Рабочая программа дисциплины

Вопрос

Вопрос

Япония - одна из современных великих мировых держав, ее населяет трудолюбивый, талантливый народ, который имеет многовековую, самобытную культуру. Название страны происходит от слова Ниппон– буквально «страна, восходящего солнца». Островное положение страны, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические древности, опираясь на которые, можно воссоздать развитие государственно-правовой истории.

Все попытки захватчиков из соседних стран поработить Японию терпели неудачу. Правда, в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров, в знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань.

Влияние китайской культуры на Японию очевидно: у китайцев японцы восприняли письменность в виде иероглифов, уверовали в буддизм, конфуцианство, обожествление верховного правителя. Так же, как и в древнем Китае, даже высокий сановник под страхом смертной казни должен был вползать и выползать из тронной резиденции правителя так,

чтобы все время быть обращенным к нему лицом У китайцев были переняты меры весов и длины.

Однако феодальная система Японии имела свои особенности. Появление первых племенных союзов на её территории относят к IV в., а их объединение - к V в. В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три основные стадии:

—VII—XII вв. — раннее средневековье: феодальные отно­шения только начинают складываться;

—XIII—XVII вв. — развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевлас­тием сегуна — «великого воеводы, покорявшего варваров»;

—XVIII—XIX вв. — позднее средневековье: феодальные отношения сегуната переживают кризис, начало их распада.

В VII в. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, уступив место фео­дализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относи­тельно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (до­словно — «Сын Неба» — Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний город Киото.

Утверждение раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ, получивших название «Ма­нифест Тайка» (646 г.), согласно которым почти все обще­ственные земли стали государственной собственностью, а население — подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные — от крестьянина до аристократа и «подлые»— рабы, полусво­бодные. Государственная надельная, подушная подать рас­пространялась почти на все население.

Эти реформы имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение ранне­феодального государства во главе с наследственным монар­хом - императором. В эру Тайка создается Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца Второй мировой войны. Впоследствии, с ростом благосо­стояния и усилением клановых распрей, в Японии увеличи­вается политическое влияние буддийских иерархов. Поэто­му к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: Императорский двор; домоуп­равление правящего клана; буддийские монастыри. По дости­жении совершеннолетия император, как правило, принуди­тельно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник — послушное орудие в руках npta I щего клана и буддийских иерархов. Так постепенно склады валась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае принадлежала Большому Государственному совету, разраба­тывавшему общие направления государственной политики.

Возглавлял Государственный совет канцлер, или «стар­ший министр», а непосредственные функции управления им осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые в свою очередь опирались на «старших» и «младших» советников.

Государственному совету подчинялось восемь министерств (императорского двора, «общих дел», финансов, юстиции и др.) которые, в отличие от Китая, были тесно связаны с импера­торским домом.

Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров, следила за «чистотой обычаев и нравов» и про­водила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.

Кардинальные перемены в стране наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны — «великие воеводы, поко­ряющие варваров» — и создают свои правящие династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначе­ния одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятежных варварских племен). В общем значении сегун -это военный диктатор, ставший наследственным должнос­тным лицом, который доминировал над всеми властными структурами Японии с 1192 по 1867 г. Режим сегуната име­новался также бакуфу — «правительство в походной палат­ке». Всего за свою историю Япония пережила три сегуната.

На протяжении нескольких веков статус императора как главы государства был номинальным, поскольку вся адми­нистративная и судебная иерархия находилась под контро­лем сегуна — военачальника. Император почти безвыездно жил в своем дворце, причем видели его преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обыч­но по достижении некоторого возраста государи отказыва­лись от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция,

поощрявшая удаление от мирских дел в уединенные мо­настырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть сегуна обычно переходила к его сыну. Ха­рактерно, что в договорах с иностранцами сегуна, нереши­тельного в своих властных возможностях, называли тайкун (великий государь).

Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), сам себя он именовал «котей», а для инос­транцев наиболее употребительным оказался титул «мика­до», заимствованный из поэтического словаря и означаю­щий что-то вроде «свет-государь».

С установлением первого сегуната Минамото (1192-1333) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность стра­ны, подавить распри, укрепить государство и свою власть. Характерной чертой первого сегуната было сохранение ста­туса императора как номинального главы государства, кото­рый обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными по­честями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгу-нате какой-либо заметной политической роли. Сегунату не сразу удалось создать постоянную политико-администра­тивную систему своего режима. С начала XIII в. император­ский двор становится центром феодальной оппозиции.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат при­обретает довольно поздно - к XVII в. (третий сёгунат То-кугава, с 1603 г.), когда ужесточаются методоы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с этих пор политическая воля императора вообще перестала учитываться, а в императорс­кой столице (г. Киото) была введена новая должность намес­тника сегуна — сёсм-бая, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же (1635 г.) сёгунат вводит систему заложничества, при которой все дайме (крупные землевладельцы, князья) должны были попеременно про­живать в доме сегуна, а возвращаясь в свои владения, ос­тавлять в Эдо, столице сегуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским дво­ром прежних времен сёгунат Токугава ввел должности стар­ших советников, входивших в Государственный совет сегуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и конт­ролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской, финансовой. Младшие советники правительства Токугава ведали гвар­дией сегуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В веде­нии министерства юстиции, например, были два управле­ния - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследс­твенными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направ­лялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда феодалы условно под­разделяются на две основные группы: гокенин - непосредс­твенные вассалы правителя-сёгуна; хигокенин — иные вас­салы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (дайме), владельцы круп­ных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохраняв­шие титулы и привилегии.

Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава и в 1615 г. издается «Закон 18 статей», которым регламентируются правовые статусы четырех ос­новных сословий японского общества: самураев - си; крес­тьян - но; ремесленников - ко; торговцев - сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия — кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу ри­совые пайки от сегуна. Исключались из общества социаль­ные изгои — эта.

Крестьяне-общинники фактически находились в поземель­ной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать — рисовая рента зависимых крес­тьян доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холо­пы — они фактически были рабами.

Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604 г.). Но право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм.

Японцы — законопослушная нация, у которой культ пра­вителя весьма устойчив и сохранился до наших дней, хотя император Японии только царствует, но не управляет.

Правосознание народа средневековья во многом опре­делялось религией. Древняя религия японцев — синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с про­никшим в страну буддизмом. Сосуществование двух рели­гий стало своеобразным духовным плюрализмом. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались населением при радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке уро­жая, повышении по службе, очищении грехов путем омо­вения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на поминках. День поминовения усопших отмечали песнями и танцами. Буддизм, как известно, отрицая реаль­ность существующего мира, утверждает истинность потус­тороннего мира «вечного блаженства».

Приверженность японцев своим вероучениям, духовным ценностям частично объясняет закрытость страны до сере­дины XIX в. Ее жители подозрительно относились к про­поведникам иной веры, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев в страну разрешался только для торгов­ли и через один порт - Нагасаки.

Нормы поведения, близкие установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии гири: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; внесемьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но прежде всего - мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае не­подчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собствен­ному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри кас­ты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких га­рантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был со­ставлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нор­мы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В законах феодальной Японии подробно расписаны пра­ва и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клят­ву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обя­зывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, готовым на самопожертвование. Настоя­щий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обе­та: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.

Каждая социальная группа должна была выполнять в го­сударстве строго определенные функции, причем обязан­ности каждого периодически уточнялись в сборниках рииу-рё. Характерно, что «карательные» нормы обозначались тер­мином «рицу», а административно-применительные - тер­мином «рё».

Идеи и призывы конституции Сетоку 604 г. нашли воп­лощение в последующем законодательстве, которое содейс­твовало преодолению клановой раздробленности и станов­лению единого централизованного государства. Из наибо­лее известных правовых сборников Японии раннего сред­невековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Еро рицу-рё (718 г.). Тайхо большей частью посвящен регулированию земельных отношений, а Ёро — уголовным и административным пред­писаниям.

«Тайхо-рё» представляет собой сборник тридцати зако-ноустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций по справедливому осуществ­лению общественных обязанностей правителя и народа и со­блюдению традиционных морально-этических требований.

«Еро рицу-рё» регулирует преимущественно сферу уп­равления, включая судебную. К наиболее тяжким преступ­лениям здесь отнесены посягательства на носителей госу­дарственно-властных обязанностей, а также на родственни­ков по восходящей линии. Утверждается солидарная ответс­твенность наряду с персонализированной и должностной; различается степень соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий предусмотре­но смягчение наказаний. Законом строго каралось пользо­вание запрещенной литературой. К ней были причислены сочинения по астрономии, китайскому военному искусст­ву, придворный семидневный календарь, некоторые гада­тельные книги. Запреты на книги, по всей видимости, были наложены в интересах определенного слоя читателей, поль­зующихся доверием или покровительством государя.

В период третьего сёгуната Токугавы оживилось зако­нотворчество, самым крупным достижением которого стал Закон 18статей Иэясу Токугавы, регламентировавший ста­тус императора и даймё, а также правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев - си; крестьян — но; ремесленников — ко; торговцев — сё.

Как решительную ответную реакцию властей на попыт­ки возврата к старым порядкам и законам следует рассмат­ривать Кодекс 100статей (1742 г.) главной заслугой которо­го явилось обобщение основного содержания признанных законов, в том числе Тайхо и Ёро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: