Вопрос
Вопрос
Япония - одна из современных великих мировых держав, ее населяет трудолюбивый, талантливый народ, который имеет многовековую, самобытную культуру. Название страны происходит от слова Ниппон– буквально «страна, восходящего солнца». Островное положение страны, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические древности, опираясь на которые, можно воссоздать развитие государственно-правовой истории.
Все попытки захватчиков из соседних стран поработить Японию терпели неудачу. Правда, в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров, в знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань.
Влияние китайской культуры на Японию очевидно: у китайцев японцы восприняли письменность в виде иероглифов, уверовали в буддизм, конфуцианство, обожествление верховного правителя. Так же, как и в древнем Китае, даже высокий сановник под страхом смертной казни должен был вползать и выползать из тронной резиденции правителя так,
|
|
чтобы все время быть обращенным к нему лицом У китайцев были переняты меры весов и длины.
Однако феодальная система Японии имела свои особенности. Появление первых племенных союзов на её территории относят к IV в., а их объединение - к V в. В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три основные стадии:
—VII—XII вв. — раннее средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;
—XIII—XVII вв. — развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевластием сегуна — «великого воеводы, покорявшего варваров»;
—XVIII—XIX вв. — позднее средневековье: феодальные отношения сегуната переживают кризис, начало их распада.
В VII в. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, уступив место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно — «Сын Неба» — Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний город Киото.
Утверждение раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ, получивших название «Манифест Тайка» (646 г.), согласно которым почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население — подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные — от крестьянина до аристократа и «подлые»— рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.
|
|
Эти реформы имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом - императором. В эру Тайка создается Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца Второй мировой войны. Впоследствии, с ростом благосостояния и усилением клановых распрей, в Японии увеличивается политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: Императорский двор; домоуправление правящего клана; буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник — послушное орудие в руках npta I щего клана и буддийских иерархов. Так постепенно склады валась традиция двоевластия.
Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики.
Возглавлял Государственный совет канцлер, или «старший министр», а непосредственные функции управления им осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые в свою очередь опирались на «старших» и «младших» советников.
Государственному совету подчинялось восемь министерств (императорского двора, «общих дел», финансов, юстиции и др.) которые, в отличие от Китая, были тесно связаны с императорским домом.
Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров, следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.
Кардинальные перемены в стране наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны — «великие воеводы, покоряющие варваров» — и создают свои правящие династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятежных варварских племен). В общем значении сегун -это военный диктатор, ставший наследственным должностным лицом, который доминировал над всеми властными структурами Японии с 1192 по 1867 г. Режим сегуната именовался также бакуфу — «правительство в походной палатке». Всего за свою историю Япония пережила три сегуната.
На протяжении нескольких веков статус императора как главы государства был номинальным, поскольку вся административная и судебная иерархия находилась под контролем сегуна — военачальника. Император почти безвыездно жил в своем дворце, причем видели его преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция,
поощрявшая удаление от мирских дел в уединенные монастырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть сегуна обычно переходила к его сыну. Характерно, что в договорах с иностранцами сегуна, нерешительного в своих властных возможностях, называли тайкун (великий государь).
Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), сам себя он именовал «котей», а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий что-то вроде «свет-государь».
С установлением первого сегуната Минамото (1192-1333) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство и свою власть. Характерной чертой первого сегуната было сохранение статуса императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгу-нате какой-либо заметной политической роли. Сегунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.
|
|
Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно - к XVII в. (третий сёгунат То-кугава, с 1603 г.), когда ужесточаются методоы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с этих пор политическая воля императора вообще перестала учитываться, а в императорской столице (г. Киото) была введена новая должность наместника сегуна — сёсм-бая, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же (1635 г.) сёгунат вводит систему заложничества, при которой все дайме (крупные землевладельцы, князья) должны были попеременно проживать в доме сегуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сегуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.
По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сегуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской, финансовой. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сегуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.
Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.
|
|
Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда феодалы условно подразделяются на две основные группы: гокенин - непосредственные вассалы правителя-сёгуна; хигокенин — иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.
Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (дайме), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.
Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава и в 1615 г. издается «Закон 18 статей», которым регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев - си; крестьян - но; ремесленников - ко; торговцев - сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия — кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сегуна. Исключались из общества социальные изгои — эта.
Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать — рисовая рента зависимых крестьян доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы — они фактически были рабами.
Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604 г.). Но право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм.
Японцы — законопослушная нация, у которой культ правителя весьма устойчив и сохранился до наших дней, хотя император Японии только царствует, но не управляет.
Правосознание народа средневековья во многом определялось религией. Древняя религия японцев — синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с проникшим в страну буддизмом. Сосуществование двух религий стало своеобразным духовным плюрализмом. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались населением при радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на поминках. День поминовения усопших отмечали песнями и танцами. Буддизм, как известно, отрицая реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира «вечного блаженства».
Приверженность японцев своим вероучениям, духовным ценностям частично объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к проповедникам иной веры, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев в страну разрешался только для торговли и через один порт - Нагасаки.
Нормы поведения, близкие установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии гири: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; внесемьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но прежде всего - мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.
Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.
В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, готовым на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.
Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого периодически уточнялись в сборниках рииу-рё. Характерно, что «карательные» нормы обозначались термином «рицу», а административно-применительные - термином «рё».
Идеи и призывы конституции Сетоку 604 г. нашли воплощение в последующем законодательстве, которое содействовало преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного государства. Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Еро рицу-рё (718 г.). Тайхо большей частью посвящен регулированию земельных отношений, а Ёро — уголовным и административным предписаниям.
«Тайхо-рё» представляет собой сборник тридцати зако-ноустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций по справедливому осуществлению общественных обязанностей правителя и народа и соблюдению традиционных морально-этических требований.
«Еро рицу-рё» регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям здесь отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждается солидарная ответственность наряду с персонализированной и должностной; различается степень соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий предусмотрено смягчение наказаний. Законом строго каралось пользование запрещенной литературой. К ней были причислены сочинения по астрономии, китайскому военному искусству, придворный семидневный календарь, некоторые гадательные книги. Запреты на книги, по всей видимости, были наложены в интересах определенного слоя читателей, пользующихся доверием или покровительством государя.
В период третьего сёгуната Токугавы оживилось законотворчество, самым крупным достижением которого стал Закон 18статей Иэясу Токугавы, регламентировавший статус императора и даймё, а также правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев - си; крестьян — но; ремесленников — ко; торговцев — сё.
Как решительную ответную реакцию властей на попытки возврата к старым порядкам и законам следует рассматривать Кодекс 100статей (1742 г.) главной заслугой которого явилось обобщение основного содержания признанных законов, в том числе Тайхо и Ёро.