Открыватели или «освоители»?

Когда книга Хироа увидела свет, археологическое изучение Полинезии делало еще первые шаги. Радиоуглеродный метод датирования событий в ту пору еще не был открыт. Не было известно тогда и датирование с помощью «лингвистических часов», так называемый метод глоттохронологии. Сравнивая словари родственных языков (а все полинезийские наречия родственны друг другу!) и вычислив процент общих слов в этих словарях, мы можем определить приблизительную дату отделения этих языков друг от друга или от общего «языка-отца» (таким «отцом» для русского, украинского и белорусского является древнерусский, для коптского — древнеегипетский, для французского, португальского и многих других «романских» языков — латынь и т. п.). И когда удалось установить некоторые даты с помощью радиоуглеродных и лингвистических «часов», оказалось, что Центральная Полинезия никак не может считаться родиной остальных полинезийцев.

Центром, где сложился «язык-отец», протополинезийский (т. е. «первополинезийский») язык, была Западная Полинезия. Произошло это в конце II — начале I тысячелетия до н. э., когда Центральная Полинезия еще не была заселена. Самая древняя дата, полученная для Полинезии в результате археологических раскопок, также относится к Западной, а не Центральной Полинезии — II век до н. э. (на Самоа). Вероятно, именно здесь и находилась легендарная страна Гаваики. Скорее всего, это остров Савайи, входящий в состав архипелага Самоа.

Первое, что приходит в голову, когда ищут ответ на вопрос о местонахождении Гаваики, — это Гавайский архипелаг и его главный остров — Гавайи. Действительно, Гавайи и Гаваики — это, по сути дела, одно и то же наименование. Но отсюда совсем еще не следует, что родина полинезийцев тождественна главному острову Гавайского архипелага. Во-первых, потому, что архипелаг этот был заселен гораздо позже, чем многие другие полинезийские острова. А во-вторых, наименование «Гаваики» мы можем отыскать в самых различных полинезийских диалектных вариациях — оно давалось островам, атоллам, местностям в честь страны предков. Самоанской формой слова «Гаваики» является и наименование крупнейшего острова архипелага Самоа — Савайи.

На Самоа найдены следы пребывания человека, относящиеся ко II веку до н. э., — древнейшие в Полинезии. Самоанский язык сохранил больше, чем другие полинезийские наречия, черт и свойств архаичного «протополинезийского» языка-отца, который реконструируют лингвисты. И однако самоанские мифы и легенды ничего не говорят о переселении предков с других островов. Напротив, они утверждают, что самоанцы жили на островах чуть ли не со времен сотворения мира. Души умерших, согласно верованиям полинезийцев, отправляются в далекую страну предков, Гаваики, лежащую на закате. У самоанцев бытовало другое верование: души уходят в страну мертвых, Пулоту.

Полинезийские мифы называют еще одну землю предков — Уполу, или Куполу. Название Уполу носит второй по величине остров архипелага Самоа. Все эти факты в совокупности говорят о том, что, скорей всего, легендарные Гаваики и Куполу тождественны реальным островам Савайи и Куполу. Самоанцы, пожалуй, были самыми искусными мореплавателями изо всех полинезийских народов, и они-то, вероятно, первыми начали пускаться в далекие плавания по океану в поисках новых земель: недаром архипелаг Самоа именуется на старых картах «островами Мореплавателей». Возможно, что именно отсюда, с Само а, и начали расселяться древние полинезийцы на другие острова и архипелаги, продвигаясь все дальше и дальше на восток, вплоть до острова Пасхи. Ряд ученых допускает, что отважные «викинги солнечного восхода» (как называл полинезийцев Хироа) совершали плавания и дальше на восток, вплоть до берегов Южной Америки и открыли Новый Свет за много веков до Колумба, примерно в ту же эпоху, когда совершали свои плаванья через Атлантику викинги Скандинавии, открывшие Северную Америку.

Впрочем, великолепное искусство полинезийцев, воспетое Хироа, также было поставлено под сомнение. Сделал это новозеландский историк Эндрю Шарп в книге «Древние путешественники в Тихом океане», вышедшей около двух десятков лет спустя после книги Те Ранги Хироа.

«Полинезия — это множество миров в себе, миров недоступных, которые могли быть открыты только в ходе случайных миграций. Предел эффективности плавания определяется тем расстоянием, которое могло быть достигнуто при немногодневном путешествии в открытом море в условиях, если ветры и течения благоприятствовали такому путешествию, — писал Шарп. — Такие изолированные мирки, как Гавайские, Маркизские острова, архипелаг Токелау и другие, были заселены лишь в ходе одиночных плаваний на случайных каноэ». Хироа предполагал, что полинезийцы отправлялись в странствия, длившиеся месяцами, предварительно подготовившись к плаванью, взяв с собой все необходимое и для колонизации новых земель. По мнению Шарпа, полинезийцы не открывали новых земель по заранее обдуманному плану, их плаванья были случайными «вылазками» в океан, а сами они были простыми «освоителями», а не сознательными «открывателями».

В самом деле, аргументировал свои доводы Шарп, почему мы находим на островах Полинезии столь большое расхождение в культуре и искусстве? Только на острове Пасхи существовало иероглифическое письмо, только жители Новой Зеландии, маори, применяли криволинейный орнамент и т. д. Если бы контакты между островами Полинезии были постоянными, такого расхождения быть не могло. Правда, можно допустить, что культура и искусство отдельных архипелагов и островов пошли своим путем и не стали воспринимать чужих веяний. Но ведь на многих полинезийских островах отсутствовали жизненно необходимые культурные растения и животные. Сладкий картофель, называемый полинезийцами «кумара», служит основным продуктом питания островитян («Со дня рождения мы начинаем есть кумару, потом мы продолжаем есть кумару, а под конец умираем», — говорит пословица острова Пасхи). Между тем жители Самоа и островов Кука не выращивали кумару, она была им неизвестна. Полинезийцы знали трех домашних животных — курицу, свинью и собаку (мясо последней также шло в пищу). Если бы они совершали планомерные экспедиции, то непременно брали бы с собой и ростки кумары, и домашних животных. Между тем на Новой Зеландии и островах Кука не было свиней, а на Маркизских островах — собак. На острове, Пасхи единственным домашним животным была курица (а единственной «охотничьей дичью» — крысы); на острове же Рапа-Ити не было даже кур!

Книга Шарпа вызвала бурную дискуссию, которая показала «неспособность опровергнуть утверждения о сознательном заселении тихоокеанских островов, — пишет крупный советский океанист Ким Владимирович Малаховский. — Безусловно, нельзя совсем исключать элемент случайности в первоначальной колонизации островов Океании. Но, как нам представляется, основным фактором были вполне осознанные действия древних первооткрывателей, принужденных к этому перенаселением своих родных островов, поражением в битве с более сильными племенами и другими причинами».

И все же критика концепции Те Ранги Хироа, содержащаяся в книге Шарпа, сыграла свою положительную роль, заставив ученых еще раз внимательно рассмотреть вопрос о путях заселения полинезийских островов. Причем в наши дни этот вопрос может быть изучен под новым углом зрения. Расстояния между многими архипелагами Полинезии очень велики и вряд ли могли бы заселить их полинезийцы, при всей своей высокой мореходной технике, не имей они во время плаваний по океану «промежуточных пунктов», островов и островков, которые ныне исчезли и стали банками, мелями, подводными горами и гайотами. Иными словами, планомерные экспедиции полинезийцев, о которых писал Хироа, были возможны благодаря цепочкам островов, которые ныне затонули.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: