Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.
В свое время Ш.Л. Монтескье верно заметил: «Когда я собираюсь ехать в какую-либо страну, я не смотрю, какие там законы; я смотрю на то, как они там реализуются». Этими словами подтверждается старая истина: реализация законов волнует людей больше, чем наличие самих законов, которые могут быть хорошими на бумаге и неэффективными в процессе осуществления.
Многообразие общественных отношений, отраслей права и способов правового регулирования, закрепления юридических требований в нормативных актах обусловливают и различие в формах реализации права.
гыре f |
В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:
соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться; примером может служить выполнение субъектом уголовно-правовых норм, т.е. несовершение краж, разбойных нападений, иных преступлений);
|
|
исполнение (связано с выполнением обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны; так, согласно трудовому законодательству, администрация предприятий, организаций обязана предоставлять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка); использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага; примером такой формы реализации является право на образование, которое реализуется субъектами права); применение (это властная деятельность компетентных орга- нов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный
Глава 16. Применение права
акт; например, в соответствии с уголовным кодексом суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления).
§ 2. Применение как особая форма реализации права
Значительная часть правоотношений может возникать, развиваться и прекращаться только на основании специального решения компетентных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Так, мэрия города дает разрешение кооперативу на строительство жилого дома, директор колледжа издает приказ о зачислении абитуриентов, успешно выдержавших вступительные экзамены, и т.п.
|
|
Подобная деятельность и называется, правоприменением или применением норм права. Применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.).
Применение — особая форма реализации права-и характеризуется тем, что:
т носит властный характер;
J?\ имеет ряд стадий (установление фактической и юридической обловы дела, принятие решения);
.^осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;
_/.,) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.
Правоприменение необходимо в тех случаях, когда: А ■•• субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности;
возникает потребность в государственном принуждении; имеется спор по поводу юридического факта; необходимо определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей, например в случае утраты документов;
4-- |
принимается решение о награждении заслуженных граждан;
необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость, например, назначить день проведения выборов или референдума и т.д.
§ 4. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды 225
§ 3. Стадии процесса применения норм права
В правоприменительном процессе можно выделить три основные стадии:
I- |
I с ■ |
1) установление фактической основы дела;
2) установление юридической основы дела;
- 3) принятие решения по делу;
S^ 4) исполнение решения.
/ На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. Установление фактической основы должно в конечном счете отвечать на вопросы: что, где, когда, кто?
Так, при производстве расследования по уголовных делам установлению подлежат: события преступления; виновность обвиняемого; мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; обстоятельства, характеризующие личность виновного; характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
;На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.
На третьей стадии выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба дела, и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе принятия решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие же решения является основной стадией. После чего оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
§ 4. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное ком-
15-549
|
|
Глава 16. Применение права
петентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
V. г V |
v; |
Правоприменительный акт как итог правоприменительной деятельности характеризуется следующими особенностями: исходит от компетентных органов; носит государственно-властный характер; носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъ- у ективными правами и юридическими обязанностями;
имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем, следует различать акт применения как действие' (деятельность) и какшокумент. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:
VI) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; v/ 2) по субъектам, их издающим — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; V 3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении условного дела);
v/4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
Стадии правоприменительного процесса
установление | фактической | основы | дела |
установление | юридической | основы | дела |
принятие решения по делу
исполнение решения
§ 6. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления 227
5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-
правовые, гражданско-правовые и т.п.;
6) по характеру — на материальные и процессуальные.
§ 5. Отличие нормативных актов от актов применения права
И нормативные акты, и акты применения права являются разновидностью правовых актов.
|
|
Их также объединяет то, что они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами и выступают властными по своему характеру документами.
Однако в отличие от нормативного акта (например, УК РФ) правоприменительный акт (приговор суда):
• применяется именно на основе нормативного;
• конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном
акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отно
шениям;
• носит персонифицированный (индивидуально-определен
ный) характер;
• не является источником (формой) права и рассчитан только
на однократное применение;
• является юридическим фактом для возникновения, измене
ния и прекращения соответствующих правоотношений.
§ 6. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:
1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере пра
вового регулирования;
2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная
регулировать данные фактические обстоятельства.
Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.
Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель
15*
Глава 16. Применение права
§ 7. Юридические коллизии и способы их разрешения
вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Таким образом, аналогия закона применяется, если:
• имеется отношение, требующее правового регулирования;
• отсутствует норма права, его предусматривающая;
• имеется в наличии иная правовая норма, регулирующая
сходные, аналогичные отношения, на основе которой, собст
венно, данное дело и решается.
Например, в уголовно-процессуальном законодательстве России до сих пор не регламентирован вопрос отвода общественного обвинителя. В случае, если такая проблема возникает, она решается на основе юридических норм, регламентирующих отвод прокурора (государственного обвинителя), т.е. на основе норм, регулирующих сходные общественные отношения.
Или другой пример. В частности, ряд предписаний ГК РФ регулирует порядок проведения лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (ст. 1062, 1063). Однако не все вопросы, связанные с проведением игр и пари, урегулированы нормами данного института (очевидно, что в этом и нет необходимости). Поэтому, если, скажем, выигравшему участнику лотереи в качестве выигрыша передана вещь с недостатками, то возникший спор может быть разрешен по правилам обмена товаров (вещей), приобретенных в предприятиях розничной торговли, т.е. в соответствии с требованиями ст. 502 ГК РФ.
В ряде случаев на необходимость применения аналогии закона имеется указание в самом законе. Так, согласно ст. 778 ГК РФ к цене и срокам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются правила статей 708, 709 и 738 Гражданского кодекса РФ, т.е. нормы, регулирующие отношения, возникающие по договору подряда и договору бытового подряда.
Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. При аналогии права:
'• имеется отношение, требующее правового регулирования; л • отсутствует норма права, его предусматривающая; ч! • отсутствует и норма права, регулирующая сходные отношения.
Данный способ преодоления пробелов возможен лишь в тех случаях, когда отсутствует конкретная норма, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции и законодательстве. Поэтому правоприменитель, мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные и иные статьи.
Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ «при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».
В уголовном и административном праве аналогия исключается.
§ 7. Юридические коллизии и способы их разрешения
Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы «устаревают», другие же — принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Коллизии могут возникать:
1) между конституцией и иными актами (разрешаются в пользу
конституции);
2) между законами и подзаконными актами (разрешается в
пользу законов, как актов большей юридической силы);
3) между общефедеральными актами и актами субъектов Феде
рации:
если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;
если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;
Глава 16. Применение права
Рекомендуемая литература
4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт);
^5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой);
6) между общим и специальным актом:
• если они приняты одним органом, то применяется послед
ний;
• если они приняты разными органами, то действует первый.
Возможные способы разрешения коллизий:
• принятие нового акта;
• отмена старого акта;
• внесение изменений в действующие акты;
• систематизация законодательства;
• референдумы;
• переговорный процесс через согласительные комиссии;
• толкование и др.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 17. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 18.
Синюков В.Н., Григорьев ФА. Правовая система. Вопросы правореализации.
Саратов, 1995.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 239—242.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 23. Тихомиров ЮЛ. Юридическая коллизия. М., 1994.
Тихомиров ЮЛ. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право. 1994. № 1.
Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. С. 252—266. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 201—202. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 86—88. Юридическая конфликтология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1995.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое реализация норм права и каковы ее основные формы?
2. Назовите основные признаки применения права.
3. Какая из стадий применения норм права выступает в конечном счете глав
ной?
4. Чем отличаются нормативные акты от правоприменительных?
5. Что значит устранить и преодолеть пробел в праве?
6. Что такое аналогия закона и аналогия права?
7. Назовите основные способы разрешения юридических коллизий.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983.
Дюрягин ИЛ. Применение норм советского права. Свердловск, 1973.
Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.
Карташов В.Н. Институт аналогии в советском праве. Саратов, 1976.
Карташов В.Н. Применение права. Ярославль, 1980.
Комаров С А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 18.
Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. Гл.7.
Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.
Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.
Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 15.
§ 1. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
ГЛАВА 17 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА