Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.
Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 1, 3 ст. 5 Конституции).
Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.
Однако российский федерализм - не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике, но и форма демократизации управления государством.
Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним согласно Конституции Российской Федерации (ст. 5) относятся:
- государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
- равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.
14. Законодательная власть в системе разделения государственной власти.
Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения гос.власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему сдержек и противовесов. Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти. Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы сдержек и противовесов. Законодательная власть может контролировать исполнительную власть путем издания обязательных для нее законов.
Принцип разделения властей является основным конституционным принципом. Этот принцип является общепризнанным и принимается за модель системы государственных органов практически во всех демократических государствах.
Носители гос. власти – гос. органы, наделенные в соответствии с законом соответствующими полномочиями.
Власть - способность воздействовать на других помимо их воли, используя принуждение. Власть - общественное явление. Государство – форма организации политической власти.
1. законодательная (принятие законов, например, Гос.Дума)
2. исполнительная (осуществление управленческих функций, например, Правительство РФ)
3. судебна я (применение закона - Верховный Суд РФ)
Принцип разделения властей провозглашает верховенство законодательной власти и подзаконность судебной и исполнительной властей.
Деление органов на исполнительные, законодательные и судебные не абсолютно. Например, Президент РФ занимает особое место в системе гос.власти и не может быть отнесен к какой-либо ветви власти. В российской системе гос.органов он выполняет роль арбитра между другими органами. Президент РФ является главой гос-ва, осуществляет управленческие полномочия и в то же время издает Указы.
Гос.Дума является законодательным органом и в то же время назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ. Верховный Суд является судебным органом, однако вправе издавать руководящие разъяснения, обязательные для нижестоящих судов.
Особое место в системе гос.власти занимает прокуратура. В Конституции РФ она рассматривается в главе, посвященной судебной власти, однако к судебной власти она не относится, поскольку не вправе осуществлять правосудие, а образует особую ветвь власти.
Органы различных ветвей власти осуществляют различные функции, самостоятельны и независимы друг от друга. В то же время органы, осуществляющие различные функции, способны оказывать влияние друг на друга, сотрудничать в достижении общегосударственных целей. Таким образом обеспечивается определенное равновесие между ними.
Разделение властей является одной из основ конституционного строя.
Принцип разделения властей является предпосылкой правового гос-ва и верховенства права.
Парламент - это общее название высшего выборного представительного органа законодательной власти государства.
Функции парламента состоят в следующем:
- законодательствовать, принимая законы страны,
- представительствовать, выражая общественные интересы,
- контролировать правительство, исполняющее законы.
Совокупность функций и полномочий парламента составляют его компетенцию. Компетенция парламента может быть ограничена чётким набором вопросов или быть неограниченной.
С точки зрения структуры существуют однопалатные, двухпалатные и трёхпалатные парламенты. В большинстве стран — двухпалатные. Как правило, члены верхней палаты назначаются, а нижней выбираются.
В России первые учреждения парламентского типа появилось в 1906 году и просуществовало до 1917 года, имел ограниченные полномочия.
При советской власти данный орган власти работал на основе принципов партийного подчинения, но не парламентских принципов.
В 1993-ем году Конституция РФ впервые назвала высший законодательный орган власти парламентом.