Отличие нормативного акта от акта применения права

Понятие и виды нормативных актов

Как было указано выше, нормативно-правовой акт — это официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит конкретные нормы права.

Все нормативно-правовые акты, составляющие совокупность законодательных документов, функционируют как единая система законодательства, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией правовых норм по отраслям и институтам права.

Система нормативных актов Российской Федерации включает в себя следующие правовые акты:

• общефедеральных органов государственной власти,

• акты субъектов Российской Федерации,

• акты органов местного самоуправления,

• акты прямого народного волеизъявления.

Вообще, в рамках теории государства и права приводится следующая классификация нормативно-правовых актов по различным критериям:

1. В зависимости от особенностей правового положения субъекта, обладающего правотворческими полномочиями:

• нормативные акты государственных органов,

• нормативные акты общественных объединений,

• совместные акты государственных и негосударственных организаций,

• нормативные акты, которые приняты в порядке референдума.

2. По сфере действия:

• общефедеральные нормативные акты,

• акты субъектов Российской Федерации,

• акты органов местного самоуправления,

• локальные нормативные акты, которые, как правило, принимаются уполномоченными должностными лицами и органами конкретного предприятия, учреждения, организации. Данные нормативные акты также называют внутриорганизационными.

3. По сроку действия:

• акты неопределенно длительного действия,

• временные акты, или акты, имеющие ограниченный срок действия.

4. По юридической силе:

• законы,

• подзаконные акты.


В предыдущих вопросах были изложены понятие и характерные отличительные особенности нормативно-правовых актов. Однако понятие «нормативно-правовой акт» не следует отождествлять с понятием «правоприменительный акт», т. к. акты применения права имеют свою видовую специфику. Различие нормативно-правового акта и акта применения права состоит в следующем:

1. Если нормативно-правовой акт рассчитан на регулирование наиболее типичных, массовых отношений (к примеру, УК РФ, ГК РФ и др.), то акты применения права регулируют конкретные жизненные ситуации, единичные случаи из общественной жизни (к примеру, приговор суда либо решение административного органа).

2. Если нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенно большое количество жизненных ситуаций (иными словами, на многократное применение), то акты применения права рассчитаны на однократную реализацию в отношении конкретной единичной жизненной ситуации.

3. Если нормативно-правовой акт не персонифицирован, адресован неопределенно большому количеству людей, попавших в типичную жизненную ситуацию, то акт применения права имеет конкретного адресата, иными словами, акт применения права направлен на разрешение ситуации, происшедшей с конкретным лицом.

4. Если нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь при этом общей нормативной основой правового регулирования, то акт применения права претворяет, реализует общие предписания нормативно-правового акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным лицам.

Итак, исходя из изложенного выше материала, можно сделать вывод о том, что:

• нормативно-правовой акт носит общий характер (т. е. регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам), действует до тех пор, пока его не отменят, а также нормативно-правовой акт может не только устанавливать, но и изменять и отменять действие правовых норм;

• акт применения права носит индивидуальный характер (регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретном лицу (лицам)), его действие распространяется только на определенный жизненный случай, т. е. после непосредственной реализации акт применения права прекращает свое действие, а также акт применения права может только применять содержащуюся в нем норму права, но не может устанавливать, изменять, отменять имеющуюся либо иную правовую норму.

Следует отметить, что некоторые преимущества нормативно-правового акта могут превратиться в недостатки. Так, например, стереотипность, абстрактность нормативно-правового акта не позволяет порой учитывать многообразия жизненных ситуаций, и перед правоприменителем возникает проблема отсутствия правового ориентира для разрешения спорной ситуации. В описанном выше случае не устраняет неопределенность даже использование такого института, как правовая аналогия.

Зачастую некоторые нормативные установления отстают от потребностей сегодняшнего дня, когда законодатель создает противоречивые правовые нормы, отдает на усмотрение правоприменителя порядок и характер разрешения некоторых жизненных ситуаций и т. д.

В процессе применения акта не только детализируются и конкретизируются имеющиеся законы, но и вырабатываются новые правовые положения, которые впоследствии обобщают повседневный опыт разрешения спорных жизненных ситуаций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: