Рассмотрим их более подробно

Музеи научно-просветительного типа являются самой распро­страненной группой среди российских музеев. Их социокультурные задачи связаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей полученных в ходе этой работы знаний широкой общест­венности. Эти две сферы в музеях данного типа как бы уравновешены. Примером могут быть такие музеи Музей истории города, Государственный Русский музей в С-П.

Музеи научно-исследовательского типа характеризуются боль­шим вниманием и подчиненностью деятельности задачам той области знаний, с которой профильно связан музей. Примером могут быть Зоологичекий музе при зооинституте АПН, минералогии и петрографии при геологическом институте и др.

Учебные музеи выполняют по отношению к обществу образовательную, а часто дидактическую (обучающую) задачу. К музеям этого типа можно отнести музеи при учебных заведениях - школах, кол­леджах, вузах, при военных учебных заведениях, а также детские музеи. В настоящий период эти музеи переосмысляют свои возможности по отношению к аудитории. Примером здесь могут служить Геолого-минера­логический музей при кафедре географии ЛНУ, или археологичекий, зоологический и др.

Кроме указанной классификации музеев по типам, специалиста­ми рассматриваются и другие классификационные подходы, в основе которых лежат определенные принципы. Чаще всего - это принци­пы административной и профильной классификации.

Классификация музеев по административному принципу, отражает систематизацию музеев по видам или по их подчиненности, отражает многообразие вариантов юридического и организацион­ного положения музея: выделяются государствен­ные музеи, общественные музеи и частные музеи. Государственные музеи подразделяются затем на музеи системы Министерства культуры и массовых коммуникаций и музеи других ведомств; общественные музеи - на школьные музеи, музеи пред­приятий, акционерных обществ, банков и т. д., а также музеи, возни­кающие непосредственно при местных муниципалитетах.

Виды музеев этого классификацион­ного принципа различаются, прежде всего, с точки зрения уровня их профессиональной деятельности, т. е. их способности вы­полнять задачи, стоящие перед музеем. В этом случае выделяются му­зеи, подчиненные Министерству культуры и массовых коммуникаций Украины. В музеях дайной группы проводится единая политика, централи­зованно осуществляется повышение квалификации музейных специа­листов, проводятся симпозиумы и конференции по вопросам совер­шенствования различных сторон музейной деятельности и музееведе­ния, реализуются международные проекты.

Специфика деятельности ведомственных музеев определяется за­дачами, которые ставит перед ними руководство вышестоящих ве­домств. Их отличает высокий уровень исследовательской работы по профилю той научной дисциплины, которой посвящен музей.

Возникновение и развитие музеев на общественных началах свя­зано с определенной локальной культурной ситуацией и, как правило, с деятельностью группы энтузиастов, которые берут на себя трудности формирования и пропаганды музейной коллекции (школьные музеи).

Перейдем к рассмотрению другого классификационного подхода: он предполагает взгляд на многообразие музеев со стороны содержа­ния их работы. Профиль музея определяется специализацией его соб­рания и деятельностью, которая обусловлена связью с той или иной областью в науке, искусстве либо какой-то сфере действительности, т.е. профиль - это то, чему посвящен музей. Профильная классифи­кация состоит из нескольких разделов, соответствующих основным профильным группам музеев.

Принятая классификация музеев подразделяет их на:

исторические:

• общеисторические (широкого профиля), например Государственный исторический музей в Москве;

• военно-исторические, например Центральный музей вооруженных сил в Москве;

• этнографические, например Российский этнографический музей
и Санкт-Петербурге;

• археологические, например Государственный археологический
музей в Одессе;

• истории религии, например Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге;

• исторические персональные, например Музей-квартира
СМ. Кирова, музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (все в
Санкт-Петербурге);

• исторические монографические (событийные), например мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге;

• истории отдельных предприятий и учреждений, например народный музей при заводе ОР и др.

• прочие исторические, например музей истории г. Шлиссельбурга­
(Ленинградская обл.)

художественные:

• изобразительных искусств (широкого профиля), например Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге;

• декоративно-прикладного искусства, например Всероссийский
музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

• народного художественного творчества, художественных промыслов, например Музей народного искусства НИИ художественной
промышленности в Москве, Музей народного искусства в Нижнем
Новгороде;

• дворцово-декоративного и паркового искусства, например Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»;

• художественные персональные, например Музей-квартира
А. И. Куинджи, Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» в Санкт-Пе­
тербурге; дом-музей Айвазовского в Феодосии или Репина в Чугуеве (Харьковская обл.)

• художественные монографические, например Государственный
музей городской скульптуры, Государственный музей-памятник
«Спас на Крови» в Санкт-Петербурге;

• прочие художественные;

искусствоведческие:

• театрального искусства, например музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве;

• музыкального искусства и музыкальных инструментов, например Государственный центральный музей музыкальной культуры им.
М. И. Глинки в Москве, музей граммофонов и фонографов в
Санкт-Петербурге;

• фото- и киноискусства, например Русский музей фотографии в
Нижнем Новгороде, Государственный музей кино в Москве;

• искусствоведческие персональные, например Музей семьи Бенуа в Санкт-Петербурге (Петергоф);

• искусствоведческие монографические, например Дворец-музей
Петра І в Санкт-Петербурге;

• прочие искусствоведческие;

литературные:

• литературные (широкого профиля), например Государственный
музей института русской литературы (Пушкинский Дом);

• истории книги и книгопечатания, например Музей-клуб-биб­
лиотека им. Г. Скорины в г. Полоцке;

• литературные персональные, например Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского;

• литературные монографические, например Государственный
литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном
Диме в Санкт-Петербурге;

• прочие литературные;

архитектурные:

• архитектурные (широкого профиля), например Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева;

• музеефицированные памятники архитектуры и градостроительства, например Историко-культурный музей-заповедник «Петропавловская крепость» Государственного музея истории Санкт-Петербурга;

• народного зодчества, например Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Музей
деревянного зодчества «Витославлицы» в Новгороде;

• архитектурные персональные, например музей Алваро Аалто в Тампере (Финляндия);

• прочие архитектурные;

естественнонаучные:

• географические, например Российский государственный музей
Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге;

• биологические (широкого профиля), например Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева в Москве;

• зоологические (в т. ч. зоопарки), например Зоологический музей
Зоологического института Российской академии наук;

• ботанические (в том числе ботанические сады), например Бота­нический сад Иркутского государственного университета;

• геологические, например Геологический музей Северо-Запад­ного регионального геологического центра в Санкт-Петербурге;

• минералогические, например Горный музей в Санкт-Петербурге, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана Российской акаде­мии наук в Москве;

• палеонтологические, например Палеонтологический музей Палеонтологического института им. Ю. А. Орлова Российской академии наук в Москве;

• почвоведческие, например Почвенно-агрономический музей имени академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Восточно-Сибирский музей почвоведения им. И. В. Николаева при Иркутском государственном университете;

• антропологические, например Музей антропологии и этногра­фии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук в Санкт-Петербурге;

• медицинские, например Музей истории института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук в Санкт-Петербурге;

• прочие естественнонаучные;

технические:

• политехнические (широкого профиля), например Государственный Политехнический музей в Москве;

• по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики
ит. д.), например Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, Центральный музей связи им. А. С. Попова в Санкт-Петербурге, Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге;

• технические персональные, например Государственный мемориальный дом-музей академика С. П. Королева в Москве;

• технические монографические (в том числе музеефицированные
памятники техники), например музей на крейсере «Аврора» в
Санкт-Петербурге;

• прочие технические;

отраслевые:

• сельскохозяйственные, например Почвенно-агрономический
музей им. академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева в Москве;

• педагогические, например Музей истории профессионального
образования Санкт-Петербурга;

• здравоохранения, например Музей гигиены Центра медицин­
ской профилактики в Санкт-Петербурге, Музей истории Института
гигиены труда и профзаболеваний в Москве;

• спорта, например Музей спорта ОАО «Олимпийский комплекс
"Лужники"» в Москве;

• отраслевые персональные, например Архив-музей Д. И. Менделеева при Санкт-Петербургском государственном университете;

• отраслевые монографические, например Музей ивановского
ситца в Иваново, Санкт-Петербургский государственный музей хле­ба;

• прочие отраслевые;
комплексные:

• краеведческие, например Луганский областной краеведческий музей;

• архитектуры и истории, например Историко-архитектурный и
художественный музей «Новый Иерусалим» в г. Истра Московской
области;

• архитектуры и этнографии, например Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» в
Карелии;

• историко-художественные, например Государственный истори­
ко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» в Москве,
Государственный научно-художественный музей коневодства в Московские;

• литературы и искусства, например Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спас
екое-Лутовиново» в Орловской области;

• медицины и здравоохранения, например Медицинский музей-научноисследовательский центр Российской академии медицинских наук в Москве;

• прочие комплексные.

Многообразие типов, видов, профилей музеев свидетельствует о вариативности их деятельности. Однако при всем этом множестве у музеев есть единые задачи, ограниченные тем культурным простран­ством, в рамках которого тот или иной музей функционирует. Культур­ное пространство любого музея связано сего масштабом. Так, Госу­дарственный Эрмитаж, являясь музеем мирового уровня, распространяет свое влияние на весь мир — это «мировой» музей. В свою оче­редь, краеведческий музей г. Волхова документирует недолгую историю строительства Волховской ГЭС, а также существования и развития самого города (в конкретных географических рамках).

Находясь в границах определенной территории, музей решает не свойственные другим учреждениям задачи:

1.Прежде всего музей представляет собой центр научного доку­ментирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную (аутен­тичную) информацию, имеющую большое научное и культурное зна­чение.

2. Музей является одним из центров научно-исследовательской
деятельности региона, так как отбор, исследование и использование
музейных предметов в качестве экспонатов требует серьезной иссле­довательской деятельности и полученные результаты часто являются научными открытиями (пусть местного характера), проливающими свет на развитие культурных или природных процессов, происходящих в «пространстве музея».

3. Кроме того, музей - это и учреждение культурного представительства региона, так как представленные в экспозиции музейные экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою очередь, музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в кото­рой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующие в данном обществе в данное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной куль­туры.

4. Документальная, научная и культурная ценность музея дают
возможность считать его и образовательно-воспитательным центром,
осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество вы­
двигает в различные исторические периоды.

Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению «обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие уч­реждения социокультурного характера. В вариативности существова­ния музея есть, тем не менее, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т. е. возникновение и функционирование его в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти ха­рактеристики в процессе своего развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: