Определение главных породообразующих минералов по простейшим признакам

Таблица 1.

Порядок и ход определений

Физико-механические свойства минералов и методы их простейшего определения.

Лабораторная работа №1

ВВЕДЕНИЕ.

Ижевск 2007

Часть 1

Геологии

К лабораторным работам по инженерной

Методические указания

Задания и краткое описание породообразующих минералов

и горных пород

Составитель: преподаватель Репина И.И.

УДК

Методические указания утверждены на заседаниикафедры "Геотехника и строительные материалы " ______________ 200_ г., протокол № ____.

Лабораторные занятия являются необходимой частью освоения курса «Инженерной геологии». Непосредственное изучение минералов и горных пород по их простейшим физическим признакам в лабораторных условиях позволяет студентам приобрести навыки распознавания грунтов на строительной площадке и моделировать их работу в качестве оснований фундаментов инженерных сооружений.

Лабораторные работы заключаются в изучении коллекций важнейших породообразующих минералов, насчитывающей около 30 видов, а также широко распространенных горных пород, представляющих определенные соединения минералов. В связи с этим приемы определения горных пород заключаются в запоминании указанных соединений и умении различать их по характерным минералам, структуре и текстуре породы. Горные породы рассматриваются с точки зрения оснований зданий и сооружений, как естественные строительные материалы и сырье для их изготовления.

Выражаем особую признательность в составлении учебной коллекции минералов и горных пород, а также в разработке базовых заданий студентам и систематизации геологического материала преподавателю кафедры ГиСМ, доценту, к.т.н. Ельцову Ю.А.

Занятие 1.

Цель работы – изучить свойства минералов простейшими методами по принципу последовательного выявления наиболее простых физических признаков.

Необходимое оборудование и принадлежности на бригаду 2-3 человека.

1. Коллекция минералов: каолинит, биотит, кварц (отдельные кристаллы, щетка), галит, магнетит, лимонит, ортоклаз, лабрадор, асбест, кальцит, тальк, гипс.

2. Десятикратная лупа

3. Обломок фарфоровой посуды.

4. Медная монета.

5. Нож

6. Пластинка стекла 10´10 см.

7. Магнит

8. Флакон с капельницей и 10% раствором НСl (соляной кислоты)

9. Коллекция минералов шкалы твердости

10. Методические указания, часть 1

11. Журнал-тетрадь для лабораторных работ.

Перед самостоятельной работой студенты знакомятся с демонстрационной коллекцией, обращая особое внимание на отличительные признаки: форму кристаллов, друзы, натечные формы, псевдоморфозы, прозрачность, спайность, двойное лучепреломление, проверка на реакцию с НСl, эталонами твердости.

1. Вычерчивают в журнале-тетради форму таблицы 1, лучше это сделать на двух «развернутых» листах тетради, поместив заголовок по боковой грани, это позволит записывать в одной таблице результаты 2, 3, 4 работ.

Название минерала, формула, генезис Форма кристалла Цвет, Прозрачность Блеск Спайность, излом Твердость по шкале Мооса Магнит- ность Реакция с НСl Практическое применение
                 

2. Последовательно определяют и записывают в журнал форму кристаллов и др. признаки по таблице. 1 и п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

3. При определении минералов по внешним признакам следует придерживаться следующей схемы: блеск--- твердость---- цвет----спайность (излом)

4. По твердости делят на 4 группы:

-. мягкие -ноготь оставляет на них черту, пачкают руки, ими можно писать.

- средней твердости - оставляет царапину на ногте.

- твердые - оставляют царапину на стекле

- очень твердые - имеют неметаллический блеск

Определяют твердость минерала по шкале Мооса:

Таблица 2. Относительная твердость минералов (шкала Мооса)

По шкале твердости Мооса По полевой (приближенной) шкале
1 – тальк (каолинит)   Пишет на бумаге, и царапается ногтем
2 – гипс (галит, мусковит) Царапает бумагу, и царапается ногтем
3 – кальцит (биотит)  
4 – флюорит (доломит, ангидрит, серпентин) Чертится стальным ножом  
5 – апатит  
6 – ортоклаз Оставляет царапину на ноже, стекле
7 – кварц Чертит стекло, самый твердый из широко распространенных
8 – топаз  
9 – корунд Режет стекло
10 - алмаз  

«Полевая» шкала твердости

Бумага 1-1,5
Ноготь 2,5
Медная монета  
Железный гвоздь 4-4,5
Стекло  
Перочинный стальной нож До 6
Стальной напильник 6,5-7

5. По «Определителю минералов» (табл.4), используя проведенное диагностическое описание, находим название минерала, его химическую формулу, происхождение, по табл.8 - практическое использование.

Контрольные вопросы

1. Что такое минерал? Роль минералов в образовании горных пород.

2. Физические состояния минералов (примеры).

3. Кристаллические и аморфные минералы.

4. Агрегатное состояние минералов.

5. Отличие спайности от излома.

6. Шкала твердости Мооса (наизусть).

Примечание: ответы на эти и последующие вопросы одновременно является домашним заданием.

Занятия 2,3.

Цель работы изучить классификацию и уметь определять минералы по определителю, приобрести навыки распознавания основных породообразующих минералов, пород, используемых как стройматериалы и как сырье для изготовления их.

Необходимое оборудование и принадлежности на бригаду

1. Коллекция минералов (силикаты): альбит, анортит (лабрадор), ортоклаз (амазонит), мусковит, биотит, каолинит, монтмориллонит, тальк, кальцит, доломит, кварц (кремень), магнетит, лимонит, гипс, ангидрит, галит.

  1. Остальные принадлежности по работе №1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: