Межгосударственные объединения с элементами федерализма.
Конфедерация. Конфедерация традиционно определяется как союз нескольких независимых государств, которые на основе международного договора объединились для достижения определенных целей (экономических, политических, военных и т. д.). Конфедерация - это не просто союз суверенных государств, а союз, который носит временный характер. Вследствие этого конфедерация является неустойчивым образованием, которое со временем может либо превратиться в федерацию, как это имело место в США, Швейцарии, либо распасться. Конфедерация внешне напоминает федерацию. Как и федерация, она имеет общую территорию, а также определенные общие органы. Вместе с тем от федерации конфедерацию отличает ряд весьма существенных признаков:
1) Конфедерация в отличие от федерации не является государством и не обладает в связи с этим суверенитетом.
2) Членами конфедерации являются не государственные образования, а суверенные государства, которые сохраняют свою самостоятельность как во внутренних, так и внешних делах.
|
|
3) Субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации, тогда как субъекты конфедерации, будучи суверенными государствами, в любой момент могут ее покинуть.
4) Законодательство членов конфедерации обладает верховенством над законодательством конфедерации
5) В конфедерациях отсутствует единое гражданство.
Конфедерацию следует отличать и от международных организаций. Конфедерация — это более тесное объединение государств, занимающее промежуточное положение между федеративным государством и международной организацией. Кроме того, у международных организаций в отличие от конфедераций отсутствует общая территория.
Уния. Уния - это форма соединения монархических государств под короной одного суверена. Различают два вида унии: личную и реальную.
Личная уния возникает, когда одно и то же лицо в силу династических связей и порядка престолонаследия оказывается монархом двух или более государств. При этом монарх становится не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в унию. Государство сохраняет свой суверенитет и независимую внутреннюю политику.
Реальные унии в отличие от личных уний возникали на основании договора между государствами (например, уния Швеции и Норвегии) либо в результате одностороннего акта более сильного государства (например, унии Австрии и Венгрии). При этом создавались общие органы для всего государственного объединения. В международных отношениях реальная уния выступала как единое суверенное государство.
|
|
Содружество представляет собой основанное на международном договоре объединение независимых государств, созданное для решения задач в определенных жизненных сферах. Это еще более аморфное образование, чем конфедерация. Признаки:
1. Создание общих органов содружества для координации действий государств-участников.
2. Отсутствие суверенитета: суверенитет сохраняется за государствами-участниками.
3. Отсутствие общих для содружества конституции и законодательства.
4. Право стран-участниц на свободный выход из состава содружества.
5. Отсутствие единого гражданства.
Сообщество. В основе сообщества лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество (Европейский союз).
28))) Демократические режимы: понятие, признаки, виды.
Демократические режимы – политические режимы, при которых власть в государстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется. Существует непосредственная демократия (народ сам, непосредственно осуществляет государственную власть) и представительная демократия (государственная власть осуществляется народом через представителей).
Виды и признаки:
1. Режим социальной демократии. (Присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой:Великобритания, германия, США, Франция, Япония).
1) Существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти, т.е. представительные органы государственной власти. Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны.
2) Участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (непосредственное проявление власти народа, референдумы) и представительной демократии (осуществление власти через органы государственной власти и власти местного самоуправления).
3) Действие принципа разделения властей.
4) Государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса.
5) Господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
6) Политический и идеологический плюрализмом.
7) Гласность, свободный доступ к информации, не признанной секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.
8) Невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.
2. Режим либеральной демократии (полудемократический режим). Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим, но это еще неразвитая демократия, демократия с некоторыми элементами авторитаризма.
29))) Антидемократические режимы: понятие, признаки, виды.
К антидемократическим режимам относят политические режимы, прямо противоположные демократическим. Антидемократические режимы подразделяют на собственно антидемократические (народ ни формально, ни фактически к власти не допускается и никакого участия в ее осуществлении не принимает) и псевдодемократические (маскируют свою антидемократическую сущность, формально они признают наиболее значимые институты демократии (народовластие, выборы, права и свободы граждан и др.) и закрепляют их в конституциях и иных законодательных актах, однако реального народовластия при таких режимах не существует).
Виды и признаки:
1. Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима.
1) Отрицание демократии. Демократия и тоталитаризм - понятия несовместимые.
2) Государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры.
|
|
3) Отсутствие разделения властей.
4) Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни, превращение человека в послушный придаток государственного механизма.
5) Фактическое отсутствие политического и идеологического плюрализма.
6) Тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима.
7) В тоталитарных государствах отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством.
2. Авторитарный режим. Авторитарныйрежим - вид государственного режима, занимающего промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами.
1) Авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается более мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.
2) Государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы. Принцип выборности государственных органов сужается или сводится на нет.
3) Игнорирование разделения властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют.
4) Преобладание силовых, командных, бюрократических методов государственного управления. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.
5) Отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над средствами массовой информации.
6) Допускается ограниченный политический плюрализм.
|
|
7) При авторитарном режиме в отличие от тоталитарного не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего общества.
8) Демократические права и свободы граждан в авторитарных государствах, главным образом, провозглашаются, но реально не обеспечиваются.
3. Полуфеодально-теократический режим. Существует, как правило, полуабсолютная монархия. Политическая власть находится в руках близких к монарху привилегированных слоев или духовенства. Промышленность неразвита, рабочий и «средний» классы либо еще не сложились, либо никакого влияния на власть не оказывают. Среди методов осуществления государственной власти активно используется деление населения на разные категории с различным объемом прав (благородные и простолюдины). К числу важнейших инструментов государственной власти относится использование религии.