Ский поставил также вопрос о праве черных крестьян в XVII в. на

Занности по отношению к государству Таковы черные люди, они

Вопросом, какая земля называлась черной, историк обратился

Глава 2

Стве со времен Смуты до эпохи преобразований. СПб.,1890. С. 2, 12. 78.

Земском самоуправлении на севере России в XVII в. Задавшись

Ных крестьян М. М. Богословский в своем двухтомном труде о

Даже сидя на черных землях, не составлявших ничьей частной

Чужих землях — церковных, служилых либо государственных;

Существовало крестьян-собствен ни ков Крестьяне всюду жили на

Ему ясностью он писал о существовании в Московском государстве

Выделив среди последних дворцовые и черные. Со свойственной

Крестьяне, на три разряда; церковные, служилые и государевы,

XVI в., В О. Ключевский подразделил земли, на которых жили

Характеризуя хозяйственное положение крестьянина в

На угодья и пустоши, но и на всю волостную территорию, и могут

Нием угодьями и было мерой обязанностей и прав волощанина. В

то же время «поземельные права волости простирались не только

быть сведены к тому же праву высшего владения...или террито¬

риальной власти*''.

XVI в. трех разрядов землевладельцев: государя, церковных уч¬

реждений и служилых людей, и только. Он подчеркнул, что «не

собственности, крестьяне не считали этих земель своими*. Ученый

заключил: «Итак, черные крестьяне очень ясно отличали право

собственности на землю от права пользования ею*'�.

Достаточно осторожен в трактовке землевладения черносош¬

� Лаппо-Данилебский А. С. Организация прямого обложения в Московской государ¬

'®Там же. С. 79.

Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в древней Руси. М.:Пг..1923 С. 67-69

Клюиевский В. О. Сочинения. Т. П. М.1957. С. 290-291.


66



Имущественные отношения ѳ черносошной деревне



прежде всего к общественным группам, на которых лежали обя¬

— -*разновидность тяглых людей, это тяглецы, жившие и трудив¬

шиеся на государственной земле, посадские люди или государ¬

ственные крестьяне»-. В противоположность им беломестец — че¬

ловек нетяглый, служилый, �обладающий правом собственности

на землю*. Белая земля, свободная от тягла, во-первых, и

�составлявшая предмет частной собственности», во-вторых;

♦ "обелить", — поясняет ученый, — столько же значит освободить

от тягла, сколько утвердить в праве собственности»-'� Обращаясь

к значению термина �черный» в Древней Руси, М. М Богослов¬

ский говорит; «Чернь — это то же, что мир, весь мир в смысле

общества. Черная земля — это земля, не составляющая ничьей ча¬

стной собственности, ничья, общая мирская*-'''. М. М. Богослов¬

занимаемую ими землю. Он предостерегал исследователей от заб¬

луждения в оценке этого права, к которой могут привести сохра¬

нившиеся документы, ведь крестьяне — -«владельцы черной земли

совершают на свои участки все акты распоряжения...»-. Поэтому

создается впечатление, что владельцам принадлежит право соб¬

ственности на их участки. Показав по документам бытование сде¬

лок купли-продажи, соотнеся их с наследованием земли и просле¬

див отношение и практическую деятельность правительства каса¬

тельно распоряжения черной землей, ученый заключает, что дос¬

таточно ясен «взгляд правительства ХѴП в. на черную землю, как


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: