Организационно-методические указания

Упражнения в учебных, учебно-тренировочных и воль­ных боях на счет играют решающую роль в воспитании фехтовальщика. Из 40 и более видов боев, описанных ранее (8 с технической и технико-тактической доминан­той, 13 по преимуществу тактических и около 19 боев, направленных на специальную боевую подготовку), предназначены для совершенствования необходимых качеств и умений на протяжении длительного времени, и только после того, как тренируемым боевым действием спортсмен овладеет, успешно используя его в учебно-тре­нировочных боях, начальную задачу следует считать вы­полненной.

Учебные бои, включая вольные поединки, проводимые как по заданию тренера, так и самостоятельно, по объему использования их в тренировочном процессе и с учетом того, что они приближены по характеру к соревнователь­ным, должны для спортсменов высших разрядов стать основным видом упражнений в процессе организованно­го урока по фехтованию при руководящей роли тренера.

У спортсменов 1-й и 2-й групп учебно-тренировочные бои должны преобладать над боями «на счет».

В повседневной работе многих тренеров отсутствует подчас самое главное в подготовке спортсмена — обуче­ние вольному бою и его составной части — тактике, так как учебно-тренировочные бои проводятся неправильно, без вмешательства и контроля тренера-педагога.

Продолжительные вольные поединки (когда тренер занят индивидуальным уроком с одним учеником) при отсутствии у фехтовальщика навыков самостоятельной работы и самоконтроля часто ведут к отрицательным результатам, к ошибкам в технике, неверным двигатель­ным и тактическим стереотипам. Поэтому тренер должен понимать теорию тактики, не путаться в терминологии сложной системы боевых действий, а главное — быть энтузиастом в организации по-настоящему учебных боев, не подменяя их боями «на протокол».

Упражнения в учебных боях могут проходить как часть общего урока по фехтованию, что не исключает, а, наоборот, предполагает специальные уроки, посвящен­ные только учебно-тренировочным боям; в обоих случаях тренер должен активно участвовать в практическом творчестве своих учеников путем заданий, поправок их техники, замечаний по тактике остановки боя с разбором возникшей ситуации в судейском аспекте или технико-тактических нюансов, индивидуально подходя к каждому из спортсменов.

Практика передовых коллективов и сборной команды страны показала, насколько уместен день учебных боев в недельном цикле тренировки. В этот день тренер по заранее разработанному плану организует учебно-трени­ровочные и вольные бои, имея возможность самому ви­деть в боях достижения и недостатки своих учеников за определенный отрезок тренировочного цикла, сделать выводы для дальнейшей работы в индивидуальных уро­ках и парных упражнениях.

В обычные тренировочные дни при наличии в зале двух тренеров бригады целесообразно заниматься одному из них парными упражнениями и учебными боями, а другому — давать индивидуальные уроки. Если в зале находится только один тренер, даже для спортсменов высших разрядов можно рекомендовать уроки по 15—25 мин с параллельными заданиями ученикам и более актив­ным наблюдением и разбором в паузах учебных боев и парных упражнений, суть которых они должны отлично знать.

В соревновательном периоде тренер, предварительно изучив систему, объем и периодику предстоящих сорев­нований, обязан хотя бы один раз построить тренировоч­ный цикл, моделируя эти соревнования. Если даже мара­фонец помимо применения всех методов тренировки в определенный период цикла пробегает полностью всю свою дистанцию, то фехтовальщик в тренировочных боях, сочетая их с участием в небольших соревнованиях по вре­мени, интенсивности и системе проведения, обязан воспро­извести предполагаемую модель соревнований (по воз­можности практикуя смену утренних и вечерних часов тренировки).

Чтобы повысить эмоциональную заинтересованность учеников и привить им различные технические и такти­ческие навыки, в учебных боях рекомендуется постоянная смена партнеров. Посещение тренировки спортсменов других коллективов — обязательный элемент учебной и организационной работы хорошего тренера.

Правильно определив возможности и целесообраз­ность задач, которые необходимо решать в бою с кон­кретным партнером, можно всегда обоюдно облегчить или усложнить применение различных боевых действий избранием того или иного вида учебного боя.

Учебно-тренировочные бои даже с более слабым по уровню мастерства противником приносят определенную пользу обоим партнерам. Со спортсменом, уступающим по степени подготовленности, следует шлифовать свои слабые технические места, рассматривая его как тренера, плохо и не вовремя подающего оружие. Тренировка с более сильным противником расширяет тактические умения, требует максимальных напряжений, при кото­рых удается проверить степень применения своих излюб­ленных и «пусковых» боевых действий; напротив, техни­ческое совершенствование, освоение нового материала проходят медленнее, чем при работе со слабым противником.

Подбор спарринг-партнеров на учебные бои должен проводиться тренером с учетом конкретных задач. Так, если перед спортсменом поставлена цель совершенство­вать контратаки, то лучшим партнером ему будет фехто­вальщик, много и бурно атакующий сложными атаками; для отработки нижних защит лучше подобрать партнера, поражающего преимущественно нижние секторы, и т. д.

Малоинициативным спортсменам или спортсменам, проявляющим склонность к пассивному бою и работаю­щим на ошибках противника, на первых порах рекомен­дуются поединки, где по условиям проведения схваток они обязаны больше атаковать и применять другие дей­ствия, направленные на развитие активности и смелости. Спортсменов с легковозбудимой нервной системой необ­ходимо ставить в положение, требующее сдержанности и строгого выполнения приемов. Упражнения в условиях, спровоцированных защитных действиях, на выполнение тактических ловушек, связанных с логическими умоза­ключениями, более всего способствуют приобретению самообладания и смелости.

Тренер должен знать все группы учебных боев, цели и задачи, преследуемые каждым из них, способности и степень выученности своих учеников, чтобы подбирать конкретные приемы в этих боях, обеспечивающие спор­тивный рост своих подопечных.

Учебные бои (конечный результат не является целью поединка) могут при неверном их использовании при­вести к тому, что у спортсмена, добросовестно выполняю­щего трудное для него задание тренера и поэтому часто проигрывающего, создается неправильное мнение о яко­бы явном превосходстве над ним противника — мораль­ном факторе, нежелательном в условиях соревнователь­ного боя. Чтобы учебная настроенность не приводила к выхолащиванию одного из важнейших стимулов роста мастерства — спортивного самолюбия, каждая группа учебных боев со спарринг-партнером должна обязательно заканчиваться вольным боем «на счет», в котором сопер­ники применяют приемы, приносящие им успех, отказы­ваясь от тех действий, которые еще разучиваются и не твердо вошли в их выигрышный арсенал. Здесь во имя победы тренер должен снисходительно смотреть на неко­торые искажения техники в выполнении приемов.

Вольные бои «на счет» для более сильного фехтоваль­щика должны быть по преимуществу экспериментальны­ми, где он опробует новые варианты тактического обманывания, применительные к данному конкретному бойцу, совершенствует «пусковые» и излюбленные средства нападения и обороны, а иногда, при сильно разнящемся уровне подготовленности, выполняет свои учебные зада­чи, переходя к выигрышным комбинациям только в слу­чаях критического для него счета. Таким образом, один и тот же вольный бой на результат в некоторых случаях может быть учебным для сильного партнера и соревнова­тельным для слабого.

При ведении длительного учебного боя с одним партне­ром иногда рекомендуется, не предупреждая противника, вести счет «про себя». Такие периодически вкрапленные в учебный бой эпизоды борьбы на результат часто необ­ходимы как средство поддержания психологической уверенности в результативности тренируемых приемов.

Соревновательная обстановка (счет в боях «на прото­кол») способствует тому, что более слабый спортсмен ведет бой собранней, ответственней относится к соблю­дению дистанции и выбору из своего «аварийного» запа­са проверенных боевых действий, обычно приносящих ему успех, т. е. становится полезным партнером. В свою очередь, это дисциплинирует сильного партнера, а преи­мущество в опыте, технике и тактике позволяет ему успешно решать учебные задачи, не забывая о счете боя. Даже в некоторых официальных соревнованиях небольшо­го масштаба, в предварительных группах, особенно в под­готовительный период, сильный боец в отдельных, нереша­ющих боях может успешно реализовать свои учебные задачи, прибегая к полному использованию своих средств в случае критического счета, так как при современной системе проведения соревнований при «туре выбывания» и дальше значение имеет коэффициент участника, полу­ченный в последних двух турах.

Правилами соревнований по фехтованию в СССР участникам запрещено совмещение в видах оружия. Однако это не значит, что в учебных боях не может соревноваться женщина против мужчины (на рапирах), или саблист против шпажиста, или шпажист-пятиборец против шпажиста-фехтовальщика.

Подобные общения в учебных боях особенно реко­мендуются в условиях острого дефицита партнеров на тренировочных занятиях. В обязанности тренера входит выбор учебных боев и подбор партнеров по задачам, которые решают спортсмены в данной ситуации. Но трудно согласиться, что хорошо, когда в соревнователь­ных боях у пятиборцев девушки на тяжелых шпагах выступают против мужчин. Это противоречит смыслу физической культуры вообще и спортивной этике в част­ности.

Каждый вид учебно-тренировочного боя имеет свои положительные и отрицательные стороны и поэтому не является всеобъемлющим упражнением, способным ре­шить все задачи становления фехтовальщика. Более того, увлечение одним из видов боев приводит к ненужной гипертрофии одних качеств в ущерб другим. Задача тренера — в занятиях, эмоционально интересных, умело сочетать перечисленные виды учебно-тренировочных боев между собой и с вольными боями для решения по­ставленных задач по отработке определенных технико-тактических действий.

В день боев для 3-й и 2-й групп спортсменов жела­тельно проведение многотуровых учебных соревнований с подведением итогов к концу тренировки. Например: 1-й тур — учебно-тренировочный бой на правильную технику, 2-й тур — на поражение заданного сектора, 3-й тур — на вариативность одного боевого приема, 4-й тур — на большее количество уколов в течение 3 мин; 5-й тур — вольный бой «на счет».

В последнем туре спортсмены сами судят, т. е. получа­ют навыки судейства от старшего судьи, сами заносят результаты в общий протокол, вывешенный тренером в зале, причем каждый по договоренности определяет очередность противников, что позволяет фехтовальщику варьировать свои усилия и настрой. В конце соревнова­ний подсчитывают результаты каждого участника в каж­дом туре и выводят общее место, занятое в данной тренировке. Так как каждый из указанных видов боя предъявляет разные требования к спортсмену, решает разные задачи, то в практике не редки случаи, когда победитель 5-го тура (бой «на счет») не является первым по сумме очков всех учебных боев, ибо в его арсенале отсутствовали некоторые качества, навыки и умения, которые не дали ему возможности оказаться лучшим в предыдущих видах учебных боев.

Таким образом, главное в организации и методике проведения учебных боев не нанесение удара или укола, а выполнение задач, поставленных тренером перед тре­нировкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: