1. в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:
- исходные, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);
- общие, которые присущи общей части той или иной отрасли "права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
- специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2.в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
|
|
3.в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4. в зависимости от методов правового регулирования -на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные. "(содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5. в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).
6. в зависимости от функций — на регулятивные (содержащие предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7. в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например, нормы Конституции РФ) и специальные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8. в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например, нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например, санкции статей
|
|
9. в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например, нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10. в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11. в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например, принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например, возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку колледжа книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например, нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12. в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
3.Общая характеристика теорий происхождения государства и права.
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории: