Занности по отношению к государству Таковы черные люди, они
Вопросом, какая земля называлась черной, историк обратился
Глава 2
Стве со времен Смуты до эпохи преобразований. СПб.,1890. С. 2, 12. 78.
Земском самоуправлении на севере России в XVII в. Задавшись
Ных крестьян М. М. Богословский в своем двухтомном труде о
Даже сидя на черных землях, не составлявших ничьей частной
Чужих землях — церковных, служилых либо государственных;
Существовало крестьян-собствен ни ков Крестьяне всюду жили на
Ему ясностью он писал о существовании в Московском государстве
Выделив среди последних дворцовые и черные. Со свойственной
Крестьяне, на три разряда; церковные, служилые и государевы,
XVI в., В О. Ключевский подразделил земли, на которых жили
Характеризуя хозяйственное положение крестьянина в
На угодья и пустоши, но и на всю волостную территорию, и могут
Нием угодьями и было мерой обязанностей и прав волощанина. В
то же время «поземельные права волости простирались не только
быть сведены к тому же праву высшего владения...или террито¬
риальной власти*''.
XVI в. трех разрядов землевладельцев: государя, церковных уч¬
реждений и служилых людей, и только. Он подчеркнул, что «не
собственности, крестьяне не считали этих земель своими*. Ученый
заключил: «Итак, черные крестьяне очень ясно отличали право
собственности на землю от права пользования ею*'�.
Достаточно осторожен в трактовке землевладения черносош¬
� Лаппо-Данилебский А. С. Организация прямого обложения в Московской государ¬
'®Там же. С. 79.
Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в древней Руси. М.:Пг..1923 С. 67-69
Клюиевский В. О. Сочинения. Т. П. М.1957. С. 290-291.
66
Имущественные отношения ѳ черносошной деревне
прежде всего к общественным группам, на которых лежали обя¬
— -*разновидность тяглых людей, это тяглецы, жившие и трудив¬
шиеся на государственной земле, посадские люди или государ¬
ственные крестьяне»-. В противоположность им беломестец — че¬
ловек нетяглый, служилый, �обладающий правом собственности
на землю*. Белая земля, свободная от тягла, во-первых, и
�составлявшая предмет частной собственности», во-вторых;
♦ "обелить", — поясняет ученый, — столько же значит освободить
от тягла, сколько утвердить в праве собственности»-'� Обращаясь
к значению термина �черный» в Древней Руси, М. М Богослов¬
ский говорит; «Чернь — это то же, что мир, весь мир в смысле
общества. Черная земля — это земля, не составляющая ничьей ча¬
стной собственности, ничья, общая мирская*-'''. М. М. Богослов¬
занимаемую ими землю. Он предостерегал исследователей от заб¬
луждения в оценке этого права, к которой могут привести сохра¬
нившиеся документы, ведь крестьяне — -«владельцы черной земли
совершают на свои участки все акты распоряжения...»-. Поэтому
создается впечатление, что владельцам принадлежит право соб¬
ственности на их участки. Показав по документам бытование сде¬
лок купли-продажи, соотнеся их с наследованием земли и просле¬
див отношение и практическую деятельность правительства каса¬
тельно распоряжения черной землей, ученый заключает, что дос¬
таточно ясен «взгляд правительства ХѴП в. на черную землю, как