Понятие законности. Система и общая характеристика организационно-правовых способов обеспечения законности

Глава VII

Преступления против порядка использования военно-технических средств

Военная служба предполагает обращение военнослужащих с различными видами оружия, боеприпасов, радиоактивных, взрывчатых и иных веществ и предметов военного предназначения, обладающих высокими поражающими свойствами и представляющих вследствие этого повышенную опасность для окружающих. Кроме того, военная служба сопряжена с использованием боевой и специальной техники, летательных аппаратов и военных кораблей, являющихся источниками повышенной опасности. Поэтому нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности может повлечь гибель людей, причинение вреда их здоровью, уничтожение военной техники и другие тяжкие последствия. Это обстоятельство требует установления строгого контроля за четким соблюдением правил обращения с названными предметами и наказания лиц, допускающих эти нарушения при обращении с ними в процессе их использования.

В УК РФ предусмотрена ответственность за следующие преступления против порядка использования военно-технических средств:

– нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ);

– нарушение правил вождения и эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ);

– нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ);

– нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ).

В гл. 27 УК РФ также предусмотрена ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 263 – 271 УК РФ), среди которых есть преступления, сходные с теми, за которые установлена уголовная ответственность ст.ст. 350 – 352 УК РФ. Отличие состоит в том, что деяния, предусмотренные ст.ст. 350 – 352 УК РФ, посягают на воинский правопорядок, обеспечивающий правильное вождение и эксплуатацию военной техники в процессе ее использования по боевому предназначению.

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ). Нарушение установленных правил и требований безопасности при обращении с оружием, другими военно-техническими средствами ослабляет боевую готовность воинских частей и подразделений, причиняет существенный физический, материальный, моральный и организационный вред: гибель людей, причинение вреда здоровью граждан, повреждение и уничтожение военной техники и другого военного имущества, вред гражданским объектам и окружающей среде, срыв военных мероприятий, дезорганизация жизни, быта и военного обучения, другие тяжкие последствия.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ, является установленный в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах безопасный порядок обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, который определен и урегулирован воинскими уставами и другими нормативными актами (наставлениями, руководствами, курсами стрельб, положениями, инструкциями и т. д.), содержащими совокупность правил, обеспечивающих безопасное обращение с оружием, боеприпасами и другими предметами, указанными в ст. 349 УК РФ, как для лиц, их эксплуатирующих, так и для окружающих.

Предметами, нарушение правил обращения с которыми образует состав преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ, являются оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые и иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении действия или бездействия, нарушающего правила обращения со средствами, представляющими повышенную опасность для окружающих и указанными в ст. 349 УК РФ, заключающегося в невыполнении или ненадлежащем выполнении установленных приемов либо несоблюдении установленной последовательности действий с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, в процессе их использования, а равно в нарушении правил, обеспечивающих безопасность при обороте (хранении, транспортировке, уничтожении и т. п.) указанных средств; наступлении вредных последствий для людей, военной техники и иных объектов, а также причинной связи между нарушением и наступившими последствиями.

Повышенная ответственность за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть одного человека либо двух и более лиц, установлена в чч. 2 и 3 ст. 349 УК РФ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины.

Субъектом нарушения правил обращения с оружием и боеприпасами является любой военнослужащий, проходящий военную службу по призыву или по контракту, который при исполнении обязанностей военной службы в силу тех или иных обстоятельств получил возможность пользоваться ими в законном порядке либо с нарушением правил оборота (похитил, нашел и т. д.). Субъектом нарушения правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, являются не все, а только отдельные категории военнослужащих, которым эти вещества и предметы вверены для служебного пользования либо которые в силу занимаемого служебного положения имеют доступ к ним.

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ). Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, является установленный порядок вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, обеспечивающий их безопасность для граждан (включая военнослужащих) и поддержание боевых, специальных и транспортных машин в постоянной готовности для применения их по назначению.

К боевым машинам относятся машины, составной частью которых является оружие (пушка, пулемет и т. п.): танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, ракетные установки и другие машины, предназначенные для буксировки средств ведения боя (артиллерийские тягачи, машины, перевозящие аппаратуру управления огнем и т. п.). К специальным машинам относятся самодвижущиеся технические средства, призванные обеспечить ведение боевых действий войсками: инженерные машины (траншеекопатели, бульдозеры, корчеватели, машины, осуществляющие перевозку понтонов для наведения переправ, и т. п.), санитарные машины, походные ремонтные мастерские и т. п. К транспортным машинам относятся машины, предназначенные для перевозок личного состава, подвоза оружия, боеприпасов, военно-технического имущества, горюче-смазочных материалов, продовольствия, вещевого и иного имущества для хозяйственно-бытового обеспечения войск.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 350 УК РФ, состоит из общественно опасного действия или бездействия в виде нарушения правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных военных машин, наступивших последствий и причинной связи между ними.

Под нарушением правил вождения военных машин понимается невыполнение нормативных предписаний, обеспечивающих безопасность вождения данных военно-технических средств (превышение скорости движения, нарушение правил обгона, движение на запрещающий сигнал, регулирующий движение, и т. п.). Нарушение правил эксплуатации выражается в нарушении обязанностей по созданию и обеспечению условий для безопасного использования военных машин (допуск к управлению лиц, не имеющих права на управление машиной, выпуск в рейс технически неисправной машины и т. п.).

В качестве преступных последствий нарушения как правил вождения, так и правил эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин ст. 350 УК РФ предусматривает: причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью (ч. 1); причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2); причинение по неосторожности смерти двум и более лицам (ч. 3). Причинная связь между нарушением правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины и последствиями, указанными в ст. 350 УК РФ, является обязательным признаком данного состава преступления.

Субъективная сторона нарушения правил вождения и эксплуатации боевых, специальных машин характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом нарушения правил вождения боевой, специальной и транспортной машины может быть любой военнослужащий, законно или незаконно оказавшийся за рулем, рычагами управления военной машины. Субъектом нарушения правил эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является лишь тот военнослужащий, на которого нормативными актами или приказом начальника возложена обязанность их соблюдения (должностные лица технической службы, старшие машин, командиры танков, других самодвижущихся машин, начальники контрольно-технических пунктов, дежурные по паркам и др.).

Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ). Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ, является порядок производства полетов военных летательных аппаратов, подготовки к полетам (аэродрома, экипажа, летательного аппарата, службы безопасности обеспечения полетов) и боеспособность летательных военных аппаратов.

Под летательными аппаратами понимаются технические устройства, состоящие на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации, специально сконструированные для полета в атмосфере и космосе под воздействием входящей в устройство силовой установки: это все типы пилотируемых и беспилотных средств (самолеты, вертолеты, дирижабли, космические корабли и т. п.), летательные аппараты, поддающиеся управлению во время полета.

Объективная сторона рассматриваемого преступления включает в себя нарушение правил полетов, подготовки к полетам и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов; последствия нарушения правил полета, подготовки к полету или иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов и причинную связь между совершенным нарушением правил и наступившим вредным последствием.

Под нарушением правил понимается совершение действия или бездействия, противоречащего правилам полета, подготовки к полету или иным правилам эксплуатации военных летательных аппаратов (допуск к полету в сложных метеорологических условиях неподготовленного экипажа, нарушение командиром корабля высоты полета (коридора), ошибка штурмана в определении места нахождения самолета, заправка летательного аппарата некачественным топливом и т. д.).

Последствие как признак объективной стороны рассматриваемого преступления – смерть человека или иные тяжкие последствия (гибель летательного аппарата, причинение крупного материального вреда, срыв выполнения боевого задания и т. п.). Причинная связь между допущенным нарушением правил полета или подготовки к нему или иных правил эксплуатации военного летательного аппарата и фактическим наступлением последствий, указанных в ст. 351 УК РФ, является обязательным признаком рассматриваемого преступления.

Субъективная сторона нарушения правил полетов, подготовки к полетам и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов может выражаться только в неосторожной форме вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом нарушения правил полетов может быть военнослужащий, непосредственно осуществляющий управление начавшим движение аппаратом или его полетом в воздушном пространстве в порядке исполнения обязанностей по военной службе (командир корабля, член летного экипажа, руководитель полета, дежурный по аэродрому). Субъектом нарушения правил подготовки к полету может быть военнослужащий, нарушивший правила подготовки летательного аппарата к полету (член технического экипажа самолета). Субъектом нарушения иных правил эксплуатации может быть военнослужащий, в обязанности которого входит заправка самолета топливом, обеспечение командира экипажа сводкой о метеорологической обстановке, осуществление радиотехнического обеспечения полета самолета и т. п.

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ). Непосредственным объектом данного преступления является установленный воинский порядок безопасного вождения и эксплуатации кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации, обеспечивающий их постоянную боевую готовность, безопасность для людей, самих кораблей и иного имущества и использование по их прямому назначению в мирное и военное время.

Кораблями Военно-Морского Флота Российской Федерации признаются боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 352 УК РФ, выражается в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военного корабля, наступлении предусмотренных ст. 352 УК РФ последствий и причинной связи между нарушением и наступившим последствием.

Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и т. п.). Нарушение правил эксплуатации может выражаться в использовании ненадлежащего топлива, неприведении в готовность к использованию противопожарного оборудования, ненадлежащем размещении на борту десанта, вооружения и боевой техники и т. п., повлекшем наступление последствий, указанных в ст. 352 УК РФ.

Последствия нарушения правил кораблевождения или эксплуатации корабля выражаются в причинении по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий. Причинная связь – обязательный признак объективной стороны рассматриваемого состава преступления.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом нарушения правил вождения может быть командир корабля, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля. Субъектом нарушения правил эксплуатации корабля, помимо названных должностных лиц, могут быть лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля, если допущенные ими нарушения причинили вред безопасности движения корабля и обусловили наступление указанных в ст. 352 УК РФ последствий.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите виды преступлений против порядка использования военно-технических средств и дайте их общую характеристику.

2. Охарактеризуйте преступление «нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих».

3. Назовите основные черты воинского преступления «нарушение правил вождения и эксплуатации машин».

4. Дайте характеристику воинского преступления «нарушение правил полетов или подготовки к ним».

5. Раскройте квалифицирующие признаки преступления «нарушение правил кораблевождения».

ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Одним из центральных понятий военной администрации и юриспруденции в целом является законность, которая в широком смысле означает принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Существует также понятие «режим законности», включающее наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и активную реализацию содержащихся в данных актах правовых норм в соответствии с целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства[62].

Применительно к военной организации государства под законностью понимается неуклонное и точное выполнение органами военного управления, должностными лицами, всеми военнослужащими требований законодательства; это государственно-правовой режим, утверждающий правопорядок, четкую организацию жизни и деятельности Вооруженных Сил, систему контроля и надзора за соблюдением законов, пресечение правонарушений, восстановление законных прав военнослужащих и воинских частей[63].

Законность в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет две тесно взаимосвязанные стороны:

а) наличие системы качественных законов и иных нормативных правовых актов, которые являются условием, предпосылкой, нормативной основой законности;

б) реальное воплощение требований законодательства в практической деятельности органов военного управления, должностных лиц, всех военнослужащих.

Ключевым словом, определяющим изначальный смысл и суть законности, является слово «соблюдение»[64], поскольку речь идет о соответствии действий всех участников общественных отношений, складывающихся в воинской среде, требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее.

Наиболее полно смысл и социальное предназначение законности проявляются в ее принципах, под которыми понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и с внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т. д.).

К основным принципам законности относятся:

1) единство законности, которое означает, что она должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны, во всех воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от вида и рода войск Вооруженных Сил, от военного округа (флота), в котором проходит военную службу военнослужащий. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Для законности как единого общегосударственного режима не должны иметь никакого значения местные условия, специфика, различия, поскольку такие особенности учитываются как в самих законах, так и в нормативных правовых актах, издаваемых Минобороны России. Требования же законности одинаковы везде и для всех;

2) недопустимость противопоставления законности и целесообразности, которая означает, что в процессе соблюдения, исполнения и применения законов нельзя подменять законность целесообразностью, поскольку высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, если он принят и действует. Если же правоисполнители и правоприменители в Вооруженных Силах будут каждый по-своему оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться требованиями данного закона или не руководствоваться, то никакого правопорядка в армии установить будет невозможно. По сути, как справедливо указывается в юридической литературе, речь идет о презумпции целесообразности закона, так как нецелесообразных законов в принципе не должно быть[65]. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо. Если же нормативный правовой акт устарел, отстал от жизни или оказался неудачным, несовершенным, то его следует отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему усмотрению. Отдельно взятый военнослужащий или должностное лицо не вправе «исправлять» закон. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, нормативного правового акта, которые во многих случаях предоставляют возможность командирам и самим военнослужащим действовать по усмотрению, исходя из обстоятельств («разрешенная целесообразность»)[66];

3) неотвратимость наказания за нарушение закона, которая исходит из давно проверенной практикой истины о том, что соблюдение законов, а следовательно, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью;

4) принцип верховенства закона, который проистекает из безусловного приоритета закона над всеми иными нормативными правовыми актами, носящими подзаконный, т. е. подчиненный по отношению к закону, характер. Указанные акты должны издаваться только на основе закона и в соответствии с ним, в его развитие, для его конкретизации. Особое место среди законов занимает Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность;

5) принцип защиты прав и свобод человека, который означает, что главное в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц – это уважение и всемерная защита прав военнослужащих, борьба с нарушениями этих прав. Данный принцип основан на конституционном требовании о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти (ст. 2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Результатом воплощения законности во всех сферах общественной жизни является правопорядок, который является одной из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями[67].

Понятия «законность» и «правопорядок» соотносятся как причина и следствие: есть законность – есть и правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативные правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются, т. е. имеет место законность, то результатом такого положения является четкий правопорядок.

В свою очередь, воинский правопорядок представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в Вооруженных Силах Российской Федерации на основе норм общего и военного законодательства, и является неотъемлемой частью общественного порядка.

Понятия «общественный порядок» и «правопорядок» соотносятся как целое и часть; различия между ними состоят в следующем:

а) они не совпадают по своему происхождению: если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок как политико-юридическое явление возникает значительно позже, когда возникают публичная власть, право, законы; он является неотъемлемым атрибутом государства;

б) у них разная нормативная основа: если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

в) они по-разному обеспечиваются: если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – на силу общественного мнения, на меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым – влияние (давление) всего общества;

г) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором – только меры морального характера;

д) правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу: последний по указанным выше причинам гораздо шире первого[68].

Характер воинского правопорядка зависит от характера и состояния правопорядка в стране в целом, от предназначения вооруженных сил, которое определяется конституцией государства и его военной доктриной. В Вооруженных Силах Российской Федерации воинский правопорядок является важнейшей основой их жизнедеятельности и необходимым условием поддержания постоянной боевой готовности. Он характеризуется реальным использованием и реализацией военнослужащими прав и свобод и выполнением обязанностей, предусмотренных действующими в государстве общим законодательством и законодательством военным.

Особенности воинского правопорядка определяются специфическим характером общественных отношений, которые складываются в Вооруженных Силах Российской Федерации в связи с обеспечением военной безопасности государства. Данная специфика заключается в том, что военная служба – особый вид государственной службы, где уклад жизни, быт и деятельность личного состава детально регламентированы, военнослужащие обладают специфическим статусом, реализация их прав обусловлена определенными ограничениями, на военнослужащих возлагается повышенная юридическая ответственность, а выполнение обязанности по защите Отечества нередко связано с риском для жизни. Составной частью воинского правопорядка является уставной порядок, под которым понимается система отношений между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.

Воинский правопорядок – это объективная необходимость и закономерность развития Вооруженных Сил Российской Федерации и служит образцом для военнослужащих в выборе ими поведенческих решений. Воинский правопорядок требует, чтобы отношения между военнослужащими строились на началах социальной справедливости, товарищеской взаимопомощи и дружбы. Он базируется на высокой сознательности и организованности военнослужащих, на их глубокой убежденности в справедливости и целесообразности правил, установленных нормативными правовыми актами. Поэтому поддержание в армии и на флоте твердого воинского правопорядка предполагает как решительную борьбу с правонарушениями, отступлением от требований законов, Военной присяги, воинских уставов, так и постоянное правовое воспитание военнослужащих.

Основными организационно-правовыми способами обеспечения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:

а) контроль;

б) надзор;

в) право жалобы.

Контроль и надзор – понятия, близкие по смыслу, но не тождественные: (контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки; надзирать – наблюдать с целью присмотра, проверки; надзор – группа лиц, орган для наблюдения за кем-нибудь или чем-нибудь)[69].

В административном праве различия контроля и надзора проводятся по четырем критериям:

1) по наличию организационной подчиненности проверяющего и проверяемого;

2) по объекту проверки;

3) по пределам вмешательства субъекта проверки в деятельность проверяемого;

4) по последствиям проверок[70].

Контроль в Вооруженных Силах Российской Федерации представляет собой комплекс плановых мероприятий, проводимых в целях проверки состояния боевой готовности, оперативной и боевой подготовки (учебного процесса), выполнения личным составом воинских частей (кораблей), соединений, учебных заведений и учреждений Вооруженных Сил положений уставов и наставлений, директив, приказов и распоряжений командиров (начальников)[71].

Надзор – одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают судебный, конституционный, прокурорский надзор, различные виды административного надзора.

Право жалобы военнослужащих является составной частью конституционного права граждан на защиту своих прав и свобод и включает право обращений с жалобой в государственные органы; право на обжалование в суд неправомерных решений и действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц; право на обращение с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Из указанного определения вытекают три основных способа реализации военнослужащими права жалобы:

– внесудебный порядок, т. е. обращение военнослужащего с жалобой в государственный орган, к должностному лицу, вышестоящему в порядке подчиненности по отношению к тому, чьи действия обжалуются (административный порядок); обращение с жалобой в специально учрежденные государственные органы, компетентные рассматривать жалобы граждан.

– судебный порядок, т. е. обращение военнослужащего с заявлением об обжаловании неправомерных действий в органы судебной власти Российской Федерации;

– международный порядок, т. е. обращение военнослужащего с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (основным таким органом является Европейский Суд по правам человека).

Каждый командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам и несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие по ним соответствующих мер.

Командир (начальник) обязан:

а) обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений в подчиненных органах военного управления и подчиненными ему должностными лицами;

б) принимать и в пределах предоставленных ему прав в установленные сроки разрешать[72] обращения заявителей;

в) внимательно разбираться в существе обращения, при необходимости истребовать документы для правильного разрешения просьбы заявителя, направлять должностных лиц на места для проверки и принимать другие меры по объективному, полному и всестороннему рассмотрению обращения;

г) принимать законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

д) рассмотреть полученное обращение и если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу);

е) если прав, предоставленных командиру (начальнику), недостаточно для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в семидневный срок направить обращение вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу в установленном порядке;

ж) принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях;

з) сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях, когда просьбы заявителей не основываются на действующем законодательстве, давать подробные разъяснения о правовом разрешении поставленных вопросов;

и) предоставлять полную и объективную информацию о состоянии работы с обращениями граждан в вышестоящие органы военного управления и должностным лицам, осуществляющим проверку этой работы.

Запрещается пересылать обращения на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении обращения в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель. При рассмотрении предложения (заявления, жалобы) не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в его рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего или другого гражданина без их согласия.

Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ установлены следующие сроки работы с письменными обращениями граждан:

1) регистрация обращения осуществляется в течение трех дней с момента поступления в воинскую часть, в орган военного управления, воинскому должностному лицу;

2) если решение вопросов, содержащихся в обращении, не входит в компетенцию данной воинской части, органа военного управления, воинского должностного лица, то такое обращение в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в иную воинскую часть, в иной орган, иному должностному лицу. О переадресации обращения обязательно уведомляется его автор;

3) если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких воинских частей, органов военного управления или воинских должностных лиц, с такого обращения снимается необходимое количество копий, которые в течение семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие воинские части, органы военного управления и воинским должностным лицам с запросом о представлении необходимых документов и материалов. Указанные воинские части, органы военного управления и воинские должностные лица в течение 15 дней со дня получения запроса обязаны представить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения;

4) рассмотрение обращения, относящегося к компетенции данной воинской части, органа военного управления, воинского должностного лица, осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации;

5) в исключительных случаях, а также в случае направления запросов в иные воинские части, органы военного управления и воинским должностным лицам о представлении необходимых документов и материалов срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. О продлении срока обязательно уведомляется автор обращения.

Контрольные вопросы и задания:

1. Сформулируйте понятие законности и ее основные черты.

2. Охарактеризуйте основные принципы законности.

3. Раскройте понятие «правопорядок» и его соотношение с понятием «законность».

4. Назовите основные организационно-правовые способы обеспечения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

5. Раскройте порядок рассмотрения обращений в Вооруженных Силах Российской Федерации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: