Право античных государств

Античность.

Античное общество формируется на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Но первые протогосударства возникают здесь в III-II тыс. до н.э. под влиянием восточного мира. На Балканском полуострове смешиваются различные этносы, культуры. Одна из первых цивилизаций там – крито-микенская цивилизация. В эту цивилизацию появляются государство переходного характера. => монархии (кносская…). Характерно наличие крупного храмового хозяйства, наличие земледельческой общины. Скачкообразное развитие. Особенности становления государственности в античном мире были предопределены природно-географическим фактором. В Греции мало значение земледелия, но сложились благоприятные условия для развития ремесла. Так в 1 тыс. до н.э. использовались орудия труда из железа => повышение эффективности и индивидуальности труда. Природные условия оказали влияние и на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты препятствовали политическому объединению страны, делали ненужным централизованное управление. Таким образом, естественные барьеры предопределили возникновение небольших по территории городов-государств – полисов. В совокупности они образовывали полисную систему. Море играло огромную роль в жизни античного общества: обеспечивало связь с другими полисами, колониями, странами; море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства и создавали открытую общегреческую политическую культуру, цивилизацию. Но с точки зрения внутренней организации античный полис представлял собой закрытую организацию, так как оно было только для граждан, за рамками его оставались рабы и чужеземцы. Благами полиса могли пользоваться только граждане, пришельцы были ограничены в правах. Для граждан полис был своего рода микрокосмосом со своими священными политическими корнями, традициями, правом. Но существовали некоторые различия между полисами. Все они первоначально были организованы как республики. Но разные: демократические, теократические, олигархические.

В 6-5 вв. до н.э. на первый план выдвигаются два наиболее крупных полиса: Афины и Спарта. Вся история государственности Древней Греции развивалась под лозунгом разногласий между Афинами и Спартой. Отличия:

  • В Афинах получили распространение частное собственность, рабство, рыночные отношения, сложилась гражданская община. Античная демократия достигла своей вершины.
  • Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое пыталось сохранить равенство спартиатов и поэтому сдерживало искусственно развитие частной собственности. Население Спарты: спартиаты, периэки, илоты. Сохранить единство спартиатов было необходимо для подавления огромной массы илотов.

Причина гибели древнегреческой государственности – внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство связано заранее данными территориальными и политическими параметрами и не имело простора для политического маневра и для дальнейшей политической эволюции.

На ранних этапах развития право по уровню юридической техники, а также степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами Востока. Развитие права в античных полисах осуществлялось в рамках отдельных полисов, также уровень развития демократических институтов в отдельных полисах отражен был в праве. Активно развивается правотворческая деятельность. Право освобождается от религиозно-мифологической оболочки. Это отличие от восточных деспотий. На смену неписанным обычаям приходит закон, имеющий светский характер, выраженный в письменной форме. Таким образом, право в античном мире становится авторитетным и обязательным регулятором полисной жизни. В Афинах в конце 7 века до н.э. появляется письменное право – законы Драконта (за убийство, кражу, прелюбодеяние – смерть). В Риме правовые обычаи подверглись переработке и были записаны в законах 12 таблиц. В этих законах предусматривалось правило, согласно которому решение народного собрания является законом. В Афинах право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и справедливостью. => Складывается правовое государство. В римском обществе складывается культ права. Для римлян безусловное следование законам было не только юридической обязанностью, но и делом чести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: