Г) перенесите полученные результаты на график (рис. График результатов теста)
Б) ответьте на вопросы теста в тетради
А) прочитайте инструкцию к тестовой методике
Задание 2.
Б) найдите в определениях под литерами А. и В. указание на связь социально-психологического климата с эффективностью (продуктивностью) деятельности членов коллектива. Запишите выделенную связь в тетрадь.
А) выделите в каждом из приведенных определений ключевые слова.
Задание 1.
Ключ
N
где
S(+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце,
S(-) - количество отрицательных ответов,
n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.
Причем, в вопросах 4 и 7 присваиваются следующие знаки:
Отмечен балл | |||||||||
Присваивается знак | - | - | - | + | + | + |
В вопросах 2 и 8 присваиваются следующие знаки:
Отмечен балл | Да, конечно | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | Нет, конечно |
Присваивается знак | + | + | - | - |
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части:
от -1 до -0,33;
от -0,33 до +0,33;
от+0,33 до+1.
Средние оценки, попадающие
· в первый интервал, будем считать отрицательными,
· во второй - противоречивыми, неопределенными,
· в третий - положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
1) Полностью положительное;
2) Положительное;
3) Полностью отрицательное;
4) Отрицательное;
5) Противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
На опросном листе
· к эмоциональному компоненту относятся вопросы 1, 4 и 7;
· к поведенческому - 2, 5, 8;
· к когнитивному - 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.
Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования - 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.
Тест
Инструкция: Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
1. Внимательно прочитать варианты ответа;
2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;
3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.
1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди. | |
В нашем коллективе есть всякие люди. | |
Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные |
2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно. | |
Скорее нет, чем да. | |
Не знаю, не задумывался об этом. | |
Скорее да, чем нет. | |
Да, конечно. |
3) Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:
Да | Пожалуй, да | Не знаю | Пожалуй, нет | Нет | |
Деловых качеств большинства членов коллектива | |||||
Личных качеств большинства членов коллектива |
4) Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра 9 - коллектив, который Вам очень нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
5) Если бы у Вас возникла возможность отдохнуть вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устроило | |
Не знаю, не задумывался над этим | |
Это меня бы совершенно не устроило |
6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива с кем они охотно общаются по деловым вопросам:
Нет, не мог бы | |
Не задумывался над этим | |
Да, мог бы |
7) Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
8) Как Вы думаете, если Вы уйдете на другую работу, будете ли стремиться встречаться с членами Вашего коллектива?
Да, конечно | |
Скорее да, чем нет. | |
Затрудняюсь ответить | |
Скорее нет, чем да. | |
Нет, конечно. |
Внимательно прочитайте приведенные ниже определения «Социально-психологический климат», (А., Б., В.), данные разными авторами. Ответьте на вопросы:
в) в определениях имеются непрямые указания на структуру социально-психологического климата (элементы, факторы, признаки и пр.) Определите, какая из схем, приведенных под всеми определениями (рис. Схема а); рис. Схема b); рис. Схема c)) может более полно представить структуру Социально-психологического климата. Перенесите схему в тетрадь. Заполните.
г) как вы понимаете последнее выражение в определении социально-психологического климата, приведенное под литером В.: « Это одна из сторон жизнедеятельности и взаимоотношений людей »? Можно ли использовать данное выражение применительно к малой группе - семья? Замените это выражение собственным. Запишите.
А. Социально-психологический климат (климат морально-психологический, климат психологический, атмосфера психологическая) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы к друг другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления у руководителя на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (неудовлетворенность) у кого-либо из членов коллектива; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Как специальные меры обычно применяются для сохранения благоприятного психологического климата в коллективе: 1) научно-обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящего состава; 2) комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости; 3) применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного запоминания и взаимодействия (например социально-психологический тренинг, деловая игра и пр.)
Социально-психологический климат зависит от стиля руководства. В своей деятельности по его оптимизации руководителю следует опираться на наиболее активных, сознательных и авторитетных членов коллектива.[6, Сс. 219-220]
Б. Социально- психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это отдельные элементы социально-психологического климат.[4, С. ].
В. Термин «климат» (от греческого «наклон») пришел в общественные науки из метеорологии, где им обозначается совокупность метеорологических условий, свойственных какой-либо местности. Социально – психологический климат - есть состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации. Климат – это одна из сторон жизнедеятельности и взаимоотношений людей. [8, Сс.285 - 286]
рис. Схем а)
рис. Схема b)
рис. Схема c)
в) просчитайте полученные результаты, суммируя все «+» по указанным в конце теста 7-ми основным позициям: Ответственность, коллективизм, сплоченность и т.д.