Темы и вопросы для обсуждения. Национальное законодательство об образовании. Содержание права на образование. Образовательные уровни в Российской Феде-рации. Обеспечение права на

Национальное законодательство об образовании. Содержание права на образование. Образовательные уровни в Российской Феде-рации. Обеспечение права на образование отдельных категорий граждан.

Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рекомендуемая литература

Рекомендуемые нормативные акты

1. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью

и развитию: федер. закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан (утв. ВС Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1).

3. О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Постановле-ние Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907.

1. Каменская, Н.А. Проблемы формирования общих принципов реа-лизации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую по-мощь в Российской Федерации / Н.А. Каменская // Медицинское право. –

2011. – № 4. – С. 20 – 24.

2. Сергеев, Ю.Д. Модернизация законодательства: проект Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» / Ю.Д. Сер-

геев, Е.А. Боговская // Медицинское право. – 2011. – № 4. – С. 3 – 10.  
3. Соколов, А.Б. Социальная политика и социальное здоровье в
трансформационных процессах современного российского общества /
А.Б. Соколов // Общество и право. – 2010. – № 2. – С. 281 – 285.  
4. Путило, Н.В. Законодательство Российской Федерации об охране
       

здоровья граждан: на пороге перемен / Н.В. Путило // Журнал российско-

го права. – 2010. – № 10. – С. 36 – 45.

5. Рабец, А.М. Конституционные предпосылки права человека на компенсацию вреда, причинённого жизни и здоровью, и его место в системе основных прав и свобод человека в Российской Федерации / А.М. Рабец // Гражданское право. – 2009. – № 3. – С. 3 – 6.



Право на образование – одно из наиболее существенных конститу-ционных социальных прав человека; оно создаёт предпосылку для разви-тия как личности, так и общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и не-которых других образовательных учреждениях; общедоступность образо-вания; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, свет-ское) для своего ребёнка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на статье 26 Всеобщей декларации прав человека.

Основу национального законодательства об образовании составляют: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 под образо-ванием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конста-тацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государ-ством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понима-ется достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Как уже было отмечено, право на образование является одним из ос-новных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Фе-дерации и осуществляется в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации и нормами международного права.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая про-грамма развития образования. До 2015 г. такая программа утверждена



Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы». Программа представляет собой комплекс обеспеченных бюджетным финансированием государственных гарантий в сфере обра-зования.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность по-лучения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возрас-та, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплат-ность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образо-вания, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессио-нального, высшего профессионального и послевузовского профессио-нального образования в государственных и муниципальных образова-тельных учреждениях в пределах федеральных государственных образо-вательных стандартов, федеральных государственных требований.

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование – бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт рас-ходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для феде-ральных государственных образовательных учреждений, законами субъ-ектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находя-



щихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осу-ществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспе-чивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и(или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и соци-альной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Государство оказывает содействие в получении образования гражда-нами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Рос-сийской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1. Нормативные основы национального законодательства об образо-

вании.

2. Содержание права на образование.

3. Образовательные уровни в Российской Федерации.

4. Обеспечение права на образование отдельных категорий граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: