Общегосударственных органов управления

Образование единого Российского государства и формирование

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ ЕДИНОГО

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о возникновении Древнерусского государства. Выявите основные этапы в процессе формирования государственности у восточных славян.

2. Раскройте сущность норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Кто является ее автором?

3. Охарактеризуйте государственный строй Киевской Руси. Какие элементы родового самоуправления сохранились в управлении Древнерусским государством?

4. Перечислите должностные лица княжеской администрации.

5. Что собой представляла десятичная система управления?

6. Назовите черты дворцово-вотчинной системы управления.

7. Какие институты древнерусской государственности олицетворяли монархическое, аристократическое и демократическое начала в управлении?

8. Какую роль сыграло принятие христианства в развитии государственности на Руси?

9. Расскажите об установлении очередного (лествичного) порядка престолонаследия. Выявите его сильные и слабые стороны.

10. Дайте сравнительную характеристику реформам государственного управления Ольги, Владимира и Ярослава Мудрого.

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (КОНЕЦ XV – XVII вв.)

Объединение русских земель вокруг Москвы. Преодоление политической раздробленности и создание централизованных государств – закономерный процесс в развитии феодализма. В его основе лежали прежде всего социально-экономические факторы: рост сельскохозяйственного производства, включение феодального хозяйства в торговые связи, появление новых и укрепление старых городов – центров ремесла и торговли. В конце XIII – начале XIV вв. на Руси появляются первые признаки возрождения разоренного ордынским нашествием хозяйства страны: восстанавливаются города, осваиваются новые территории, расширяются торговые связи между отдельными русскими землями. Постепенно начинают вызревать социально-экономические предпосылки для объединения княжеств Северо-Восточной Руси.

В отличие от стран Западной Европы, где объединительный процесс всецело детерминировали социально-экономические факторы, на Руси его мощным катализатором выступил внешний фактор – необходимость объединения сил для свержения ордынского ига. Доминирование политических предпосылок определило особенности образования единого Российского государства: оно сложилось задолго до зарождения буржуазных отношений; укрепление великокняжеской власти происходило за счет подчинения ей сословий; формировавшееся единое государство с самого начала носило многонациональный характер.

Центром объединения русских земель стала Москва. Процесс образования единого государства начинается на рубеже XIII – XIV вв. и завершается в начале XVI в. Он шел одновременно по трем направлениям: 1) объединение русских земель вокруг Москвы; 2) формирование общегосударственных органов управления; 3) борьба за свержение ордынского ига.

В этом процессе обычно выделяют четыре этапа:

I этап – возвышение Москвы (первая половина XIV в.);

II этап – превращение Москвы в общенациональный центр борьбы с монголо-татарскими завоевателями (вторая половина XIV – начало XV вв.);

III этап – феодальная война в Великом княжестве Московском (вторая четверть XV в.);

IV этап – завершение объединения русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига (время правления Ивана III и Василия III).

Московское княжество как самостоятельный удел возникло в конце XIII в. Его первым князем стал Даниил Александрович – младший сын Александра Невского. Удобное географическое и экономическое положение Москвы в центре русских земель, на перекрестке торговых путей, относительная удаленность от внешних врагов обусловили ее быстрое развитие. Но главной причиной стремительного возвышения Москвы среди других городов Северо-Восточной Руси была целеустремленная и гибкая политика правивших в ней князей. Уже при Данииле Александровиче (1276 – 1303) территория Московского княжества увеличилась почти вдвое. Его сын и преемник – Юрий Данилович (1303 – 1325) начинает борьбу с Тверью за великое владимирское княжение и добивается в 1318 г. от хана Узбека великокняжеского ярлыка.

Но особенно успешной была деятельность московского князя Ивана I Даниловича Калиты (1325 – 1340). Получив в 1328 г. ярлык на великое княжение, он сумел закрепить его за московскими князьями. Другим крупным его успехом стало заключение тесного союза с православной церковью. Митрополит Петр фактически перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, превратив ее в религиозный центр Руси. Иван Калита добился также права сбора дани со всех русских княжеств и доставки ее в Орду. В его правление Москва превращается в самое богатое княжество на Руси. Он значительно расширил территорию Московского княжества, свою зависимость от Москвы признали Галицкое, Угличское и Белозерское княжества. Сыновья Ивана Калиты – Семен Иванович Гордый (1340 – 1353) и Иван II Иванович Красный (1353 – 1359) продолжили политику своего отца.

Усиление позиций Москвы серьезно обеспокоило золотоордынских ханов, склонявшихся к поддержке ее противников и периодически лишавших московских князей ярлыка на великое княжение. Князь Дмитрий Иванович Донской вступил в открытое противоборство с Золотой Ордой. В 1380 г. русское войско под его командованием разгромило основные силы Орды на Куликовом поле. И хотя эта победа не привела к ликвидации ордынского ига (в 1382 г. хан Тохтамыш захватил и сжег Москву), политическая зависимость Северо-Восточной Руси от Золотой Орды значительно ослабла. Это позволило Дмитрию Донскому завещать великокняжеский престол своему сыну Василию I как свою вотчину и передать его без санкции ордынского хана. Василий I (1389 – 1425) присоединил к Москве территорию Нижегородского княжества (1393 г.), а также часть владений Великого Новгорода (Двинскую землю и находившиеся в совместном управлении Москвы и Новгорода Вологду, Волок-Ламский и Бежецкий Верх).

После смерти Василия I в Великом княжестве Московском вспыхнула междоусобная война. Поводом к ней послужил спор о порядке наследования великокняжеского престола. Василий I завещал его своему десятилетнему сыну – Василию II, но права последнего попытался оспорить дядя малолетнего князя – Юрий Дмитриевич. Усобица приняла затяжной характер и поставила под угрозу продолжение объединительного процесса. Однако Василию II удалось одержать победу над своими противниками. Несмотря на занятость внутренними делами, правительство Василия II отвергло навязанную папским престолом унию между православной и католической церквями. С 1448 г. русская православная церковь стала фактически независимой от константинопольского патриархата.

При Иване III (1462 – 1505) и Василии III (1505 – 1533) объединение русских земель вокруг Москвы вступает в завершающую стадию. В 1463 г. к Москве было присоединено Ярославское княжество, в 1474 – Ростовское, в 1471 – 1478 гг. Новгородская земля, в 1485 г. – Тверское княжество, в 1489 г. – Вятская земля. Осенью 1480 г. было ликвидировано ордынское иго. В начале XVI в. при Василии III в состав Великого княжества Московского вошли Псковская земля (1510 г.), Рязанское княжество (1521 г.) и отвоеванный у Литвы Смоленск (1514 г.). Великое княжество Московское превратилось в Русское государство.

Укрепление великокняжеской власти. В XIV – первой половине XV в. политический строй Московского княжества ничем не отличался от политической системы, сложившейся в большинстве земель Северо-Восточной Руси. Московский князь обладал высшей судебной и административной властью, являлся верховным собственником всей земли. При нем, как и в других княжествах, существовала Боярская дума, в состав которой входили наиболее знатные феодалы. Большую роль продолжал играть глава московского городского ополчения – тысяцкий. Эта должность в Москве считалась наследственной и была упразднена при князе Дмитрии Ивановиче в 1373 г. Управление на местах было сосредоточено в руках кормленщиков. В составе Московского княжества время от времени образовывались уделы во главе со своими князьями, которыми, как правило, были братья или сыновья великого князя. В пределах своих владений они обладали державными правами, но обязаны были подчиняться великому князю и выполнять его волю.

В процессе завершения объединения русских земель вокруг Москвы в системе управления Великим княжеством Московским происходят значительные перемены. Главное изменение касается статуса великого князя. Из верховного сюзерена, каковым он являлся в Северо-Восточной Руси удельного периода, великий князь превращается в главу государства. Удельные князья и бояре, постепенно утрачивающие свой иммунитет, становятся подданными великого князя. В 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора – Софии Палеолог. Этот брак способствовал дальнейшему укреплению великокняжеской власти. При дворе стал утверждаться заимствованный из Византии пышный и торжественный церемониал, который лишний раз должен был подчеркнуть новое положение великого князя, его огромное превосходство над княжеско-боярской аристократией. После присоединения Твери к Москве Иван III именует себя в официальных дипломатических документах «государем всея Руси», а иногда и «царем» (последний титул использовался в сношениях с Ливонским орденом и небольшими немецкими княжествами). С конца XV в. на печатях московского князя появляется двуглавый орел, по мнению большинства историков, также заимствованный из Византии (некоторые ученые – Н.П. Лихачев, Н.А. Соболева, Г. Алеф и др. – отрицают византийское происхождение российского двуглавого орла, полагая, что он пришел на Русь из Священной Римской империи). В политическом лексиконе начинает употребляться термин «самодержец». Высокое положение монарха получает идеологическое обоснование в «Сказании о князьях Владимирских», в котором родословная московских государей выводилась от римского императора Августа и в политико-религиозной доктрине «Москва – третий Рим», сформулированной старцем псковского Елизарова монастыря Филофеем. В его посланиях великому князю Василию III последний именуется «богоизбранным, боговенчанным, высокопрестольнейшим и вседержавным».

Однако власть великого князя еще не стала настолько сильной, чтобы превратиться в неограниченную монархию. И Иван III и Василий III мирились с существованием в составе Российского государства небольших удельных княжеств, принадлежавших их сыновьям и братьям.

Важнейшее место в системе государственного управления занимала Боярская дума, выросшая из совета при князе. Члены Боярской думы назначались («жаловались») великим князем. При этом он должен был считаться с системой местничества, т.е. давать думные чины в зависимости от знатности происхождения. Наиболее высокое место в местнической иерархии занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей – Рюриковичи и Гедиминовичи. Сохраняли свои позиции и представители старомосковского боярства, многие десятилетия верно служившие московским князьям. Бояре занимали в государстве все важнейшие должности, как военные, так и гражданские.

В конце XV – начале XVI вв. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчиной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появлялись специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. В начале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы – Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования органов государственного управления растянулся на несколько десятилетий и занял всю первую половину XVI в.

Об усилении власти великого князя и государственной централизации свидетельствовало принятие в 1497 г. Судебника – свода общерусских законов. В нем устанавливались единые уголовные и судебно-процессуальные нормы. Впервые в общегосударственном масштабе ограничивалось право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню. Значительное место в Судебнике отводилось центральному и местному управлению, а также великокняжескому суду.

Местное управление и самоуправление в период собирания русских земель. На рубеже XIII – XIV вв. Северо-Восточная Русь представляла собой конгломерат великих и удельных, больших и малых княжеств и земель, находившихся в номинальной зависимости от великого князя владимирского. По мере возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель, последние теряли остатки былой самостоятельности и превращались в составные части нового государства. Административное устройство Великого княжества Московского периода собирания русских земель отразило всю сложность этого процесса.

Территория Московского княжества состояла из уездов, волостей и станов. Четкого разграничения этих понятий не существовало. Волостью первоначально называлась вся территория того или иного княжества, позднее этот термин стал применяться для обозначения небольшого сельского округа, возникшего на основе крестьянской общины. Несколько волостей, тяготевших к какому-либо центру, составляли уезд. Бывшие самостоятельные княжества после их присоединения к Москве становились отдельными уездами или разделялись на несколько уездов. Станами, появившимися не ранее XIV в., обычно именовались волости, расположенные рядом с уездным городом. Иногда относительно крупные станы делились на волости, а волости, наоборот, – на станы.

Управление на местах находилось в руках княжеских наместников и волостелей. Они назначались из числа бояр и направлялись в города, пригородные станы (наместники) и волости (волостели). Жалованье из казны за свою службу они не получали и должны были вместе с подчиненными содержаться за счет подвластного населения. Содержание наместника или волостеля состояло из кормов и пошлин, поэтому представители княжеской администрации на местах назывались кормленщиками, а система местного управления – кормлениями.

Корма вносились не отдельными лицами, а различными общностями – крестьянскими общинами, корпорациями купцов и посадских людей и т.д. При вступлении княжеского представителя в должность, население платило ему «въезжий корм». Кроме того, кормленщик трижды в год (на Рождество, Пасху и Петров день) получал «праздничный корм». Корм давался натурой (хлеб, мясо, сукно, ремесленные изделия и т.д.), для лошадей кормленщиков поставлялись овес и сено.

В отличие от кормов пошлины уплачивались отдельными лицами. Кормленщики собирали в свою пользу судебные, таможенные, свадебные, за клеймение лошадей и прочие виды пошлин.

Наместники и волостели осуществляли на подведомственной территории административно-полицейские, судебные и военные функции. Им помогали тиуны, ведавшие хозяйством, судьи, доводчики (лица, осуществлявшие вызов в суд), праветчики (судебные исполнители) и др. Все эти должностные лица являлись, как правило, дворовыми слугами наместников и волостелей.

Система кормлений порождала произвол и злоупотребления местных властей, использовавших пребывание на «кормовых» должностях для личного обогащения. Поэтому с XV в. московские князья стали регламентировать кормления. Размеры кормов определялись в специальных кормленных (выдавались кормленщикам) и уставных (выдавались населению города или уезда) грамотах. Срок пребывания в должности кормленщика ограничивался одним – тремя годами. В конце XV – начале XVI вв. натуральные корма переводятся в денежные, а сбор самих кормов передается выборным от населения. В городах появляются назначаемые князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от земельного, финансового и даже судебного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: