцветами, дорогой парчой, золоченой кожей, цветными перьями, и т.д. Древняя хроника с восторгом описывает эту дорогую игрушку: тамаки-но тати знатного сановника: «Рукоять прекрасного меча была инкрустирована самоцветами пяти цветов, а в специальные отверстия были продеты восемь маленьких колокольчиков и две подвески с крупными драгоценными камнями». Упоминается и церемониальный меч сугару-но тати, «украшенный перьями ибиса и в четырех углах прошитый особыми петлями, в которые был продет пятицветный шнур». В коллекции Сесоин имеется реальный меч «Кингиндэнсо кара-тати» (в переводе «Китайский меч в золоте и серебре») императора Сему (724-749 гг.), который дает понять, насколько богато и красиво отделывалось церемониальное оружие в ту эпоху. Вот цитата из его официального описания: «Меч, сделанный в Кара, инкрустированный золоченым серебром, клинок 2 сяку 6 сун 4 бу [84,4 см], обоюдоострый, прямой, рукоять обернута самэ, ее навершие из множества завитков, словно вьющийся плющ, мэнуки в том же стиле, какэ белой кожи, обитори лиловой кожи, отделанные белым и черным шелком. Поверхность металлических деталей инкрустирована золотыми пятнышками, лазурными, красными и зелеными бусинками. Ножны имеют рисунок цветов, облаков и животных, выполненный золотым лаком на черном фоне».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: